Роза Хейгетян
Доклад «Опыт работы по реализации программы С. Н. Николаевой «Юный эколог» в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Берегите эти воды, эти земли.
Даже малую былинку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя…
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Деваться нам от этой темы некуда. Что поразительно: болезнь эта не только горожанина одолела, но плохо знакомы с землей и многие сельские жители! И взрослые и дети. Им вроде бы и рассказывают, что земля нас и кормит, и одевает и согревает. Получается, что это как бы само собой происходит. Часто мы не видим настоящей жизни земли. Детям машина, скажем, друг и брат, а обыкновенная полынь – это где-то, где-то…. Очевидно и то, что от детской экологической вседозволенности (сорвать цветок, погубить бабочку) до взрослой (вырубить кедровый лес, извести море, повернуть реки) дорога очень короткая, особенно если она накатана.
Публикация «Доклад „Опыт работы по реализации программы С, Н, Николаевой „Юный эколог“ в детском саду“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры, правильного отношения ребенка к природе, его окружающей среде, к себе и к людям, как к части природы.
Процесс воспитания экологической культуры начинается в дошкольном детстве и имеет продолжение во всех этапах развития и обучения ребенка. Если в детском саду мы даем ответы на вопросы «Кто? Что? Какой?», формируя при этом базовые представления об окружающем мире живых и неживых явлений и предметов, то в начальной школе уже идут ответы на вопросы «Почему это так? И зачем?». Реализуя принцип преемственности, мы формируем у ребенка осознанное отношение и восприятие окружающей действительности.
Основная цель экологического воспитания в дошкольном детстве - формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным объектам и явлениям, которые окружают его и с которыми знакомится в дошкольном детстве. Реализуя широкий спектр задач экологического воспитания мы создаем условия, когда дети приобретают новые знания о природе и расширяют кругозор. У них формируются различные интеллектуальные умения, очень важные для обучения в школе. Умение анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать. Происходит интенсивное развитие речи – дети расширяют пассивный и активный словарь, учатся объяснять и делать выводы, слушать и воспринимать речь другого человека, участвовать в диалоге.
Решение этих задач – широкая умственная подготовка к обучению, которая развивает интеллект ребенка во всех его формах: наглядно-действенной, наглядно-образной, наглядно – схематической и логической.
Процесс воспитания экологической культуры в нашем детском саду включает в себя разные виды совместной деятельности детей и взрослого - это занятия, прогулки, наблюдения, труд на участке, тематические экскурсии, чтение художественной литературы, продуктивные виды деятельности, театрализованные игры, дежурство в экологической комнате – уход за домашними животными и растениями, детское экспериментирование, их частую смену и различные формы совмещения с игрой и творчеством. Воспитатель является носителем экологической культуры, он знакомит детей со способами общения с природой, формирует умение наблюдать окружающий мир природы и вещей, устанавливать элементарные связи и зависимости, учит испытывать радость от осознанного взаимодействия с живыми существами, которые находятся рядом, воспитывает потребность в созидании и творчестве.
Систематическое обучение на занятиях - одно из значимых средств образовательной работы с детьми дошкольного возраста при условии гибкости самой формы и соответствия содержания.
Различное познавательное содержание наших занятий дает возможность выделить несколько типов организованной деятельности:
1. Первично – ознакомительные. На протяжении дошкольного периода большую часть занятий мы отводим на ознакомление детей с конкретными животными и растениями, особенностями их жизни в определенных условиях. В этом случае используем наглядный материал (картинами, слайдами, книгами). Здесь мы учим детей важным умственным навыкам: умению анализировать, сравнивать, выделять характерное в растениях и животных.
2. Углубленно-познавательные занятия имеют основной целью знакомство детей с природными зависимостями, причинно-следственными факторами. На этих занятиях мы используем такие методы обучения как – экспериментирование, моделирование, проектирование, раскрывающие взаимосвязи в природе.
3. Обобщающие занятия – проводим с целью формирования обобщенных представлений об однотипных объектах или однородных явлениях природы. Тематика обобщающих занятий очень разнообразна: овощи и фрукты, домашние и дикие животные, времена года и т. д. Оба типа занятий являются достаточно сложными по сравнению с первично-ознакомительным типом. Ими завершается работа по ознакомлению детей с природой.
4. Следующий тип занятия – интегрированный, является очень важным для личностного развития дошкольника. В занятии на одну тему мы объединяем различные задачи по развитию детей и разные виды деятельности. Эти занятия имеют свои сильные стороны, наиболее актуальные в современных условиях, так как наши дети сегодня отличаются от детей вчерашних.
Учитывая большую, несистематизированную информированность детей, их эмоциональную раскованность и одновременно слабое здоровье и быструю утомляемость, при проведении интегрированных занятий мы имеем возможность корректировать процесс обучения, используя здоровьесберегающие технологии с учетом возможностей каждого ребенка.
