Ирина Пашкина
Об использовании технологии сторителлинг в курсе программы «Юный эколог»
▼ Скачать + Заказать документы
Применение технологии сторителлинг в содружестве с экологическими методами в рамках дополнительной общеразвивающей программы «Юный эколог»
Пашкина Ирина Сергеевна, педагог дополнительного образования
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования «Дворец творчества» (г. Красноуфимск)
Публикация «Об использовании технологии сторителлинг в курсе программы „Юный эколог“» размещена в разделах
Образовательный процесс в системе дополнительного экологического образования содержания обеспечивает «погружение» ребенка в мир живой природы через эмоционально-чувственное восприятие взаимосвязи человека с природой.
Кроме того, дополнительное экологическое образование предоставляет широкий выбор разнообразных методов и форм работы, направленных не только на приобретение конкретных экологических знаний и умений, но и на формирование мировоззренческих и нравственных основ [1].
Исходя из потребностей образовательного сообщества, в соответствии с Программой развития учреждения до 2020 года, реализуется дополнительная общеразвивающая программа туристко-краеведческой направленности «Юный эколог» (для обучающихся 6 – 9 лет).
Цель дополнительной общеразвивающей программы «Юный эколог» : формирование у обучающихся экологической культуры на основе экологических знаний и принятия личностно-значимой системы экологических ценностей.
Этапы реализации программы :
1 этап предполагает знакомство с особенностями времен года; растениями, животными и их роли в жизни человека.
2 этап предполагает формирование представлений о городе, стране, в которой живем, среде обитания живых организмов; знакомство с комнатными растениями и способами ухаживания за ними.
3 этап предполагает формирование представлений о лесе и влиянии человека на окружающую среду.
В практической части занятий уделяется внимание изготовлению творческих работ из природного и бросового материала, аппликации, лепке из пластилина и соленого теста, нетрадиционные формы рисования.
Все это ориентированного на развитие творческих способностей и экологических умений (изготовление кормушки для птиц, подбор корма, очистка воды способом фильтрации, сортировка мусора по типу, посадка растений, уход за комнатными растениями, правильная чистка зубов).
Отличительной особенностью программы является подбор специальных экологических методов и приемов формирования отношений (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвина) :
- Метод экологической идентификации (с лат. idetificare - отождествлять) заключается в постановке себя на место того или иного природного объекта, погружении себя в ситуацию, в которой находится этот объект.
Метод экологической эмпатии (с греч. empatheia – сопереживание) заключается в стимулировании сопереживания личностью состояния природного объекта, сочувствия ему.
Метод экологической рефлексии (от лат. reflexio - обращение назад) стимулирование осознания личностью того, как ее поведение могло бы «выглядеть» с точки зрения тех природных объектов, «интересы» которых она затрагивает.
Методы перестройки отношений олицетворения в отношения субъектификации:
- Метод сочетания элементов очеловечивания природы с научными представлениями об изучаемых объектах и явлениях при постепенном увеличении последних. Использование игровых ситуаций, где растения жалуются, что им больно, когда их ломают.
Метод эмоционального («нравственного») противопоставления природных объектов человеку. Показать отличие человека от других природных объектов. Можно использовать прием сравнения «нравственных» качеств человека и животных. (Например, в сказках пишут, что волк злой, потому что ест зайцев). Необходимо научно объяснить факты взаимосвязей объектов природы, пользу данной связи для природы.
Метод ознакомления детей с истоками бытующих негативных антропоморфических характеристик некоторых объектов природы. Наделение некоторых представителей живой природы отрицательными характеристиками имеет свои истоки из сказок, легенд и рассказов. Многие из них неправдивы. Здесь следует ознакомить детей с данным животным, его пользой и образом жизни. После чего негативное отношение трансформируется в положительное.
Методы формирования чувства родства с природой:
Метод поиска сходства природных объектов с человеком (физическое, поведенческое сходство и т. п.).
Метод обращения к истокам. Данный метод предполагает использование информации о родственности человека и других природных объектов по происхождению.
