Ольга Матова
Использование игровых технологий с целью формирования связной речи у детей с нарушением речи
Дети с нарушением речи испытывают большие затруднения в формировании связной речи : уровень информативности высказывания очень низкий, высказывания состоят из отдельных фрагментов, у них снижена речевая активность. Поэтому задача воспитателя развивать произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать её содержание, слышать ошибки в чужой речи; совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца; учить детей составлять рассказы-описания о предметах и объектах по образцу, предложенному плану; совершенствовать навык пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов.
Публикация «Использование игровых технологий с целью формирования связной речи у детей с нарушением речи» размещена в разделах
Работая с детьми с нарушением речи и сталкиваясь с проблемами в их обучении, приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми знаний. Поэтому одним из таких методов является использование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе по развитию связной речи у детей с нарушением речи.
Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Актуальность использования игры как средство коррекции обусловлено тем, что игра, являясь любимым детьми занятием, позволяет быстрее и прочнее сформировать нарушенные психические процессы, личностные качества, речь, моторику, интеллект. Игровые приемы возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий.
В своей работе с детьми использую следующие методы игровых технологий :
Дидактические игры
Дидактическая игра как вид игровой технологии в ДОУ способствует развитию обозначенных стандартом направлений речевого развития.
Виды дидактических игр:
игры с предметами (игрушками)
настольно-печатные игры
словесные игры
Главная цель дидактической игры – обучающая. Дидактическая игра для детей наиболее доступный вид деятельности и способ переработки полученных знаний. Дидактические игры стимулируют мыслительные процессы, а, следовательно, и речь ребенка. Дидактические игры я использую не только во время НОД, но и в совместной деятельности с детьми с целью закрепления и систематизации знаний. В работе над дикцией, силы голоса, темпа речи использую скороговорки, чистоговорки, загадки, стихи. Дети произносят их громко, шепотом, вполголоса и с разной скоростью (медленно, умеренно, быстро).
Игра «Скажи с разной интонацией» – позволяет дошкольникам пользоваться повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией. Для формирования грамматического строя речи дошкольников использую дидактические игры «Рассели по домикам», «Кто где живет?», «Кто кем был?».
Одни игры учат детей вести диалог, например, игра «О чём спросить при встрече» учит детей вступать в контакт.
Я предлагаю детям передавая мяч, сформулировать вопрос, который можно задать знакомому при встрече, и ответить на него.
Один ребёнок задает вопрос, другой отвечает («Как живёте?» — «Хорошо». «Как идут дела?» — «Нормально». «Что нового?» — «Все по-старому» и т. д.). Дважды повторять вопрос нельзя.
Игра «Вопрос - ответ» развивает у детей умение отвечать на вопросы партнёра
Игра «Что бывает круглым?» расширяет словарь детей за счет прилагательных. Развивает воображение, память, ловкость.
Перебрасывая мяч, задаю детям вопросы, на которые они, поймав мяч, отвечают, после чего возвращают мяч.
Например:
Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня.)
Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка, лента, шнур.)
Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, дом, шкаф.)
Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье.)
Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь.)
Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко.)
Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли.)
Так же активизирует словарный запас дошкольников игра «Как назвать того, кто. ?». Давайте поиграем вместе.
Как назвать того, кто.
Кто на паровозе ездит? (Машинист.)
Кто утром делает зарядку? (Физкультурник, спортсмен.)
Кто песни сочиняет? (Композитор.)
Кто все ломает? (Хулиган.)
В игре «Закончи предложение» дети учатся правильно строить предложения с причинно-следственной связью.
Предлагаю детям закончить предложение.
Маша взяла утюг, она будет… (гладить белье).
Дима взял пилу, он будет… (пилить бревно).
Юра взял топор, он будет (рубить).
Сережа взял карандаш, чтобы… (рисовать).
Максим не достает до звонка, потому что он… (маленький).
Я не хочу спать, потому что. (ещё рано).
Сказкотерапия – .(Сочинение детьми сказок) метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. Работая со сказкой, я стараюсь совершенствовать лексико-грамматические средства языка; развиваю диалогическую и монологическую речь;
«Салат из сказок» / смешивание разных сказок /
«Нарисуй сказку» (составление рисуночного плана к тесту, использование его при пересказе знакомой сказки.
«Что будет, если?» / сюжет задаёт воспитатель /
«Изменение характера персонажей» / старая сказка на новый лад /
«Использование моделей» / картинки-геометрические фигуры /
«Введение в сказку новых атрибутов» / волшебные предметы, бытовые приборы и т. д. /
«Введение новых героев» / как сказочных, так и современных /
«Тематические сказки» / цветочные, ягодные и т. д. /
Куклотерапия.
При игре с куклой формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Также куклотерапия способствует усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса, пополнению словарного запаса, усвоению элементов речевого общения, развитию артикуляционного аппарата.
Мнемотехника.
Дети не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Очень важно пробудить интерес, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности – игру. Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для : обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихотворений, пословиц и поговорок.
Театрализованные и сюжетно-ролевые игры – один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Тематика их может быть разнообразной: сказки, игрушки, сценки из жизни животных и т. д. В ходе таких игр дети учатся договариваться о распределении ролей. В процессе сюжетно-ролевой игры дети очень любят перевоплощаться в продавцов, докторов, почтальонов и т. д. В ходе такой игровой деятельности у детей развивается диалогическая и монологическая речь.
Таким образом, использование игровых технологий является эффективным средством коррекции недостатков в связной речи у детей с нарушением речи.