Наталья Каркозова
«Юный эколог». План кружковой работы
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Кружок «Юный эколог» имеет экологическую направленность. Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.
Публикация «„Юный эколог“, План кружковой работы» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Планирование. Планы работ
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Занимаясь в кружке, дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе, делать выводы. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе.
При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.
Основная цель работы кружка – формирование у детей элементов экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.
Задачи:
-Подвести к понятию что взрослые и дети - это тоже часть природы.
-Показать важность природных ресурсов (вода, воздух) в жизни человека.
-Подвести детей к осознанному пониманию ценности природы.
-Воспитывать желание бережно относиться к своему здоровью.
-Воспитывать бережное, экономичное отношение к природным ресурсам.
-Воспитывать правильное поведение в природе.
Методы, используемые в работе кружка :
Наглядные методы:
– экскурсии по участку детского сада;
– наблюдения;
– показ сказок (педагогом, детьми);
– рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
– проведение дидактических игр.
Словесные методы:
– чтение литературных произведений;
– беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
Игровые методы:
– проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр-драматизаций и др.);
– загадывание загадок;
Практические методы:
– организация продуктивной деятельности детей;
– постановка сказок, отрывков литературных произведений;
При построении системы работы экологического кружка особое внимание уделено следующим направлениям:
Познавательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
Практическое направление – изучение растительного и животного мира, работа на огороде, подкормка птиц, посадка цветников и др.).
Исследовательское направление - осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.
Ожидаемый результат взаимодействия с детьми (продукт) :
1. Научатся соблюдать элементарные правила поведения в природе (безопасное взаимодействие с растениями и животными).
2. Сформируется интерес к природным явлениям и объектам; желание бережно относиться к ним.
План кружковой работы «Юный эколог»
Июль
№ Число Тема Задачи Материал Продукт
1 3 «Цветы - улыбка природы»
Осмотр клумбы участка
Познакомить детей с цветами, растущими на участке, ознакомить со строением цветка (показать, что у цветов есть корень, стебель, листья, цветы). Рассказать для чего нужны корень и стебель цветка. Воспитывать чувство прекрасного. Цветы на участке, лейки Дети называют цветы (бархатцы, узнают строение цветов, какую роль играют корень, стебель; учатся ухаживать за цветами
2 7 «Покажем кукле Кате наш участок» Продолжать знакомить детей с сезонными изменениями в природе (лето) Обратить внимание детей на то, что стало с листьями на деревьях, травой, насекомыми; объяснить, что для роста растений необходимы: почва, вода, тепло, свет, воздух. Воспитывать желание заботиться о растениях. Кукла
Лейки, ведерки Дети называют признаки лета; узнают, что для роста растений необходимы почва, вода, свет, тепло
3 10 «Расскажем кукле о фруктах» Познакомить детей с фруктами и ягодами (яблоки, груши, виноград, черешня, абрикосы). Учить различать фрукты по вкусу, виду, форме.
Рассказать о значении фруктов в жизни человека.
Иллюстрации фруктов, плоды, кукла Узнают названия фруктов, ягод, их значение в жизни человека
4 14 Экологическая игра «Чудесный мешочек» Продолжать знакомить с основными видами овощей и фруктов, развивать умение анализировать и отличать фрукты от овощей.
Муляжи овощей, фруктов, мешочек Отличают и называют овощи, фрукты; их роль в жизни человека
5 17 «Овощи с огорода» Учить детей различать по внешнему виду и вкусу и называть овощи (огурец, помидор, морковь, репа). Расширять представления о выращивании овощных культур. Свежие овощи Различают по внешнему виду и вкусу овощи; знают их роль в жизни человека
6 21 Чтение художественной литературы: русская народная сказка «Репка», заучивание потешки «Огуречик, огуречик …» Вспомнить содержание сказки, обратить внимание на повторность событий и действий, ритмичность мест.
-Учить пересказывать сказку вместе с взрослым.
-Помочь детям понять смысл сказки о взаимовыручке: нужно помогать друг другу (не все можно сделать в одиночку).
-Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; стремление радовать близких своими поступками. Сказка «Репка», потешка «огуречик.» Пересказывают сказку, рассказывают потешку; рассказывают о значении овощей в жизни человека; понимают, что нужно помогать друг другу
7 24 Подвижная игра: «Огород»
Дидактическая игра «Что сажают в огороде»
Развивать координацию движений, умение действовать по команде.
Учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по способу их применения, развивать быстроту мышления, слуховое внимание, речевые навыки).
Муляжи овощей фруктов, иллюстрации, свежие овощи и фрукты Классифицируют предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по способу их применения
8 28 Драматизация сказки «Репка» -Через русскую народную сказку расширять представления детей о таком полезном и «забытом» овоще как репа.
- развивать и гармонизировать эмоциональную сферу, познавательный интерес детей.
-воспитывать любовь к труду.
Костюмы, атрибуты для сказки Дети знают полезные свойства репы, инсценируют сказку
9 31 Эксперимент «Вода, вода» Формировать реалистическое понимание неживой природы; узнавать свойства воды, ее значение в природе, жизни человека и животных Емкости с водой, стаканчики Узнают свойства воды, ее значение в природе, жизни человека и животных
Август
№ Число Тема Задачи Материал Продукт
1 4 Птичий двор Закрепить с детьми знания о разнообразии домашней птицы, о том, что курица – домашняя птица, куры дают человеку также мясо и пух. Человек выращивает кур, ухаживает за ними. Без человека домашняя птица жить не может. Рассказать о цыплятах (маленькие, беспомощные, громко пищат). Воспитывать у детей желание ухаживать за цыплятами. Иллюстрации домашней птицы, фигурки животных Знают, что курица – домашняя птица, куры дают человеку также мясо и пух. Человек выращивает кур, ухаживает за ними. Без человека домашняя птица жить не может.
2 7 Изготовление макета птичий двор Продолжать формировать знания о разнообразии домашних птиц, формировать представление о русском дворе, о сельскохозяйственном труде, о истории развития русского народа, воспитывать патриотизм. Материал для изготовления макета Имеют представление о птичьем дворе, разнообразии домашней птицы
3 11 Домашние животные Познакомить детей: с домашними животными (коровой, козой, овцой, лошадью, ослом, свиньей); с их внешним видом, особенностями поведения. Сравнить козу и корову (чем отличаются, чем похожи); дать представление о том, что у домашних животных зимой появляются детеныши. За домашними животными ухаживает человек. Иллюстрации домашних животных, муляжи Называют домашних животных, сравнивают, знают, что без человека домашние животные жить не могут
4 14 Изготовление макета «Ферма» Продолжить формировать представление о разнообразии домашних животных. Продолжать формировать представление о русской усадьбе. Знакомить детей с историей развития русского народа. Воспитывать патриотизм Материал для изготовления макета Знают, что такое ферма
5 18 Наши деревья Продолжать знакомить детей с деревьями, растущими на участке детского сада; дать понятие о структуре дерева (корни, ствол, ветки, листья). Ствол покрыт корой. Развивать у детей желание рассматривать, наблюдать, делать умозаключения, выводы. Воспитывать умение видеть красоту природы в любое время года. Деревья на территории д. с. Имеют понятие о структуре дерева (корни, ствол, ветки, листья).
6 21 Эксперимент «Знакомство с песком» Познакомить детей с песком, со свойствами мокрого и сухого песка. Сухой песок сыпуч, из мокрого можно делать постройки. Вспомнить с детьми, какие постройки делали. Рассказать о значении песка для человека. Воспитывать интерес к неживой природе. Песок, формы, лопаточки Знают свойства песка (сухого, мокрого, значение песка в жизни человека
7 25 Наблюдение «Наши птицы» Познакомить детей с птицами, прилетающими на участок, с их внешним видом и повадками. Рассказать, чем питаются летом. Воспитывать у детей экологическую культуру. Корм для птиц Умеют различать и называть птиц, описывать их внешний вид, называть сходства, отличия
8 28 «Зоопарк»
(рассматривание иллюстраций, личных фотографий) Продолжать знакомить детей с дикими животными, используя различные иллюстрации; дать понятие о том, что разные животные живут в разных климатических условиях (белый медведь – на Севере, верблюд – в пустыне). Иллюстрации животных, зоопарка Знают, какие животные живут в зоопарке; называют их
9
Используемая литература:
1. С. Н. Николаева «Юный эколог»
2. Л. С. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»
3. Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников»