Данькова Ирина
Опыт работы по теме «Я рисую, как хочу»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №9 комбинированного вида».
Направленность опыта :
«Технология развития детской креативности – растим будущих творцов и инженеров!»
Развитие творческих способностей детей старшего
дошкольного возраста через изобразительную деятельность
«Я рисую, как хочу!»
Автор: Данькова Ирина Владиславовна.
г. Луга
2017г.
Темочки:
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие нити- ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В. А. Сухомлинский.
Введение
1. Теоретическая часть.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармоничного развития ребенка.
Дети очень любят рисовать, причем в любом возрасте.
Даже самые крошечные малыши, проводя яркие линии фломастерами, карандашами или ставя отпечатки пальчиками, особо не осознавая, что они рисуют, приходят в восторг от этого процесса.
Детям нравится рисовать везде и всем: красками и ручками по бумаге, палочками на песке, мелками на асфальте. Юные художники всегда найдут место для своего очередного творения.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия. Рисование связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия рисованием способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.
Нетрадиционные способы рисования достаточно просты по технологии и напоминают игру.
Использование нетрадиционных способов рисования позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании. Этот способ пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и повышают интерес к изобразительной деятельности в целом. Применение нетрадиционных техник рисования создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от заданного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает эмоционально - положительное отношение к деятельности. Владея разными способами рисования, ребенок получает возможность выбора, что и развивает его творческие способности. В процессе рисования у детей совершенствуется наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Систематическое владение нетрадиционными методами рисования дарит детям радость и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно – трудовое, физическое).
2. Практическая часть.
Актуальность опыта.
Рисование является одним из важнейших средств развития творческой деятельности ребенка. Но рисунки часто не получаются и, вследствие этого, у многих детей исчезает желание рисовать. Для того, чтобы повысить интерес к рисованию применяют нетрадиционные способы рисования. Рисуя этими способами, дети не боятся ошибиться, так как все легко можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое, и ребенок обретает уверенность в себе, у него появляется интерес, а вместе с тем и желание рисовать. Рисовать можно чем угодно и где угодно и как угодно! Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна и неповторимая. Это зарождает у детей новое желание, стремление к новому более творческому отражению ощущений, способствует всестороннему и гармоничному развитию детской индивидуальности, формированию поистине творческой личности. В этом и есть актуальность нашего проекта.
Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.
Кроме того, нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний, страхов, и утвердиться в позитивной позиции «творца».
Цель опыта :
Развивать художественное творчество, воображение, фантазию, интерес к изобразительной деятельности.
Задачи опыта :
1. Формировать эмоционально-эстетического восприятия, развитие у ребёнка умения замечать выразительность форм, цвета, пропорций и выражать при этом своё отношение и чувства;
2. Разнообразить изобразительную деятельность детей, внести новые и необычные для детей способы выполнения работы;
3. Развивать эстетическое мировосприятие, воспитывать художественный вкус;
4. Развивать фантазию, творческое мышление и воображение, пространственное восприятие;
5. Развивать точные движения руки и мелкую моторику пальцев;
6. Развивать детской креативности.
Формы работы с детьми :
- совместная деятельность взрослого и ребенка;
- самостоятельная деятельность детей;
- рассматривание образцов, фотографий, иллюстраций;
- чтение и обсуждение художественной литературы;
- наблюдение за природой;
-рассматривание и обсуждение привлекательных предметов;
- физкультминутки;
- оформление выставки.
Формы работы с родителями :
- родительское собрание на тему «Роль изобразительной деятельности в семье и в детском саду»;
- выставки для родителей;
- консультация «Виды нетрадиционного рисования и их значение в жизни дошкольника»;
- беседа «Как развивать детское творчество»;
- папка передвижка «Рекомендации для родителей».
Предварительная работа :
Для осуществления работы по заданной теме я подбирала и изучала литературу по нетрадиционному рисованию, изучала техники нетрадиционного рисования. Подобрала систему игр, упражнений. Разработала план занятий. Была создана выставочная зону для готовых работ – детских рисунков разного формата. Был подготовлен необходимый для рисования материал, бумагу различной фактуры, краски, карандаши.
Интеграция образовательных областей.
В дошкольном возрасте ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и интересуется причинно - следственными связями. Он пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, поступкам людей, любит наблюдать и экспериментировать. Ребенок способен к принятию самостоятельных решений, опираясь на свои знания и умения в разных видах деятельности. Это художественно – эстетическое развитие, образовательная область, социально – коммуникативное развитие.
