Люба Бажкова
Опыт работы по речевому развитию в процессе экологического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы по речевому развитию детей
через экологическое познание мира в старшей логопедической
группе «Радуга» (апрель 2014г.)
восп-ли : Бажкова Л. А.
Всем ясно, что человек и природа неотделимы. Работая над задачей экологического воспитания, мы придерживаемся убеждений В. А. Сухомлинского, что природа должна быть «не каким-то придатком, фоном умственных интересов, а самой сутью жизненной среды», так как многогранная духовная жизнь в годы детства требует постоянного общения детей с природой. Только в ходе такого общения и взаимодействия с природой возможно становление и развитие личности ребенка, становится основой образовательного процесса.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
На занятиях и вне занятий мы знакомим детей с развитием жизни на Земле : происхождением и многообразием форм жизни, рассказываем о растениях, животных, их особенностях, жизни, среде обитания и т. д. Предоставляем ребенку возможность осваивать предлагаемую информацию в доступной форме, используя с этой целью художественную литературу для детей, иллюстрации, наглядные пособия, организуем экскурсии в парк, сад, на речку, луг. Яркие впечатления позволяют детям высказывать свое отношение к увиденному, тем самым развивают речь детей и коммуникативные взаимоотношения.
Мы постепенно внедряем в свою работу ФГТ. Занятия часто проводим комплексные: «Посуда», «Береги деревянные предметы», «Где шествует, сыплет цветами весна»… Мир природы становится неисчерпаемым источником знаний благодаря тому, что знания поступают в детскую голову очень сложным путем: через руки, через труд, через взаимоотношения с другими людьми, через чувства и переживания, окрашивающие действительность.
В течение года мы изучали с детьми такие темы, как: «Овощи», «Фрукты», «Лес», «Осень», «Зима», «Дикие и домашние животные», «Сад, огород», «Птицы», «Ранняя весна», «Вода», «Весна. Насекомые», «Труд людей на селе» и др. Рассказывая о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов в природе, мы старались способствовать формированию понимания ребенком того, что Земля – наш общий дом, а человек – часть природы, знакомили детей с влиянием воды, водоемов, леса, заповедников, воздушной среды и почвы на жизнь человека, животных, растений. Знакомили воспитанников с проблемой загрязнения окружающей среды, объясняя, как ухудшение экологических условий сказывается на жизни человека и живой природы; знакомили с правилами личной безопасности: не пить грязную воду, не есть грязными руками, мыть овощи и фрукты…
Для решения речевых задач через экологическое познание мира нами создана была развивающая среда.
Уголок природы: растения, пособия для ухода за ними, дневники наблюдений за растениями, паспорта комнатных растений, природный материал для ручного труда, мнемотаблицы по уходу за растениями, календарь природы и погоды, «огород на окне», где дети сажали и наблюдали за пшеницей, овсом, луком, веточками деревьев, выращивали рассаду овощей…
Пособия : плакаты с изображением разной растительности, животного мира, климатических зон Земли, карта животного мира Земли, папки с иллюстрациями по лексическим темам («Животные», «Птицы», «Времена года», «Растения», «Насекомые», наборы открыток : рыбы, комнатные растения, овощи, растения-переселенцы, птицы, цветы,альбом «1000 крассвордов о растениях и животных»…
Картины: «Золотая осень» Левитана, «Грачи прилетели» Саврасова, подбор репродукций Шишкина…
Детская художественная литература: детские энциклопедии, подбор художественной литературы по ознакомлению с животным и растительным миром.
Дидактические игры: «Земля и ее жители», «Лото»(растения, овощи, фрукты., «Что где растет», «Что в корзинку мы берем», «Когда это бывает?», «Что сначала, что потом?», «Кто это, что это?», «Умники и умницы», «Радости и огорчения», «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Природа благодарит и сердится», «Экологический светофор»…
Подвижные игры: «Лягушки и цапля», «Гуси-лебеди», «Сова», «Медведь и пчелы», «Кошки-мышки», «Волк во рву» и т. д.
Сюжетно-ролевые игры: «Лесное хозяйство», «Ферма», «Рыболовецкое судно», «Корабль», «Зоопарк», «Овощехранилище»…
Полочка для экспериментов: материалы для проведения экспериментов с живой и неживой природой.
Мини-музей : «Дерево с нами во все времена».
Для того, чтобы активизировать детей в процессе работы с природой, мы разработали ряд проектов :
- «Осень» (долгосрочный);
- «Глина» (краткосрочный);
- «Вода» (краткосрочный);
- «Зима»(долгосрочный);
- «Чудо рядом с нами» (весна, долгосрочный…
Проекты создают условия для творческой самостоятельной деятельности детей: тематические рисунки и поделки, составление гербариев, сбор природного материала, сочинения рассказов и сказок о жизни животных и растений и т. д. Нами были организованы выставки поделок из природного материала (овощи, фрукты, конкурсы рисунков «Люблю тебя, мой край родной», 2Пришла зима снежная», «Весенняя капель», в мае – «Экологическая тревога».
В течение года проводились с детьми развлечения : «Лес – наше богатство», «Праздник шишек», «Праздник ветерка», «Здравствуй, хлебушко душистый», «Сказка о глупом мышонке», в мае завершит весенний проект развлечение «Если добрый ты…»
В течение года с детьми проводились беседы, наблюдения, трудовой десант на огороде и в уголке природы, где мы старались обеспечить условия для развития у детей эмоционально положительного отношения к природе, обращали внимание на красоту, совершенство живых форм – растений, насекомых, птиц, животных. Способствовали развитию у детей ответственного, бережного отношения к окружающей природе, учили не ломать ветки деревьев, кормить птиц зимой, не разорять муравейники, убирать мусор на грядках огорода, на нашем «лесном участке», на клумбах. С детьми изготовлен экологический мини-журнал.
В процессе познания природы, прежде всего через исследовательскую деятельность, мы старались способствовать развитию детей, их самовыражению. В практической деятельности дети быстрее сплачиваются, развиваются их коммуникативные качества, они свободно высказываются, строят свои предположения, сравнения, делают анализ, тем самым развивая связную речь. Детям очень нравится исследовательская деятельность. Они с удовольствием проводили опыты с магнитом, песком, водой, глиной, неоднократно ходили с «выездной лабораторией» к детям средней группы, показывали и рассказывали свои опыты.
Проанализировав работу с детьми по экологическому воспитанию, можно сделать вывод, что работа с детьми велась, имеет положительную динамику:
Декабрь- апрель-
Вся работа по экологическому воспитанию шла в тесной взаимосвязи с родителями. Нами запланированы ряд консультаций: «Природа и ребенок», «Помоги любить все живое», «Я- колобок, колючий бок», «Летний отдых детей»… ; папки-ширмы: «Природа и фантазия», экологическая сказка «Нет повести печальнее на свете.», «Играем вместе»; фотомонтаж «Природа и дети», «Экологические кроссворды», стенгазета «Весняночка», изготовление коллажа «Земля-наш общий дом».
Использование разнообразных технологий, методов и приемов поможет развить у ребенка мироощущение единства человека со всем живым на земле, что неизбежно приведет его к необходимости гармонизовать свою деятельность с людьми и биосферой. Надеемся, что наша работа будет способствовать утверждению в детях человеческого достоинства, доброты, сопереживанию всему живому. Переживания, радость и тревога за окружающую природу рождают заботу о ней.