Методы формирования эстетических отношений к природе:
- Метод обращения внимания на внешние проявления гармонии природы. Как уже ранее отмечалось, гармония природы, а, следовательно, ее красота на чувственно-наглядном уровне воспринимается посредством зрения, слуха, обоняния без осознания ее сути. Такое восприятие у дошкольников имеет решающее значение.
- Метод раскрытия внутренней гармонии природы. Развитие эстетического восприятия детьми природы идет по пути чувственно-рационального познания – проникновения во внутреннюю гармонию природы. Для педагога ставится задача показать ребенку микромир природы (например, кристаллы воды).
- Метод «сгущения» красоты природы средствами искусства (просмотр полотен художников, чтение художественной литературы, слушание музыки) [2].
Перечисленные методы реализуются в содружестве специальных экологических приемов работы с обучающимися. Одной из них является сторителлинг.
Сторителлинг (storytelling - рассказывание историй) – искусство донесения поучительной информации с помощью знаний, рассказов, историй, которые возбуждают у человека эмоции и размышления.
Основа сторителлинга – это умело выстроенная история из реальной практики или в виде притчи, мифа, который прямо или косвенно можно соотнести с обсуждаемой темой. Сторителлинг, как метод общения и выступлений, был разработан в США, сейчас этот способ воздействия на людей посредством увлекательных рассказов стал широко использоваться в бизнесе, политике, социальных сферах.
Сторителлинг можно применить рассказав притчу о лесе, историю о парке и родниках, которые нуждаются в помощи, интересную историю о деревне и окружающей ее природе.
Существуют определенные правила сторителлинга :
1. Сторителлинг должен затрагивать каждого слушателя. Обращайтесь к каждому присутствующему словом, жестом или взглядом, как бы вовлекая их в свой рассказ.
2. Необходимо использовать фразы, объединяющие вас: «представьте себе», «вы, наверняка, знаете это», «ведь вы понимаете».
3. Вводить в рассказ цитаты, поэтические фразы, метафоричные сравнения, образы.
4. Пользоваться молчанием. Порой тишина оказывает воздействие сильнее, чем любой звук. Предоставьте аудитории возможность остаться наедине со своими мыслями. Расставляйте акценты в своем выступлении и выдерживайте паузы там, где это необходимо.
5. Использовать наглядные примеры, презентации, видео- и аудио-сопровождение. Задействуйте как можно больше органов чувств у ваших слушателей, чтобы добиться максимального внимания и вовлеченности в ваш рассказ.
6. Обязательно продумайте концовку вашего выступления. Лучше всего люди запоминают начало и конец рассказов, поэтому ключевые фразы обязательно должны содержаться в начале, и они же должны завершать выступление [3].
При использовании технологии сторителлинг на занятиях по программе «Юный эколог», у детей появляются положительные эмоции, что способствует творческому самовыражению обучающихся и является хорошим психологическим условием для формирования прочных представлений об окружающем мире, для выработки умственных и практических навыков, а так же влияет на результат образовательного процесса. Результат деятельности воспитанников – творческие работы, театральные представления, а главное, - насыщенные сюжетом игры.
Желание детей развивать игровые сюжеты и решать экологические ситуации после занятий в своей деятельности и дома означает, что полученные представления оказались яркими, запомнились, вызвали эмоциональный отклик, преобразовались в отношение, которое и спровоцировало продолжение игры и будет перенесено ребёнком в реальную ситуацию.
Таким образом, на основе представлений об окружающем мире, которые дети получают через технологию сторителлинг и чередование ее с другими видами деятельности, могут быть заложены первоначальные формы осознанно правильного отношения к объектам и явлениям природы и экологически целесообразного поведения.
Литература:
1. Ахметшина JI.P. Экологическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – Казань: КГПУ, 2002. - 40 с.
2. Маханева, М. Д. Экология в детском саду и начальной школе. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 224 с.
3. Сторителлинг : основные правила [Электронный ресурс] // Edumart.kz : веб-маркет образовательных услуг [сайт]. – URL : https://edumart.kz/ru/article/storitelling-osnovnye-pravila ( дата обращения : 18.10.2017).