При проведении интегрированных занятий воспитатель решает такие задачи как систематизация знаний детей и одновременное интеллектуальное, нравственно и эстетическое развитие.
Современные требования к организации познавательной деятельности с детьми требуют от нас применения таких технологий обучения, как проблемно-диалогическая, когда благодаря условиям, созданным педагогом на занятии дети имеют возможность самостоятельного открытия нового. Неотъемлемая часть любого занятия – игра, как ведущий вид деятельности. Особое внимание мы уделяем созданию в начале занятия положительной мотивации у ребенка на совместную деятельность (т. е. ребенок должен захотеть что-либо делать с педагогом).
Содержание занятия направлено не столько на информатизацию детей определенными сведениями и фактами (зачастую детям итак много известно, а на формирование познавательной активности, любознательности детей, умение подмечать многообразие мира и способов взаимодействия с окружающим.
Наглядная продукция, созданная детьми, убедительна прежде всего для них самих - это предметные результаты их личностного роста. Свои впечатления дети передают в рисунках, играх, аппликации. Я провожу с детьми занятия по изо-деятельности: рисуем различными методами. Детям нравится метод «тычок». "Тычок" подчеркивает пышность растения (одуванчик, пушистость животного (зайчик) и т. д. В старшей и подготовительной группе дети хорошо выполняют поделки из природного материала. Во время экскурсий в парке мы с детьми заготавливали природный материал: шишки, ветки, различные коряги. На занятиях изготавливают различные поделки. Показывают детям, что может получится из простой шишки, из коряги, из скорлупы грецкого ореха.
Хочется отметить, что любое направление развития детей неразрывно связано с системным и комплексным походом в работе, где основное место отводится развитию ребенка в деятельности.
С самого начала года мы вели с детьми постоянные наблюдения за изменениями в природе. В каждом явлении природы, в каждом осеннем листочке я учила детей видеть прекрасное, показывала, как меняется цвет неба в различную погоду, как разнообразны по своей форме облака. Ребята все чаще стали проявлять интерес к окружающей природе, углублялись их знания, обогащались чувства. Экскурсии в парк, на луг, к пруду обогащали детей новыми впечатлениями, научили их видеть и замечать то, мимо чего они раньше проходили. Природа окружающая ребенка в городе, это не только участок детского сада. Это и деревья на его улице, и газоны вокруг его дома, и цветы в его дворе. Замечает ли их ребенок или равнодушен к ним? Какие деревья растут на вашей улице? – спросила я однажды у детей. Лишь немногие смогли ответить. Тогда я организовала экскурсию по улицам нашего района. Дети сразу же узнали знакомые деревья. Что бы расширить представления детей, усилить их впечатления, я провела несколько целевых прогулок и экскурсий в парк. Наш парк очень красивый. Сейчас я составляю календарь природы своего парка, чтобы знать за ранее, когда какое явление можно показать детям.
Очень помогли мне в работе наблюдения за домашними животными, птицами, насекомыми. У нас в экологической комнате живут пара морских свинок, попугайчики, рыбы, поэтому мы наблюдаем за ними в любое время дня. Наблюдение за птицами, живущими у нас на участке, помогли детям сделать вывод об отлете птиц в теплые края.
Чтобы возрос интерес к уголку природы, я давала детям возможность общения с ее обитателями в любое время. Давала задания связанные с наблюдением и требующие определенного времени общения. (Закрывает ли рыбка глазки, Когда плачут Калы? и т. д.). большой интерес вызвало знакомство с географией (где родина комнатных растений). Из этих бесед дети делали выводы: почему Ванька - мокрый такой сочный, а у кактуса нет листьев.
Узнавали из новых бесед какие животные живут в природе рядом с этими растениями. Рассмотрели значение этих растений (плющ – с одной стороны ядовитое растение, с другой стороны - лекарственное, нашли родственников среди наших растений. Заметили индивидуальность каждого растения, дети научились составлять о них сказки и загадки. При получении новых знаний, дети охотнее ухаживали за растениями, с желанием принимали друг у друга эстафету дежурства.
Чтобы полученные знания и выводы не ушли из памяти, они заносились в календарь наблюдений. В результате этого знание у детей систематизировались. Дети видели, как эти изменения влияют на животных, на детские игры, труд людей и т. д. Параллельно велась работа с народным календарем. Использование в работе календарей природы, различных схем, созданных как воспитателем, так и детьми помогают нам решить задачи по формированию логического мышления, основных мыслительных процессов. Составляя рассказы по схемам или отображая в схеме тот или иной предмет или явление, ребенок обобщает полученные сведения, учится графически передавать информацию, изобретая свои символы и знаки.
