Татьяна Макарова
Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкльников
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы по данной теме может использоваться педагогами ДОО
2. Содержание педагогического опыта
2.1. Актуальность педагогического опыта
В настоящее время в обществе назрела проблема, связанная с духовно-нравственным воспитанием человека. Русский педагог А. С. Макаренко писал: «Воспитание детей – самая важная область нашей жизни. Наши дети – это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю. Наши дети – это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитывать своих детей. Наши дети должны вырасти прекрасными гражданами. Хорошими отцами и матерями. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слёзы. Это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».
Публикация «Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкльников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Темочки
Любовь к своей родине – одно из самых сильных и благородных человеческих чувств. Как известно, первые уроки патриотизма дети получают в семье – в ходе бесед с родителями о родственниках, дедушках и бабушках. Воевавших за родную землю во время Великой Отечественной войны, рассматривания фотографий военных лет, чтения книг соответствующей тематики и семейных праздников, совместного посещения памятных мест и возложение цветов к памятникам погибшим воинам. Ознакомление детей с шедеврами русской музыки, живописи, литературы также способствует развитию у них чувства гордости за свою страну. Важно формировать семейные традиции, воспитывать уважение к старшим, бережное отношение ко всему окружающему. Ведь любовь к Отчизне, чувство патриотизма начинаются с любви к матери, отцу, бабушке и дедушке. Близким и дорогим людям, родному дому, улице, городу. Родители должны быть «проводниками» культуры, традиций и ценностей для ребёнка. Но часто получается иначе. Взрослые, увлечённые решением материальных вопросов, забывают о живом человеческом общении с ребёнком, так необходимом ему. Поэтому дети превращаются в заложников компьютерных игр, телевизионных программ, которые часто отрицательно влияют на их нервную систему и психику. Это проявляется в том, что они становятся возбуждёнными, агрессивно настроенными, не испытывают интереса к познанию. Это проявляется и в нежелании слушать русские народные сказки, в которых прослеживается победа добра над злом, осуждаются отрицательные качества героев. Всё вышеизложенное может вызвать необратимые последствия, которые на более поздних этапах жизненного пути ребёнка негативно проявятся в его поведении, поступках, суждениях, отношении к миру.
Большое внимание вопросам духовно-нравственного воспитания уделяется сегодня на самом высоком уровне. Так, Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», утв. постановлением Правительства РФ от 05.10.2010 № 795, ставшая продолжением аналогичных государственных программ на 2001-2005 и на 2006-2010 гг., обеспечивает непрерывность процесса формирования патриотического сознания российских граждан как одного из факторов единения нации. В ходе реализации программ в предыдущие годы в большинстве субъектов Российской Федерации были созданы региональные координационные советы и центры патриотического воспитания. Приняты и реализуются долгосрочные ведомственные и региональные программы патриотического воспитания. Согласно Указу Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» среди мер, направленных на развитие воспитания и социализацию детей, отмечено внедрение современных программ гражданско-патриотического воспитания.
Изучив актуальность данной проблемы, приоритетным направлением моей педагогической деятельности стало нравственно-патриотическое воспитание детей.
2.2. Содержательная форма представления педагогического опыта
Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей может быть представлена следующим образом:
Безусловно, настоящая схема не может передать всю полноту работы по данному вопросу. Все эти задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Представленное мной тематическое планирование в приложении №1 способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы желательно приурочивать к конкретным событиям и праздникам.
Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей — вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств.
Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:
• повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т. д.);
• везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;
• повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
• люди берегут и охраняют природу;
• есть общие профессиональные и общественные праздники и т. д.
Организованная таким образом работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране.
Работа по патриотическому воспитанию проводится с применением разнообразных форм и методов.
1. Познавательные занятия, посвященные изучению государственных символов России, истории возникновения г. Челябинска, его символики, занятия о географическом расположении страны, города, о климате и т. д.
2. Традиции
Знакомство детей с культурой, языком, предметами декоративно-прикладного искусства, традициями, обрядами русского народа укрепляет связь между поколениями, развивает чувство принадлежности и уважения к русскому народу, истории г. Челябинска. Для этого проводятся: обрядовые праздники: «Рождественские колядки», «Масленица», «Посиделки»; они объединяют всех участников, вызывают радостные волнения, эмоциональный подъем, дают возможность полнее проявить свою фантазию, изобретательность, творчество; экскурсии в краеведческий музей г. Челябинска; тематические досуги «Мой край задумчивый и нежный», «Моя семья», «Мой папа», «Зарница».
3. Природа и экология
Одно из слагаемых патриотизма – воспитание любви к родной природе на прогулках и экскурсиях. Постепенно у детей формируются представления о родном городе, стране; природа становится ближе и понятнее, дети стараются что-то сделать для нее, испытывают чувство ответственности перед ней.
4. Героическое прошлое
Важно донести до детей мысль: спустя много лет люди помнят о событиях грозных лет войны, чтя память погибших, окружат вниманием и любовью людей защищавших нашу Родину. Проводятся конкурсы плакатов и рисунков «Защитники Отечества», занятия «Дети – герои», «Герои войны – наши земляки»; «Занятия мужества», на которых дети обращаются к славным подвигам российского солдата, проявившего беспримерное мужество в суровое для страны время; оформляются поздравительные открытки и подарки для ветеранов войны, проводится утренник «День Победы» с приглашением ветеранов войны, экскурсия к памятнику воинам ВОВ.
5. Труд людей
Приобщение к трудовой деятельности необходимо для формирования личности ребё нка: дети имеют постоянные трудовые поручения не только по самообслуживанию, но и на общую пользу, например, труд по озеленению участка, поделка игрушек для малышей, выращивание овощей, починка книг, оформление зала к праздникам. Организуются встречи с людьми разных профессий, на которых они рассказывают о том, какую пользу приносит их труд людям, непосредственные наблюдения за трудом взрослых.
6. Взаимодействие с родителями
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника. Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм. С их участием проводятся: выставки рисунков, поделок: «Моя мама лучше всех», «Моя семья» и др., оформление групповых комнат, благоустройство ДОУ, труд бытовой в природе, утренники, праздники, экскурсии, соревнования, природоохраняемые акции «Посади цветок», «Изготовление кормушки» и т. д.
Патриотическое воспитание осуществляется во всех направлениях работы с детьми : в ознакомлении с окружающим и с художественной литературой, развития речи, музыке, изобразительном искусстве.
Ожидаемый результат реализации опыта работы по патриотическому воспитанию :
Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.