«Художественно - эстетическое развитие» : Дошкольники фантазируют и самостоятельно применяют разные предметы по необычному назначению. Рисуют предметы разной формы, подбирают цвет, и фон для изображения времени года. В индивидуальной и коллективной работе используют различные виды изобразительной деятельности. Самостоятельно создают художественные образы. Владеют комплексом технических навыков и умений, которые нужны для реализации замысла. Рисование по передаче восприятия музыкальных произведений. Использование рисунков в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.
«Социально – коммуникативное развитие» : Умеют взаимодействовать с другими детьми и взрослыми (договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при совместной игре).
«Речевое развитие». На занятиях используется прием комментированного рисования. В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми. Дети между собой обсуждают свои работы. Выполняя практические действия, дошкольники способны усвоить много новых слов и выражений.
«Познавательное развитие». Занятие по рисованию способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении. Для занятий по изодеятельности подбираются сюжеты близкие опыту ребенка, позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их. На занятиях дети узнают о различных явлениях природы, о жизни людей, о жизни животных.
«Физическое развитие». Использование физминуток, пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки.
Технология опыта работы :
Сущность творческого проекта, заключается в систематизации, разработке и практическом применении технологий в нетрадиционных техниках рисования. В ходе занятий использовались следующие методы и приемы: беседы, показ технических приемов. Объяснение, указание, напоминание, поощрение, анализ, игровые методы.
Опыт моей работы показал, что использование нетрадиционных технологий в рисовании и разнообразии доступных материалов дает положительный результат в изобразительной деятельности. Для занятий подготавливались разнообразные и красочные материалы, детям предоставлялась свобода выбора.
При использовании нетрадиционных техник рисования в деятельности детей дошкольного возраста:
- повышается мотивация заниматься художественной деятельностью (всегда интересно попробовать что-то новое, необычное и посмотреть, что из этого получится). Новые возможности удивляют ребенка, вызывают восторг;
- дети «заряжены» на успех (исчезает страх критики со стороны сверстников и взрослых. Малыши уверены в своих силах);
- развивается мышление, воображение («от простого к сложному» дети постепенно учатся моделировать композицию, сочетая разные техники и приемы, способы и материалы в одном рисунке);
- развиваются художественно-творческие способности дошкольников.
В своей работе я использовала следующие технологии нетрадиционного рисования:
Печать от руки.
Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами.
Использование печатки.
Ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка.
Рисование пёрышком
Пёрышки различного размера опускаются в гуашь, проводится пером по листу. Для получения изображения разного цвета и размера пёрышки меняются
Рисование пальцем.
Ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета.
Монотипия.
Ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
Рисование по трафарету тампоном.
Ребенок прикладывает трафарет к бумаге, обмакивает поролон в краску и промакивает поролон по трафарету, затем аккуратно убирает трафарет, если необходимо повторяет процедуру после высыхания краски.
Рисование методом тычка.
Для этого метода достаточно взять любой подходящий предмет, например, ватную палочку. Опускаем ватную палочку в краску и точным движением сверху вниз делаем тычки по альбомному листу. Палочка будет оставлять четкий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы был выбран предмет для тычка.
Кляксография.
В основе этой техники рисования лежит обычная клякса. В процессе рисования сначала получают спонтанные изображения. Затем ребенок дорисовывает детали, чтобы придать законченность и сходство с реальным образом. Оказывается, клякса может быть и способом рисования, за который никто не будет ругать, а, наоборот, еще и похвалят.
Набрызг.
Ребенок набирает краску на зубную щётку и ударяет ею о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.
Граттаж.
Ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Граттаж может быть цветным и чёрно – белым, это зависит от того, какая тушь нанесена на лист.
Рисование мятой бумагой.
Рисование деревьев. Для этого смять тонкий лист бумаги, обмакнуть его в краску и, промачивая, нарисовать крону деревьев. Таким же способом можно нарисовать траву, небо, снег.
Ниткография.
Способ получения изображения: опускаем нитки в краску, чтобы они пропитались, концы нитки при этом должны оставаться сухими. Укладываем нитку на листе бумаги в произвольном порядке, сверху накрываем чистым листом бумаги, концы нитки должны быть видны. Потянуть за концы нитку, одновременно прижимая верхний лист бумаги. Дорисовать необходимые элементы. После освоения этой техники с использованием одной нитки можно усложнять работу и использовать две и более нити.
