елена Бурцева
Опыт работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственно - патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие как нравственных, так и патриотических чувств. Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Ребёнок принимает свой дом таким, каков он есть и любит его. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине, Отчизне. Если в семье есть свои, только ей присущие привычки, правила (отмечать какие-то даты, готовить друг другу сюрпризы, вместе отдыхать и т. п., то всё это постепенно и основательно входит в социальный опыт ребёнка и остаётся как приятные воспоминания детства, которые хочется пережить снова. У каждого есть воспоминания, они дороги человеку и накрепко привязывают его к родному дому, родным людям.
Публикация «Опыт работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Старшая группа
- Темочки
Целью патриотического воспитания является формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду.
Достижение поставленной цели осуществляю через решение следующих задач:
1. Воспитывать у ребёнка любовь и привязанность к своей семье, родному дому, детскому саду, посёлку.
2. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
3. Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
4. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
5. Формировать духовно-нравственные отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, посёлку, к природе родного края.
Работу по патриотическому воспитанию начинаю с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми.
Особое место в работе по нравственно - патриотическому воспитанию отвожу произведениям детской художественной литературе, русским народным играм, устному народному творчеству, народно-прикладному искусству.
Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, любви к своему дому, своим сверстникам.
С целью воспитания у детей любви и уважения к мамам, папам, пожилым людям провела следующие праздники и развлечения: «День матери». Мои воспитанники стали активными участниками фотовыставок «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны», «Летний отдых с семьёй» и т. д.
Знакомлю детей с семейными традициями семьи, с традициями и бытом России, с историей возникновения народных игрушек, с видами устного народного творчества. На данном этапе были проведены праздники и развлечения «Масленица», «Осень в гости к нам пришла». Традиционно в нашем детском саду, проходят выставки «Дары осени», «Новогодняя игрушка», «Огород на окне». Родители вместе с детьми каждый раз являются их активными участниками, лучшие работы отмечаются грамотами. Всё это формирует у дошкольников чувство заинтересованности в выполнении общего дела, радость от достигнутого результата.
Знакомство дошкольников с родным посёлком, с краем – процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой, и эта работа, в основном, проводится вне занятий. Одна из главных задач, которую я ставлю перед собой при подготовке каждого занятия – подбор наглядного материала: репродукции картин, различные схемы, рисунки, фотографии из прошлых лет и современных достопримечательностей. Воспитывая у детей любовь к своему посёлку, к родному краю подвожу их к пониманию, что их посёлок — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего. Работу по ознакомлению детей с Родиной провожу поэтапно. Следующим этапом является знакомство детей с достопримечательностями нашего посёлка. С детьми проводила экскурсии по родному посёлку, с детьми посещали краеведческий музей. Совместно с родителями своих воспитанников, совершили экскурсию по достопримечательностям посёлка. Дети с интересом рассказывали о том, где они были, что интересного узнали о нашем посёлке.
Каждый год накануне Дня Победы в детском саду проводятся мероприятия, посвященные победе нашего народа в Великой Отечественной войне. Мои воспитанники приняли активное участие в подготовке и проведении праздничного концерта для ветеранов и тружеников тыла, участвовали в конкурсе: Рисуют мальчики войну», «Спасибо деду за победу» К празднику Победы дети изготовили поздравительные открытки.
Стало традицией после окончания праздника возлагать цветы к Вечному огню, к памятнику погибшим воинам. Такие формы работы формируют у детей чувство гордости за свой народ, свою армию, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, к своей стране, сопричастности к её истории, любовь к семье и её традициям. Вызывают желание быть похожими на сильных, смелых российских воинов.
Ведется работа по расширению представлений детей о природных ресурсах родного края, воспитывается чувство ответственности, бережное отношение к природе. Ярким событием стали походы, во время которых дети не только имеют возможность познакомиться с местностью, в которой они живут, но любоваться самыми красивыми местами своей малой Родины, своим поселком, также дети в походах собирают разнообразный природный материал, который затем используем в продуктивной деятельности.
Формирование патриотических чувств у детей невозможно без установления тесной связи с семьёй, поэтому активное участие принимают родители. Дети вместе с родителями составляли генеалогические древа, рассказы о своей семье, о своих семейных традициях. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Также дети вместе с родителями участвовали в акции «Посади дерево»
Наши родители принимали активное участие в жизни группы. В течение нескольких лет мы участвовали в разнообразных конкурсах, выставках.
Подводя итоги о проделанной работе, следует вывод, что родители моих воспитанников стали более осознанно относиться к вопросам нравственно-патриотического воспитания. У них возрос интерес к мероприятиям, проводимым в группе, и в детском саду (конкурсы, спортивные соревнования, дни открытых дверей, походы по родному поселку и т. д.) . Участие родителей воспитанников в жизни детского сада стало более активным и ощутимым.
Уверена, что проводимая мною работа помогает детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями; учит любоваться природой, бережно относиться к ней.