Корлан Байдаулетова
Опыт работы по патриотическому воспитанию детей
▼ Скачать + Заказать документы
Байдаулетова Корлан Серикбаевна
БДОУ г. Омска «Детский сад №112»
Лучшее средство привить детям
любовь к отечеству состоит в том,
чтобы эта любовь была у отцов.
Шарль Монтескьё
Опыт работы по патриотическому воспитанию детей
Публикация «Опыт работы по патриотическому воспитанию детей» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Темочки
Как говорил великий восточный учёный Аль-Фараби, ребёнка надо воспитывать с того дня, как он появился на свет, то есть с самого первого дня его рождения. Когда ребенок достиг определенного возраста, мы начинаем прививать чувство патриотизма. На мой взгляд, это чувство нельзя в нем полноценно привить, если родители не воспитаны в духе патриотизма. Но, к счастью, в большинстве случаев родители воспитывают в детях это чувство с пеленок, иногда сами того не подозревая. Любовь к своей родине, гордость за свой народ, любовь к родным местам – все это придет со временем, к годам пяти-шести. А сейчас, когда ребенок только родился, он чувствует только родителей, и любое их восприятие окружающего мира, он вливает в себя, как говорится, с молоком матери. Вот отсюда начинается любое воспитание, в том числе и патриотическое. Если родители с гордостью, с восторгом, с любовью воспринимают все что делается внутри страны, внутри своего города или села и позитивно откликаются на все то, что делается вне своего дома, то и ребенок, он хоть и маленький и лежит еще в люльке, тоже уже любит свою Родину, страну, город, село, где он только начинает жить.
Крылатая фраза «Всё начинается с детства» как нельзя точно относится к этому. Я бы сказала, всё начинается с раннего детства.
Но вот ребёнок достиг пяти-шести летнего возраста. Безусловно, задачи по патриотическому воспитанию ставят уже с первой младшей группы в детских садах. А вот пяти-шести летним, современным детям, как объяснить, почему люди шли на смертный бой ради своей Родины?
К 70-летию Победы мы решили показать с детьми открытое мероприятие. Дети только пришли в старшую группу. Большинство детей пятилетнего возраста. И мы с сентября месяца по крупинке, шаг за шагом, начиная с самого начала (это обстановка в мире перед тем как началась вторая мировая война) старались объяснить, почему Гитлер хотел завоевать весь мир, в том числе нашу страну. Конечно, это мы делали доступным современным методом (ИКТ, это и кинохроники, это и отрывки из советских фильмов о войне, это и картинки, это и старые фотографии. Помощь нам оказывали и прабабушки. Когда дети ездили в деревню, им они рассказывали, что они делали во время войны, когда сами были вот такими детьми. Сначала дети не понимали, что значит на поле собирать колоски пшеницы. Это нам, воспитателям пришлось объяснять и показывать как это делали и зачем собирали. И это все делалось ради Победы. С кинохроники дети видели, как были одеты дети военного времени, что они ели. Это были наши прабабушки и прадедушки. Все от мала до велика, добывали победу.
Когда мы так говорили, дети спрашивали:
- А как они добывали Победу, ведь они только собирали колоски на поле?
- Да, они собирали колоски. Вот представьте себе, в каждой деревне, если двадцать детей соберут колоски – получится ведро зерна, а таких деревень очень много в нашей стране и таких детей, которые охотно трудились на поле, было тоже очень много. Когда были собраны все колоски, получалась целая цистерна зерна. Из этого зерна мололи муку и пекли хлеб для наших солдат и офицеров, которые сражались на поле боя. Вот поэтому и говорили, что победу добывают и дети в тылу.
Показывая детям кинохронику, как подростки воевали в партизанах наравне со взрослыми, мы видели гордость в глазах наших детей за маленьких партизан, воевавших за каждую пядь земли. Как они радовались, когда через немецкий пост, 7-10-ти летний ребенок спокойно прошел и перенёс взрывчатку под рубашкой, в результате чего под откос пошёл немецкий состав с боеприпасами. Вы бы видели, какая радость сияла в глазах у современных детей за успех тех, маленьких партизан. И каждый хотел быть похожим на него, на маленького героя того времени. Когда просматривали такие моменты, мы, воспитатели, ещё раз подчёркивали, вот так добывалась победа нашими прадедушками и прабабушками.
Когда мы показали мультфильм о войне, и там звучала песня «Журавли», Эльдар К., внимательно прослушав песню, с дрожью в голосе сказал:
- Наши солдаты, которые погибли на поле боя, они все улетели в небо как журавли.
Нам ничего не оставалось, как согласиться с его мнением. И тут же Лиза В. продолжает рассуждать:
- Любой человек, умирая, улетает в небо, так мне говорит моя бабушка, а солдаты превратились в белых журавлей.
У детей мало ещё жизненного опыта, но когда дети делали такие выводы, было понятно, что они воспринимали, всё что мы рассказывали очень всерьёз. И мы думаем, что из них вырастут настоящие патриоты своей Родины.
Только после такой объёмной работы, можно было от детей ожидать отдачу.
И переходя на современное время, мы рассказывали детям, кто сейчас защищает, оберегает нашу страну. У нас в гостях в гостях были и папы, которые рассказывали о том, как они служили в рядах российской армии. У нас в гостях были и солдаты с военной части, которые тоже рассказывали о своей повседневной жизни в армии и как учатся пользоваться автоматами и другим военным арсеналом.
И конечно все мальчишки обещали служить в армии как всякий мужчина, достигший 18-летнего возраста.
И только после всех этих мероприятий мы начали подготовку к проведению утренника, посвященного к 70-летию победы. Конечно, до этого были и выставки рисунков детей и выставка поделок из природного материала на военную тематику. Когда мы детям рассказали о танковом сражении под Сталинградом, как солдаты сражались за каждый дом, и о доме Павлова, Кира Сысоева вместе с родителями сделала макет этого дома. С какой гордостью она нам рассказала, как они в семье делали эту поделку, как ей понравился рассказ о доме Павлова. И это все нам вселяло надежду, что все-таки мы воспитаем патриотов своей Родины.
Мы, конечно, понимаем, что для воспитания патриотических чувств, очень важно знать историю своей Родины. И мы попытались в детях развить это чувство, чтобы оно у них осталось навсегда, какого бы возраста они не достигли. И в дальнейшем стали будущими защитниками нашей мирной Родины.
А закончить своё выступление хочу словами Владимира Владимировича Путина:
«Патриотизм. Это слово подчас используется в ироническом или даже ругательном смысле. Однако для большинства россиян оно сохранило свое первоначальное, полностью позитивное значение. Это чувство гордости своим Отечеством, его историей и свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее. Когда эти чувства свободны от национальной кичливости и имперских амбиций, в них нет ничего предосудительного, косного. Это источник мужества, стойкости, силы народа. Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения».
Литература
1. Крылов И. А., Жуковский В. А., Державин Г. Р.
Военно-патриотическая хрестоматия для детей. – АСТ, 2015 г;
2. www.mobiw.ru.