Пластилинография.
Пластилинография – это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъёмные.
Для осуществления своей работы я разработала календарно - тематическое планирование. (Приложение 1).
Работу проводила поэтапно. В течение месяца знакомила детей с одной из технологий нетрадиционного рисования.
В конце каждого месяца проводила викторины, где осуществлялось закрепление полученных знаний по нетрадиционному рисованию; организовывала выставки детских работ, открытых мероприятий, мастер - классов для педагогов и родителей.
Велась активная работа с родителями : индивидуальные консультации, папки-передвижки, беседы, рекомендации по развитию творческих способностей детей, участие в выставках детского и совместного творчества (родители, дети).
В группе создан уголок творчества. Он находится в удобном и доступном месте (все необходимое для самостоятельной и свободной деятельности). В группе систематически проводятся совместные выставки детского творчества.
Результаты: В изобразительной деятельности дети познакомились с нетрадиционными техниками рисования, как монотипия, кляксография, пальцевая живопись, рисование сухой кистью, пластилинография, рисование губкой и т. д.
Дети активно принимают участие в городских и областных творческих выставках, имеют призовые места, грамоты, дипломы.
Заключение
Подводя итоги работы, можно сказать, что изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Важное условие развития ребенка - оригинальное задание, сама формулировка которого становится стимулом к творчеству.
Детей очень привлекают нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать.
Поэтому ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию творческого воображения.
В настоящее время ребята владеют многими нетрадиционными техниками: рисование пальчиками, рисование ладошками, оттиски пробкой, печатками из овощей и другими. Ребятам очень нравится разнообразие техник, детские работы стали более интересными, разнообразными.
Литература:
1. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть I – М. ; «Издательство Скрипторий 2003», 2007г.
2. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть II – М. ; «Издательство Скрипторий 2003», 2007г.
3. Колдина Д. Н. «Рисование с детьми 5-6 лет» М. : Мозайка-Синтез 2013.
4. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб. : КАРО, 2008г.
5. Новалицкая Л. М. Методика формирования навыков изобразительной деятельности в ДОУ. – М. ; АРКТН, 2008г.
6. Утробина К. К., Утробин Р. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. – М. ; «Издательство ГНОМ и Д», 2004г.
7. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – г. Ярославль; Академия развития: Академия холдинг, 2004г.
Приложение 1.
Календарно - тематическое планирование по нетрадиционному рисованию в старшей группе.
Месяц Период:
недели
Название
Цель Методы
и приемы работы.
Сентябрь
I «Кляксография» Познакомить детей с новым способом нетрадиционного рисования. Показать наглядный материал. Использование ИТК. Просмотр презентации.
II «Веселые и грустные кляксы» Показать, объяснить и пробовать раздувать капли на бумаге. Учить придавать полученным кляксам настроение. Рассмотреть с детьми иллюстрации и
Фотографии. Применение метода «подражания».
Подражание технике воспитателя.
III Совместное рисование «Волшебная клякса» Научить новой технике рисования. Развивать фантазию и интерес детей к творчеству. Чтение В. Г. Сутеева «Мы ищем кляксу».
IV Рисование на вольную тему. Закрепить владение новой техникой рисования. Рассматривание работ, оформление выставки. Рассматривание работ, оформление выставки.
Октябрь I Технология ниткография Познакомить детей с новой техникой нетрадиционного рисования. Показать наглядный материал. Просмотр иллюстрированного материала.
II «Чудесные нитки» Показать, объяснить и пробовать новую технику рисования. Научить последовательности исполнения этой технике. Просмотр иллюстрированного материала.
III «Путешествие Волшебной нитки» Научить рисовать техникой ниткография. Развивать воображение и научить дорабатывать полученные изображения. Игровая деятельность «закрути интересно нитку».
IV Рисование по собственному замыслу. Закрепить владения техникой ниткография. Развивать творческую активность, умение рассказать о своем рисунке. Размещение готовых работ на стенде. Выставка работ.
Ноябрь I Тычковый способ Вспомнить и закрепить знания детей о рисовании пейзажа тычковым способом. Экскурсия в «Дом искусств».
Просмотр выставочных работ.