Наблюдение – это важнейший источник знаний о природе. Они развивают в детях важное умение – смотреть, видеть, делать выводы и обобщения.
Несомненную ценность имеют повторные наблюдения одного и того же места в разное время года и при разном освещении (солнечный день, пасмурный, туман, сумерки и т. д.). Наблюдения, прогулки, экскурсии давали обогащенную почву для размышлений, побуждали в детях пытливость и любознательность. У них возникали бесчисленные «Почему?» и «Зачем?». А мне позволили следить за детскими проявлениями во время общения с природой. Это мы, взрослые, знаем как она оскудела и обнищала, а малыши, вырвавшись в поле, где трава им по плечи, где цветы и бабочки перепутались в глазах, не знают об этом. Пусть сначала научатся радоваться, чтоб потом могли оценить потери.
Одним из вариантов методического обеспечения программы «Юный эколог» является технология, сочетающая в себе традиционные мероприятия по ознакомлению детей с природой (циклы наблюдений и занятий, создание и поддержание условий жизни для обитателей уголка природы и др.) с различными формами, сложившимися в народной педагогике. Сочетание современного экологического воспитания с народной педагогикой носит упорядоченный характер, т. е. охватывает развивающую среду и все содержание работы. Созданная в нашем ДОУ предметная этносреда, музей позволяют связать содержание экологического воспитания с фольклорным содержанием. Используемая мной технология насыщена потешками, сказками, фольклорно-игровыми занятиями, содержание которых отвечает задачам экологического воспитания. Очень заинтересовали детей народные приметы. Я объяснила им, что народ издавна замечал, что животные и растения определенным образом ведут себя перед сменой погоды. Вспомнили несколько народных примет. Дала задание узнать дома хотя бы по одной. Сколько было радости, когда приметы эти подтверждались собственными наблюдениями! а меня больше радовало что, используя полученные знания, ребята особенно старались проявить заботу о животных и растениях.
На занятиях, основной моей задачей является раскрытие экологических связей. Если раскрываются разнообразные и достаточно сложные связи, существующие в природе, теоретический уровень материала повышается, познавательные задачи усложняются и это способствует развитию интереса у детей. Без знания экологических связей трудно предвидеть возможные последствия вмешательства (своего или других людей) в природные процессы. Систематизируются знания об объекте (строение, особенности, что помогает жить? Как защищается, чем питается). В старшей группе я стала показывать на 1-2 объектах, что без них не может обойтись природа. Объекты природы рассматриваются с разных сторон: комары – хорошо, комары – плохо; крапива – хорошо, крапива – плоха и. т. д. Природные факторы также рассматриваются с двух позиций: добрые в одном случае и злые в другом (солнце, вода). В ходе этих занятий рассказываю детям о бедах о бедах атмосферы и что этим бедам способствует.
В раскрытии связей природы (живой - неживой, живой – живой, неживая
- человек, живая - человек) помогают игры, которые мы иногда придумываем и сами. Например «4 лишний» (белочка, зайчик, гриб, елочка) Как их объединить? Детям очень нравиться придумывать такие игры. Играют в них охотно, с интересом.
На занятиях из серии «Растения летом и осенью» появляется возможность раскрыть интересные взаимосвязи между растениями и животными, показать черты приспособленности плодов и семян некоторых растений к распространению. Предлагаю детям такие вопросы: докажи на примерах, что растения и животные тесно связаны между собой; почему для растений очень важно, чтобы распространялись их плоды и семена? Почему плоды дуба и орешника не могут распространяться ветром, а плоды липы, березы, клена могут. Какое значение для леса играют грибы?
На занятиях из серии «Насекомые и птицы нашей области» отмечаем черты приспособленности птиц к условиям нашего региона, обсуждаем такой интересный факт, касающийся перелетных птиц. Почему они улетают еще за долго, до исчезновения корма. Как же они узнают о приближении голодного времени. Оказывается они замечают, что к осени дни становятся короче и это служит им сигналом к отлету.
На занятиях «Дикие животные» - продолжается формирование представления о приспособленности животных к условиям жизни, о пищевых целях. Что бы дети лучше представляли себе пищевые связи в природе, использую динамические схемы (модели). На фланелиграфе прикрепляются изображения животных и растений, а между ними стрелки. Работа с динамическими схемами вызывает у детей большой интерес.
Много возможностей для раскрытия экологических связей на занятиях
«Птицы зимой». Например узнав о жизни снегирей, дети обратят внимание на то, что эти птицы прилетают к нам из более холодных мест. Там зима наступила раньше и большая часть корма уже съедена. Дети узнают о том, что с наступлением зимы изменяется пища дятла (летом – насекомые, зимой – семена хвойных). Рассматриваем строение клюва разных птиц и связываем с характером корма, поведение птиц и строение их клюва. Во время беседы о подкормке птиц, важно подчеркнуть, что холод легче переносят птицы если есть корм. При этом закладывается представление о (взаимосвязях) взаимодействии экологических факторов, в данном случае птицы и температура окружающей среды.
