Яна Глебова
Опыт работы по программе С. Н. Николаевой «Юный эколог»
▼ Скачать + Заказать документы
Глебова Яна Владимировна
воспитатель первой
квалификационной категории
«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума» В. А. Сухомлинский
Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности. Важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли – экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение. Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека.
Публикация «Опыт работы по программе С, Н, Николаевой „Юный эколог“» размещена в разделах
Основанием для организации кружка «Юный эколог» с дошкольниками, послужили личные наблюдения за отношением детей к окружающей природе. У меня возникло желание помочь им ощутить себя единым целым с природой, показать разнообразие природных явлений, объяснить, что все живое имеет потребности, которые могут быть удовлетворены хорошими условиями внешней среды, что человек играет важную роль в поддержании, сохранении и создании условий для живых существ, обитающих по соседству.
Изучив соответствующую методическую литературу, меня заинтересовала программа экологического воспитания в детском саду «Юный эколог» под редакцией С. Н. Николаевой. Эта программа разработана на основе теоретических и практических исследований в области экологического воспитания дошкольников, проводимых автором на протяжении многих лет в Российской академии образования. И с 1993 года широко апробируется в различных регионах России.
Она имеет методическое обеспечение и разработки конкретных технологий для практической работы с детьми разных возрастных групп.
По программе С. Н. Николаевой «Юный эколог» я работала на протяжении четырех лет, кружковую деятельность начала с детьми в возрасте 3-4 лет.
Цель кружка это формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. На начальном этапе занималась построением в группе развивающей предметно-пространственной средой экологического содержания, которая помогает сформировать у детей познавательное отношение к природе.
В группе имеются уголок природы, который видоизменяется в соответствии с каждой возрастной группой: пособия, схемы, настольно-печатные игры, литература природоведческого содержания, различные макеты, экспериментальный уголок.
На все возрастные группы составлен учебно-тематический план, содержание основных тем включало в себя знакомство детей с неживой природой, многообразием растений и животных, жизнью растений и животных в сообществе, взаимодействием человека с природой, а также проведение наблюдений и экспериментов.
Чтобы познакомить детей с неживой природой: водой, воздухом, почвой, камнями, использовала экспериментальную деятельность. Это большой спектр развития. В первую очередь неподдельный интерес ребенка к природе, возможность самостоятельно делать свои маленькие открытия.
А для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями, старалась включить в тематическое планирование кружка как можно больше опытов. В проводимых опытах мы устанавливали зависимость между температурой воздуха и состоянием воды, закрепляли знания о свойствах различных природных материалов (прозрачность воды, растворимость глины, слипание снега, сохранение формы мокрым песком и т. д.). На прогулке организовывала игры с природным материалом (песок, вода, глина, лед, снег, листья, плоды и т. д., в процессе которых дети знакомились с их свойствами. Кроме этого использовала разнообразные игровые упражнения: «Найди по описанию», «Что где растет», «Узнай и назови» и т. д.
Образовательную деятельность по теме многообразие растений, с детьми в младшей и средней группе проводила в игровой форме, использовала кукольных персонажей: Степашку, Айболита, Лесовичка, которые вызывали у детей положительные эмоции и чувства.
Например, по обследованию комнатных растений, применяла такую игровую обучающую ситуацию как «Профилактический осмотр комнатных растений доктором Айболитом». Айболит «выписывает рецепты» по уходу за растениями, малыши выполняют все рекомендации доктора.
Использовала разнообразное оборудование для нетрадиционного оформления огорода на окне, который стал хорошим подспорьем и помощником в воспитании у детей экологической культуры. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда. (Например необыкновенное выращивание лука — в виде дерева.)
Выбирала дежурных в уголке природы таким образом, чтобы с ребенком умеющим хорошо работать дежурил ребенок у которого навыки сформированы недостаточно. Для стимулирования детей заниматься трудовой деятельностью создавала проблемную ситуацию: нужно было разгадать загадку Лесовичка, и в группе найти коробочку с его пожеланиями и назначением дежурных.
Наблюдение- это важнейший источник знаний о природе. Оно развивает в детях важное умение - смотреть, видеть, делать выводы и обобщения. В процессе работы с детьми замечено, что они в ходе конкретных наблюдений легко могут установить связи между различными природными явлениями. Например, наблюдая за деревьями, дети могут связать распускание листьев с приходом весны.