II «Разноцветные листья» Учить передавать оттенки осенних листьев. Использование дидактической игры «Собери пейзаж».
III «Осенний лес» Учить детей передавать в рисунке впечатления о золотой осени, передавать ее колорит; закреплять умение рисовать разнообразные деревья, учить располагать изображение по всему листу (выше, ниже); развивать творчество; воспитывать художественный вкус. Использование иллюстрационного материала.
IV Рисование по замыслу ребенка. Совершенствовать умения в данной изобразительной технике. Выставка работ.
Декабрь I Набрызг Познакомить детей с новой техникой нетрадиционного рисования с помощью набрызга. Просмотр выставочных работ кружка «Изостудия».
II Совместная работа воспитателя с детьми. Учить набирать краску на зубную щетку и проводить ее вперед- назад по расческе, разбрызгивая краску по бумаге. Применение метода «подражания».
III «Зимний лес» Научить детей рисовать техникой набрызга. Просмотр иллюстрации новогоднего пейзажа.
IV Рисование по собственному замыслу. Закрепить владения техникой набрызга. Развивать творческую активность, умение рассказать о своем рисунке. Выставка работ для родителей.
Январь I Техника рисования «оттиск поролоновым тампоном» Познакомить детей с новой техникой нетрадиционного рисования с помощью оттиска поролоновым тампоном. Показать наглядный материал. Использование ИТК. Просмотр презентации.
II «Зимняя поляна» Учить изображать природу. Развивать творческую активность, умение дополнять полученное изображение. Научить передавать пушистость ветвей елки. Чтение В. Г. Сутеева «Дед мороз и серый волк»
III Рисование по собственному замыслу. Закрепить владения данной техникой рисования. Обсуждение зимнего пейзажа.
Февраль I Граттаж Познакомить детей с новой техникой нетрадиционного рисования - граттаж Поход в дом культуры на выставку детских работ.
II Совместная работа. Учить детей отражать в рисунке салют. Развивать художественное творчество, эстетическое восприятие. Закреплять умение сочетать в рисунке несколько материалов. Воспитывать чувство гордости за свою страну. Просмотр видеозаписи салюта.
III «Салют» Научить создавать рисунок в технике «граттаж».
Совершенствовать умение работать зубочистками.
Развивать творческое воображение.
Воспитывать аккуратность при работе. Беседа с детьми о защитниках нашей Родины.
Март I Рисование ладошкой Вспомнить и закрепить технику нетрадиционного рисования «рисование ладошкой». Использование дидактической игры «Времена года»
II «Солнышко» Учить с помощью оттиска руки создавать знакомый образ (солнышка). Дополнять рисунок дополнительными деталями. Использование дидактической игры «Времена года»
III «Волшебная птичка» Учить с помощью оттиска руки создавать знакомый образ птички. Дорисовывать необходимые детали для дополнения образа. Просмотр иллюстрации на тему.
IV Рисование по замыслу ребенка. Учить задумывать содержание работы, отражать впечатления, полученные при чтении и рассматривании иллюстраций Выставка работ.
Апрель I Монотипия Познакомить детей с новой техникой нетрадиционного рисования – монотипией. Показать наглядный материал и объяснить пошагово технику рисования. Просмотр иллюстрации по теме.
II «Веселые грибочки» Учить передавать в рисунке образы знакомых песен, стихотворений; закреплять приемы работы красками, умение красиво изображать изображение на листе Прослушивание детских песен.
III «Весенняя полянка» Познакомить детей с симметрией. Развивать пространственное мышление, глазомер и воображение. Научить рисовать техникой «монотипия». Применение метода объяснения.
IV Рисование по собственному замыслу. Закрепить владения данной техникой рисования. Прослушивание записи весенней капели.
Май I Выдувание воздушными фломастерами Познакомить детей с новой техникой нетрадиционного рисования. Использование ИТК.
II «Бабочки на лугу» Показать, объяснить и пробовать выдувать фломастеры на бумагу. Применение метода «подражания».
III «Бабочки на лугу» Научить детей рисовать данной техникой и научить соблюдать правила длительности выдоха. Развивать речевое дыхание, развивать и укреплять дыхательную систему. Чтение Л. Корчагина «Сказка про бабочку».
IV Рисование по собственному замыслу. Закрепить владения данной техникой рисования. Учить задумывать содержание работы, отражать впечатления Выставка работ.