Дьячкова Татьяна Порфирьевна
«Этот волшебный мир театра». Опыт работы по программе О. А. Куревиной «Синтез искусств»
▼ Скачать + Заказать документы
Как вы думаете, что такое театр? Правильно, театр – это слово, мысль и музыка русского языка. Поэтому встреча ребенка с театром всегда прекрасна. Здесь зрелищность, радость, праздник, счастье, а значит всплеск эмоций, волнение, сопереживание.
Театр – особый мир и источник знаний, в нем все необычно. Дети видят декорации, людей, не существующих в реальной жизни, а придуманных драматургом и сыгранных артистами. Но, глядя на сцену, маленькие зрители вдруг забывают о декорациях и артистах и начинают сочувствовать героям, даже стараются как-то помочь им. Театр может вернуть в прошлое и заглянуть в будущее, научит удивляться, а главное – театр научит детей видеть прекрасное в жизни и в людях. В театре дети знакомятся с многообразием окружающего мира через образы, краски, звуки.
Публикация «„Этот волшебный мир театра“, Опыт работы по программе О, А, Куревиной „Синтез искусств“» размещена в разделах
Театр раскрепощает и помогает развивать у дошкольников плавность и выразительность речи, активизирует словарь ребенка, совершенствует звуковую культуру речи, ее интонационный строй. В результате улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Очень важно, что происходит развитие эмоциональной сферы ребенка, заставляя его сочувствовать и сопереживать героям.
Помочь ребенку через искусство театра глубже осознавать свои мысли и чувства, самовыразиться, призвана программа О. А. Куревиной «Синтез искусств». Использую ее в своей работе с дошкольниками.
На занятиях «Синтез искусств» дети знакомятся с многообразием мимики, проигрывая этюды «Весело и грустно», «Отгадай настроение». Упражняются в жестах в этюдах «Лесенка», «Брызги дождя», «Бегущая волна». Развивают пластику в «Этюде с воображаемыми предметами», «Сосна и пальма» (Музыку к этюдам подбирает музыкальный руководитель по своему усмотрению). Дети получают представление о выразительности поз, учатся мимикой и жестом выполнять различные эмоциональные состояния: «Придумай реплику к грустной, веселой маске». Составляют «живые картинки», «погружаются» в предложенные картины. Картину В. Никанорова «Зимний лес» дети озвучивали, используя музыкальные инструменты: треугольник, звоночки, металлофоны, трещотки. Картина В. Поленова «Московский дворик» «ожила» с помощью колокольчиков, свистулек и подражательных звуков. Также дети составляют пластические композиции: «Летят лебеди» по картине А. Рылова «В голубом просторе», в сценке «Лиса и журавль». Импровизируют на занятиях «Разыграй настроение», «Поиграй!»
Театр синтезирует в себе литературу, живопись, музыку, пластику. Драматурги, режиссеры, художники, композиторы, балетмейстеры трудятся для того, чтобы зрители встретились с главными волшебниками театра – артистами. А вот какое место может занять театр в жизни ребенка, зависит от нас взрослых – родителей и педагогов, которые должны стать посредниками в области театра, как мы сможем организовать для детей «путешествие в прекрасное».
К. С. Станиславскому принадлежат слова «Для детей надо играть так же как для взрослых, только лучше». По такому принципу работает с маленькими зрителями Московский Культурно – образовательный центр «Классика».
Этот актерский коллектив под руководством Ставцевой Натальи Валентиновны олицетворяет слияние двух начал художественного и педагогического; тем самым помогает педагогам нашего дошкольного образовательного учреждения осуществлять воспитательную миссию средствами искусства прямо в детском саду.
С Натальей Валентиновной я познакомилась в 2005 году на концерте, который произвел на меня сильное впечатление. Меня поразило то, что в детском саду возможен просмотр балетной программы. Пригласила в наше дошкольное учреждение. Сотрудничество успешно продолжается до настоящего времени. О художественном руководителе центра «Классика» Наталье Валентиновне Ставцевой хочется сказать много хороших слов. Это человек многогранного таланта, в котором сочетаются высокий профессионализм музыканта, творческое вдохновение и педагогический дар. Наталья Валентиновна прекрасно владеет детской аудиторией, тонко чувствуя её, добираясь до сердца каждого зрителя.
Репертуар Московского Культурно – образовательного центра «Классика» дает возможность зрителям познакомиться с разными видами искусства. В программе «В мастерской художника» детей знакомят с приемами работы углем и пастелью – на глазах детей рождаются эскизы к спектаклю и происходит знакомство с сюжетом балета «Лебединое озеро». Звучит гениальная музыка П. И. Чайковского. В ярком исполнении звучит сказка о волшебном озере.
