света короткова
Опыт работы по проблеме «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего возраста
Речь является средством общения. Без неё человек не мог получать или передавать информацию. Без письменной речи не было бы возможности узнать, как жили и чем занимались наши предки. По своему жизненному значению речь является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации, средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека.
Публикация «Опыт работы по проблеме „Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего возраста“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Опыт работы, практика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
В течение дошкольного детства ребенок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая моторика рук.
Если развитие движения пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие в пределах нормы, если развитие движений пальцев отстает – задерживается и развитие речи. Практика показывает: нужно раньше начинать работу по развитию мелкой моторики, тогда будет больший положительный эффект на формирование детской речи. Поэтому я и выбрала тему моего опыта «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего возраста».
Я поставила перед собой цель: формировать и развивать речь дошкольников с включением в непосредственно образовательную и игровую деятельность игрового метода обучения (пальчиковые игры). Потому, что чем больше внимания я буду уделять кистям (поглаживание и разминание пальчиков, загибание и разгибание их, тем активнее у них развиваются мозг и речь. Если речь развивается нормально, все равно нужно заботиться о развитии у ребенка тонких движений пальцев рук. Создать условия для развития речи дошкольников через пальчиковые игры.
Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточно сформированной речью у детей младшего возраста; недостаточный словарный запас; бедная диалогическая речь. Не систематически включала в работу игры и задания для развития общей и специальной моторики с учетом индивидуальных способностей каждого ребенка. Не всегда следила за правильной постановкой кисти руки ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. Поняла, что окружение ребенка (семья, родственники, в своем большинстве мало общаются с ребенком, не знают возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Не достаточно проводилась работа с родителями по данной проблеме.
В-первую очередь, я начала свою работу с изучения педагогических условий проведения пальчиковых игр как средства развития речи детей младшего возраста и методической литературы Т. А. Ткаченко «Развиваем мелкую моторику», Е. Косина «Пальчиковая гимнастика», А. Е. Белая, В. И. Мирясова «Играем пальчиками и развиваем речь», Ю. Соколова «Игры с пальчиками». Статьи в журналах «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Управление ДОУ», отобрала нужную информацию для дальнейшей систематической работы с детьми.
Провела диагностику:
год Начало года Конец года
в с н в с н
2005-2016 42% 26% 32% 49% 31% 20%
2016-2017 51% 29% 20% 58% 32% 10%
2017-2018 63% 30% 7% 70% 26% 4%
Поняла, что работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно, тогда будет, достигнут наибольший эффект. Стала создавать адекватную возрастным особенностям предметно – развивающую среду, используя разнообразный материал:
- различные коробочки для собирания в них пуговиц, камешков, косточек от фруктов, орехов, семечек овощей и фруктов и т. д;
- мозайка (мелкая и крупная);
- бусы и пуговицы разной величины;
- свободные катушки для наматывания на них ниток и веревок;
- различные виды застежек: молнии, пуговицы, кнопки, крючки, шнуровка;
- пособия для шнуровки;
- наборы пластмассовых и деревянных палочек;
- разнообразные мелкие игрушки;
- массажные мячи;
- бумажные и вязаные колпачки для пальцев (герои разнообразных сказок).
Использую разнообразные формы работы с детьми. Наиболее продуктивными в решении поставленной задачи являются пальчиковые игры, которые дают наиболее значимый эффект. Психомоторные процессы развития речи напрямую зависят от развития мелкой моторики. Составила перспективный план пальчиковых игр, в сочетании с тематикой комплексно – тематического планирования.
Регулярное проведение пальчиковых игр и упражнений стали способствовать поддержанию хорошего тонуса у детей. Во время проведения пальчиковых игр моё расположение относительно ребенка, зависит от сложности игры и возраста ребенка. Если в игре задействована только одна ручка, то сажусь сбоку от ребенка. Если это более сложная игра, в которой задействованы обе ручки, то сажаю ребенка к себе на колени или располагаюсь на коврике и сажаю ребенка между ног, как в гнездышке (дети это очень любят).
Перед началом упражнений дети разогревают ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла. Все упражнения выполняю вместе с детьми в медленном темпе, от трех до пяти раз сначала одной, затем другой рукой, а в завершение – двумя руками вместе. Все упражнения выполняю вместе с детьми и демонстрирую собственную увлеченность игрой. При выполнении упражнений вовлекаю, по возможности, все пальцы руки. Слежу за правильной постановкой кисти руки ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. Добиваюсь, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость.