На занятиях из серии «Насекомые и птицы весной» показываю, что распространенное деление насекомых на вредных и полезных является не верным. Учу детей относиться к насекомым бережно и вдумчиво, чтобы ни одно насекомое не погибло от руки человека зря!
Когда рассказываю что такое лес, луг; где кто живет, обязательно обращаю внимание какой этаж занимает объект. Учу детей жалеть данный объект, если он в этом нуждается (полить, подкормить и т. д.). Как вывод знакомства с лесом и лугом, прудом и рощей выделяем правила поведения в этих местах, правила сбора даров природы, лекарственных растений; разобрать от куда берутся народные названия (чернушки, петрушки, серый гриб и т. д.).
А на занятиях из серии «Ждут помощи», «Спасены человеком» - знакомлю детей с редкими растениями, животными, птицами и насекомыми нашего региона. Знакомлю, кто у нас и как охраняет природу. Учу и самих относиться к природе бережно. Вместе с детьми и родителями сейчас мы начали работу по составлению «Красной книги нашего региона» для детского сада. Таким образом ребята решили провести природоохранную работу среди младших товарищей.
Прежде всего, нам самим пришлось пополнить свои знания о родном городе и его природе в музее, подобрали литературу о нашей земле.
Провели занятие – викторину с целью выявить, что дети знают о природе Ростовской области. После всего этого наметили план ознакомления детей с природой нашего региона. Вот такие определились темы: «Что нужно знать о степи?.»,
«Красная книга нашей местности», «Кто и как охраняет у нас природу?»
В проекте у нас еще составление «Зеленой книги». В ней мы хотели собрать материалы о природе нашего региона, очерки, рассказы, стихи, вырезки из газет фотографии. Для этой книги мы собираем загадки придуманные нашими ребятами, сказки и рассказы в основе которых лежат знания о природе края полученные на занятиях.
Этот творческий поиск закладывает начальные формы осознано правильного отношения к природе, интерес к ее познанию, сочувствие ко всему живому, умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое отношение к ней.
А пока эта работа еще на первой стадии, дети ведут другим образом пропагандистскую работу : рисуют плакаты, готовят праздники и развлечения, концерты.
Очень важно, чтобы воспринимая весь материал, дети думали. Этому помогают такие методические приемы, как сравнение, индивидуальные задания, обращение к опыту детей; важно научить детей задавать вопросы себе, товарищам, воспитателю. Представление детям возможности выражать свои знания и чувства через слово, художественное творчество делает знания более точными, а чувства более глубокими. Интересно проходят занятия, на которых дети сами выбирают форму выражения одной и той же темы: одни лепят, другие рисуют красками, третьи карандашами. Взаимосвязь занятий с играми обогащает духовную жизнь детей, удовлетворяет их потребности в познании и отражении окружающего.
Весьма важно в школу экологического воспитания вовлекать, не только детей. Не в меньшей степени нуждаются в ней взрослые, не умеющие или не желающие видеть экологических проблем, равнодушных к гуманным побуждением детей.
Эффективное средство работы с родителями – экологический стенд. Наш стенд называется «Не навреди мне, я есть природа, я есть жизнь!». Здесь и слова знаменитых людей, статьи призывающие к добрым чувствам, милосердию, бережному отношению к природе, дающие конкретные экологические знания. В помощь родителям создана рублика «Советы и секреты старичка - Боровичка», где знакомим родителей с нашей природой ее тайнами и загадками.
Было проведено родительское собрание: «Воспитание у детей интереса к окружающему, любви к родной земле». Организация проведения собрания
(выставка художеств, литературы о природе, детских работ, выставка поделок из природного материала) вовлекла родителей в обсуждении доклада.
Предлагаю родителям сходить с детьми к реке, рассмотреть те или иные объекты, послушать пение птиц. Советую, какие книги прочитать с детьми, какие стихи разучить.
Подводя итоги работы, хочется отметить, что проводилась она не зря!
Наблюдая за растениями и животными, работая в цветнике, дети стали замечать то, на что раньше даже не обращали внимания. Теперь они внимательно относятся к обитателям природного уголка, любят дежурить, с удовольствием ухаживают за растениями, видят их красоту. Так постепенно в процессе работы, я стараюсь воспитывать у детей доброту, отзывчивость, развиваю детскую пытливость, любознательность, интерес, любовь к родной природе, желание заботиться о ней. Уже виден результат работы. Многие дети, я замечаю, не ломают веток, не срывают цветы, возмущаются когда не только их ровесники, но и взрослые ведут себя в этом смысле не подобающе.
А главное – земля стала ближе.