ОЛЕСЯ ОТРЯСКИНА
Опыт работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста
Мир, окружающий ребёнка, - это прежде всего Мир
природы с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный
источник детского разума.
В. Сухомлинский
Актуальность выбранной темы.
Сегодня экологическое образование в мире считается одним из главных направлений обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Каждый человек живущий на земле должен беречь и бережно относиться к своей земле к своей природе.
Публикация «Опыт работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Дошкольный возраст является таким периодом, когда активно формируются основы мировоззрения ребё нка: его отношение к себе, другим людям, окружающему миру.
Дети этого возраста чутки и отзывчивы. Они сопереживают, сочувствуют, у ребёнка формируется стиль поведения
Без системы непрерывного экологического образования нельзя решить экологические проблемы.
Дети должны знать, что растения и животные - живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль.
Воспитание не станет экологическим, если уже в младшем возрасте дети не поймут : комнатным растениям нужна вода; птичке – семена, вода; животным – корм и вода; а воробьям и синицам зимой – крошки хлеба.
Правильное отношение к живым существам является конечным результатам и воспитывается оно в совместной со взрослым деятельности, игре.
Ребёнку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу – значит творить добро, заставлять задумываться над тем. Что можно сделать. Чтобы наша страна стала краше и богаче.
Основными задачами экологического образования являются:
1. Воспитание любви к природе через непосредственное общение с ней, восприятие её красоты и многообразия.
2. Формирование знаний о природе.
3. Развитие сопереживания к бедствиям природы, потребности бороться за её сохранение.
Цель экологического образования – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Задачи экологического воспитания
1. Осознание себя как части природы.
2. Воспитание уважительного отношения ко всем объектам природы.
3. Воспитание активной жизненной позиции.
4. Формирование эмоционально – положительного отношения к окружающему миру.
5. Подведение к пониманию неповторимости и красоты окружающего мира.
Задачи экологического образования
1. Воспитание потребности в общении с природой.
2. Развитие экологического сознания.
3. Эстетическое воспитание.
Решение таких задач направлено на бережное осознание ценностно – ориентированного отношения к миру.
Цель работы : воспитание гуманного отношения к природе.
В работе я использую такие методы:
- Экологические занятия.
- Экологические экскурсии.
-Экологические праздники.
- Экологические конкурсы.
- Обсуждение и обыгрывание ситуаций.
- Зелёный патруль.
- Экологические игры (ролевые, дидактические, имитационные, игры моделирование экосистем, соревновательные игры – путешествия и так далее).
Мы с детками радуемся траве, снежному полю, птицам – всему, что вызывает добрые чувства. Негодуем, встречаясь с тем, что губительно отражается на природе. Моя задача и состоит в том, чтобы вырастить отзывчивых, милосердных детей.
Поэтому закладывать основы экологического образования следует как можно раньше.
Я хочу научить своих детей благодарить за щедрые дары природы.
Изучила методические рекомендации С. Н. Николаевой по воспитанию экологической культуре с детьми и рекомендации – советы (педагогам, родителям и гувернёрам) «Любовь воспитываем с детства».
Изучила программу «Юный эколог» и условия её реализации в детском саду.
В своей работе я провожу систему игр
1. Игры на познание и классификацию объектов окружающего мира, понимание единства всех его составляющих, законов его развития:
«Природный мир бывает разным», «Назови одним словом», «Что общего?», «Что часть чего?», «Рыбы – птицы - звери», «Цепочка».
2. Игры на развитие чувственного восприятия (работа анализаторов) :
«Мир звуков», «Наши помощники», «Узнай по запаху», «Волшебные звуки», «Какой овощ ты съел?».
3. Игры, способствующие формированию основ экологического самосознания :
«Хорошо – плохо», «Один – хорошо, много – плохо», «Что будет, если?»,
«Береги природу!» и так далее.
При организации игр я использую системный подход различных видов активной деятельности детей : исследовательская, продуктивная, театральная, двигательная, музыкальная. Использую различные методы и приёмы.
При проведении и организации игровой деятельности использую разработки «Шаг навстречу природе» Л. Д. Бобылёвой и О. В. Соловской; «Экологическое воспитание дошкольников» Н. С. Голицыной; разработки занятий Л. Г. Горьковой, А. В. Кочергиной; Т. М. Бондаренко пособие по формированию основ экологической культуры Т. В. Шпотовой и Е. П. Кочетковой; Алябьева Е. А. «Тематические дни и недели в детском саду» и «Коррекционно – развивающие занятия» (игры-перевоплощения и мини-этюды); разработки экологических игр Л. Павловой; разработки Рыжовой Н. А. «Я и природа», «Воздух –невидимка», «Волшебница – вода».
Провожу конкурсы рисунков по теме с участием родителей.
Именно мы, взрослые, должны всесторонне развивать детей : расширять их кругозор, приоткрывая одно за другим явления природы – показывая их необычность, взаимосвязь, обращать внимание детей на красоту природы, отмечать Вовлекать детей в совместную деятельность по выращиванию тех или иных растений.
Результативность.
Наблюдается хороший результат моей работы. У детей имеется необходимые экологические знания об окружающем мире. Мои детки с желанием поливают и рыхлят растения, протирают пыльные листья у растений, помогают сажать на грядке (в зимнее время в группе) лук, также цветы, семена моркови и свеклы, помогают удалять сорняки, собирают семена цветов для следующей посадки, принимают участие в изготовлении кормушек для птиц, подкармливают птиц, помогают содержать в порядке уголки природы и участки. Дети участвуют в праздниках и развлечениях, выставках поделок и рисунков. Принимают активное участие в конкурсах, награждены грамотами и благодарственными письмами.