Игры с пальчиками – уникальное средство для развития речи, поэтому в течение дня несколько раз организую игры. Такие игры представляют собой инсценировку стихов и потешек, рифмованных историй. Стихи привлекают детей и легко запоминаются.
Использование пальчиковых игр для дошкольников учат их счету, знакомят с определением «верх – низ», «лево – право» и создают чувство уверенности в себе. Организую игры, в которых пальцы загибаются или действуют поочередно и они похожи на небольшие сказки. Осваивать такие игры начинаю с детьми, начиная с 4 -5 лет. Придумываю персонажи, наряжая кончики пальцев бумажными колпачками, прорисовывая на них глазки и улыбающийся ротик, а также использую вязаные колпачки – куколки.
Благодаря таким играм с пальчиками дети развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров. Ребенок получает новые тактильные впечатления, учится концентрировать внимание.
А вот пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально полезны для развития ребенка – дошкольника. Они содержательны, увлекательны. Художественный мир народных песенок и потешек построен по законам красоты. Он очень сложен, хотя сложность эта не всегда бросается в глаза. За этими словами признание права художника на творение своего мира и одновременно призыв к его познанию, суждению о нем. Суть фольклорных текстов – действие. Действия персонажей, движение событий, рождение конфликтов и их разрешение создают единственную в своем роде, удивительную, движущуюся стихию жизни. Использую в работе картинки – схемы, показывающие детям положение или движение кисти руки при чтении потешек, например: «Петушок», «Сорока», «Водичка – водичка», «Дружные пальчики» и др.
Серьезное внимание стала уделять театрализованным играм (пальчиковый театр, театр перчаток и рукавичек). Они выступают эффективным средством речевого развития детей. Использую театральные приемы на занятиях по развитию речи. Главный принцип интегративность, в соответствии с которым театрализованная деятельность включается в целостный педагогический процесс.
Родители – активные помощники в организации образовательного процесса. Нельзя добиться хороших результатов в решении задач развития речи, если они не решаются совместно с семьей, если в ДОУ не создано детско – взрослое сообщество, для которого характерно содействие друг другу. Я постаралась максимально привлечь родителей к активному участию, добилась полного осознания проблемы и активного стремления. Провела анкетирование родителей: «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста», консультации: «Значение пальчиковых игр в развитии речи детей дошкольного возраста», «Руки мамы и мои ручонки» (значение мелкой моторики).
Информирую родителей о состоянии речи их детей. Широко использую информацию в родительских уголках, в папках - передвижках: «Как развивать речь ребенка», «Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков», «Зависимость развития речи от использования пальчиковых игр», «Как и при каких условиях формируется речь детей третьего года жизни», книжку – раздвижку «Пальчиковые игры», которые обновляются по мере изучения игр. Родители активно участвуют в семинарах – практикумах с участием детей «Играем пальчиками и развиваем речь», где на практике учатся выполнять те или иные игры и упражнения. Предлагаю в домашнее пользование специальную литературу по развитию мелкой моторики рук.
Вывод:
Пальчиковые игры, театрализованные игры, игры с пальчиками, игры со шнуровками, мозаикой, самомассаж - все это способствовало развитию мелкой моторики рук и повышению умственной деятельности ребенка, психических процессов (внимание, память, развили речевые способности детей.
Для себя сделала вывод, что разнообразие пособий вызвали у 65% детей интерес к пальчиковым играм, у 48% детей активизировались творческие способности. Кисти рук и пальцев у детей приобрели силу, хорошую подвижность и гибкость, что в дальнейшем облегчит овладение навыком письма. У 35 % воспитанников наблюдалась положительная динамика уровня развития речи, что позволяет сделать вывод о стабильности полученных результатов. У 25% детей улучшилось звукопроизношение, и обогатилась лексика.
Для многих родителей уже не представляет секрета тот факт, что умственное развитие ребенка и постановка его речи очень сильно зависит от развитости мелкой моторики.
78% родителей уделяют должное внимание развитию координации руки и использующие для этого пальчиковые игры. 45% родителей оказывают посильную помощь в создании речевой среды в группе и создали речевую среду дома.
Опыт работы с дошкольниками подтвердил, что уровень развития речи детей взаимосвязан с мелкой моторикой.