Ознакомление ребят с домашними животными и дикими зверями осуществляется с помощью наблюдений за кошкой, собакой, рассматривания картинок. Представление о жизни животных у детей постепенно становится реалистичными. Они узнают о детенышах животных, об особенностях их внешнего вида. В цикле наблюдений прослеживается постепенное усложнение изучения материала, наращивается объем знаний, в соответствии возрасту детей. Например, наблюдение за птицами: «Какие птицы прилетают на кормушку», «Как птицы передвигаются по земле», «Как птицы летают», «Как птицы относятся друг к другу», «Что мы знаем о птицах». Чтобы наблюдения были интересными использовала игровые приемы, задания.
Для знакомства с темой взаимодействие человека с природой, с детьми 6-7 лет проводила занятия, беседы с использованием презентаций: «Человек — живое существо», «Как человек использует природу», «Лес в жизни человека», «Как люди помогают лесным обитателям», «Как человек охраняет природу». В практической деятельности ребята рисовали запрещающие знаки «Правила поведения в природе», рассказывали, как человек не должен поступать. Организовывала викторины «Знатоки природы», «Мир птиц», «Сохраним природу» кроссворды, которые направлены на интеллектуальное развитие детей, так как требуют актуализации представлений о фактах природы, закономерностях, известных детям.
В своей работе использовала разнообразную литературу известных детских писателей-природоведов Г. И. Пришвина, В. А. Бианки, Е. И. Чарушина. Произведения о природе глубоко воздействует на чувства дошкольников, после прочтения проводила беседу, задавала вопросы, видела в глазах детей сочувствие, сопереживание, радость и восторг. Ребята задавали вопросы, в которых проявлялась забота и любовь о друзьях наших меньших: «А его кто-нибудь спасет?», «А они не замерзнут?», «А почему ему никто не помог?». Делали самодельные книги о природе «По мотивам рассказов Е. И. Чарушина» и «Приключения мышонка Пика».
Программа С. Н. Николаевой ориентирована на постоянное и систематическое взаимодействие детей с живой природой, но по Сан Пинам размещение аквариумов, животных, птиц в помещениях групповых не допускается, как же быть? Мы нашли выход из этой ситуации, беседуя с детьми о животных, которых можно содержать в домашних условиях, организовали выставку «Мой домашний питомец», на которой ребята не только рассказывали о своих любимцах, но и делились собственным опытом воспитания и ухода за животными. Так Лиза Т. подготовила сообщение о своем питомце –декоративном кролике. Рассказала, чем он питается, как она за ним ухаживает, показывала фотографии. А Аня Ш. принесла в группу свою сухопутную черепаху, ребята были в восторге, спрашивали, что она ест, как её зовут, девочка с гордостью отвечала на вопросы, и объясняла, почему черепаху зовут Соня, рассказала историю появления этого животного в их семье. Кроме черепахи в её доме живут хомячок, два попугая, аквариумные рыбки, ухаживать за ними ей помогает мама. Экологическое воспитание дошкольников невозможно без участия родителей, с помощью наглядной информации, индивидуальных бесед я разъясняла важность формирования у ребенка основ экологического мировоззрения, что именно в семье закладывается фундамент нравственного воспитания, который непрерывно связан с экологическим.
Очень приятно, когда родители моих воспитанников проявляют заинтере-сованность и принимают участие в экологическом воспитании детей, желают помочь им почувствовать и познать природу, установить непосредственный контакт ребенка с животными в домашних условиях. Также, они активно принимали участие в выставках рисунков «Краски осени», «Берегите природу», поделок из природного материала и овощей «Чудесные превращения», в озеленении и благоустройстве участков, в изготовлении атрибутов, костюмов для постановки экологических сказок : «Путешествие колобка в лесу», «Репка».
Для педагогов нашего ДОУ проводила открытый просмотр викторины «В мире животных», где дети показали свои знания: о животных, среде их обитания, умение работать в коллективе. В мае 2016г провела НОД по теме «Хлеб всему голова» с использованием ИКТ, велась видеосъемка образовательной деятельности. С этим материалом я приняла участие в районном конкурсе «Моё лучшее занятие с детьми».
Показателями эффективности моей работы стало следующее :
у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности, этому свидетельствуют рассказы родителей моих воспитанников;
сформировано осознанное правильное отношение к природным явлениям и объектам;
дети получили практические знания по охране природы;
научились экспериментировать, анализировать, делать выводы.
Экологическое воспитание, по моему мнению, это не только воспитание любви к природе, ее понимание. Прежде всего, это воспитание человечности, доброты, ответственного отношения и к природе и к людям, которые живут рядом.