Литературно – балетная композиция «Щелкунчик» - самая добрая рождественская сказка о храброй девочке Маше, заколдованном принце Щелкунчике и злом Короле мышей, который дети могут не только посмотреть, но и принять участие в постановке. Роли Мари, Пастушков, играли наши воспитанники Лиза Кислова, Ксюша Рысина, Варя Агапова вместе с настоящими артистами балета!
Программа «Тайны балета» необычайно познавательна – в детском саду перед детьми выступает настоящая балерина из театра. Ту, которой все восхищаются издали, наши дети имеют возможность видеть близко и даже говорить с ней. Она рассказывает, что такое пачка и пуанты, показывает как проходит разминка перед выходом на сцену, демонстрирует отдельные движения… и их французские названия (батман, тандю). Важна и воспитательная сторона. Теперь дети знают, что аплодисменты должны звучать, пока за кулисами не исчезнет краешек пачки балерины; «браво!» выкрикивают если очень понравилось выступление. Во второй части этой программы дети смотрят в замечательных костюмах танцы – «Русский», «Испанский», «Цыганский».
Хочется отметить важность метода работы центра «Классика» - взаимодействие с детьми. Дети не только зрители, но и участники спектаклей, а ведь творчество, как известно, путь к познанию.
Один из таких спектаклей заслуживает особого внимания.
19 апреля 2010 года, в нашем детском саду № 54 «Алёнушка» в г. Химки произошло яркое и важное событие – состоялась премьера спектакля по сказке «Петя и волк» на музыку С. С. Прокофьева. Автор и ведущий театральной постановки Ставцев Гарри Степанович – замечательный рассказчик и талантливый актер, доставивший минуты радости и восторга зрителям.
Симфоническая сказка «Петя и Волк» С. С. Прокофьева известна широкой аудитории слушателей. Повествование чтеца, сопровождающееся изобразительной музыкой. Гарри Степанович придумал новое прочтение произведения. Понимая важность наглядности для дошкольников, преподнес сказку с действующими лицами в театральных костюмах, с профессиональными инструментами симфонического оркестра.
Действующие лица и исполнители:
Дедушка – Ставцев Г. С.
Петя – Глеб Арбеков
Птичка – Лия Орджоникидзе
Утка – Саша Алексеева
Кошка – Арина Елизарова
Волк – Артем Кожакин
Охотники – Егор Винтер…
Наши дети-артисты двигались в соответствии с характером персонажей сказки и изображающими их музыкальными инструментами, каждый по-своему: использовали различные позы, манеру движения, эмоции, пластику, мимику и жест. Делали это с удовольствием, а самое главное – дети познакомились с добрым, трогательным и познавательным спектаклем и получили положительный эмоциональный опыт - не только услышали, но и увидели инструменты симфонического оркестра, совершенствовали навык слушания классической музыки, постигали художественные образы, творчески используя представления об окружающей жизни. Динамичность сюжета, яркая сценография, замечательное музыкальное оформление, прекрасный детский и актерский ансамбль не оставили равнодушными ни одного зрителя. А дети смогли выплеснуть, выразить творческую энергию, свое видение мира, вступая с ним в контакт; поэтому взрослым очень важно каждый раз относиться внимательно к проявлению детского творчества. А для этого приглашаются родители, что дает возможность вместе радоваться и сопереживать увиденное. Стало традицией изображать детьми то, что особенно понравилось.
После спектакля остаются фотографии и масса впечатлений. Самые яркие из них дети выражают в своих рисунках.
Много лет «путешествуя в прекрасное», я и дети были вместе, а это немало. Вместе познавали, размышляли, сопереживали увиденное и услышанное, испытывали волнение от искусства. Все это время я старалась заложить основы эстетического развития дошкольников. Ведь совсем не обязательно каждому ребенку становиться художником или артистом, но если, став взрослыми, мои воспитанники будут вспоминать эти счастливые минуты встречи с театром, музыкой - то я счастливый человек, потому что могу считать свою миссию по приобщению детей к миру эстетических ценностей большого искусства выполненной.
Литература
1. Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве. ГИ Искусство, М. ,1954.
2. Царев М. И. Театр – особый и прекрасный мир. Педагогика, М., 1977.
3. Куревина О. А. Путешествие в прекрасное. Баласс, М., 2000.
4. Крымова Н. А. О детях в театре и о театре для детей. Молодая гвардия, М. 1972.
5. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду Сфера, М. 2001.