Получи документы

Опыт работы по организации опытно-экспериментальной лаборатории в группе старшего дошкольного возраста

Алевтина Бородулина
Опыт работы по организации опытно-экспериментальной лаборатории в группе старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие современного дошкольника происходит в эпоху повсеместной компьютеризации. Использование новых педагогических технологий требует от ребенка не только владения определенным набором знаний, но и умение приобретать эти знания самому, научиться их рационально и творчески использовать. Сегодняшнего дошкольника можно охарактеризовать следующим образом: любознательный, общительный, самостоятельный, активный. Дошкольный возраст дает возможность реализовать ребенку свою познавательную активность, которая достигает наибольшей концентрации в поисковой форме и исследовательской деятельности.

Публикация «Опыт работы по организации опытно-экспериментальной лаборатории в группе старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Учитывая особенности современного дошкольника, педагоги должны создавать условия для самостоятельного получения знаний ребенком в ходе решения поставленной задачи или проблемы. Термин «детское экспериментирование» давно вошел в педагогическую теорию и практику. Н. Н. Подьяков писал: «Детское экспериментирование — одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности с другой». Таким образом, детское экспериментирование позволяет развивать познавательную активность ребенка, овладеть способами практического взаимодействия с окружающей средой и обеспечить становление мировоззрения дошкольника. Понимая значение познавательной активности для личностного развития ребенка дошкольного возраста, мы организовали в группе лабораторию «Я познаю мир», которая оборудована материалами и приборами для проведения простейших опытов и экспериментов. Лаборатория позволяет решать важные воспитательные и образовательные задачи:

1. Формировать у дошкольников представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе.

2. Развивать представления о химических свойствах веществ.

3. Развивать представления о физических свойствах и явлениях.

4. Развивать элементарные математические представления.

5. Развивать у детей умения пользоваться исследовательскими приборами при проведении опытов (лупа, микроскоп, весы, линейка и т. д.).

6. Развивать умственные способности (анализ, классификация, сравнение, обобщение).

Создание лаборатории в группе дало возможность для усовершенствования совместной деятельности педагога с детьми и детей друг с другом. Работа в лаборатории предполагает сотрудничество как небольшого количества воспитанников (3–4 человека, так и группы (10-15 человек, что позволяет максимально использовать материалы и приборы. Совместная деятельность небольшой группы детей приобретает не хаотичный характер, а хорошо организованный и результативный диалог. В процессе проведения опытов задействован каждый ребенок, что является важным аспектом в работе лаборатории.

Структура проведения занятия в лаборатории «Я познаю мир» :

1. Познавательная задача.

2. Проблема.

3. Выдвижение гипотезы.

4. Поиск решения задачи опытным путем.

5. Фиксация результатов.

6. Обсуждение результатов.

7. Вывод.

Познавательная задача в ходе экспериментирования должна быть четко и ясно сформулирована педагогами. Ее решение требует от ребенка осознания причинно-следственных связей. В процессе опытно-исследовательской деятельности дети высказывают свои предположение о причинах наблюдаемого явления и выбирают способ решения познавательной задачи. Максимальная самостоятельная активность каждого ребенка — важное условие при организации детского экспериментирования в лаборатории. Педагог выполняет роль помощника, соучастника эксперимента, а не руководителя и наставника. Лаборатория разделена на два сектора: «Живая природа» и «Неживая природа». Они взаимно дополняют друг друга. Проводя экспериментирование в секторе «Живая природа», воспитанники используют материалы и вещества, находящиеся в секторе «Неживая природа». Таким образом, мы создали благоприятные условия для реализации творческого потенциала ребенка. Дети не ограничены рамками одного аспекта исследования, а получают возможность более полной реализации познавательной активности.

Материальное обеспечение сектора «Неживая природа» :

1. Приборы-помощники: посуда, весы, емкости для воды разного объема, лупы, микроскопы, линейки, сито, воронки.

2. Природный материал: камни, шишки, желуди, скорлупа, семена, спилы дерева, листья, ракушки.

3. Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки, трубочки, пленка.

4. Картотека разных видов бумаги.

5. Краски: гуашь, акварель, мелки.

6. Медицинские материалы: пипетки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл).

7. Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, мука, сахар, свечи.

Содержимое лаборатории регулярно дополняется новыми веществами и материалами, что позволяет постоянно поддерживать интерес у дошкольников к экспериментальной деятельности.

Материальное обеспечение сектора «Живая природа» :

1. Уголок с комнатными растениями «Цветочная поляна».

2. Уголок с овощами и зеленью «Огород круглый год».

Для того, чтобы наглядно проследить изменения в живой и неживой природе, происходящие в течение всех сезонов года, мы используем в лаборатории календари наблюдений, схемы опытов, опорные схемы свойств веществ и материалов. Календари наблюдений помогают закрепить у детей знания о явлениях природы, обобщить и сохранить информацию о приметах времен года, о состоянии погоды (температура воздуха, облачность, осадки, ветер, о днях недели и т. д

Литература:

1. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников». Для занятий с детьми 4-7 лет. М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015г.

2. Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы?», сценарии игр-занятий для дошкольников. ТЦ СФЕРА, М., 2004г.

3. Киселева А. С., Данилина Т. А., Ладога Т. С., Зуйкова М. Б. проектный метод в деятельности дошкольного образования. — М., 2004.

4. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. «Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст». М., Педагогическое общество России, 2005г.

5. Рыжова Н. А. «Экологическое образование в детском саду», книга для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педагогических университетов и колледжей. М., изд. Дом Карапуз, 2001г. (программа «Наш дом – природа»).

Публикации по теме:

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста «Мыло — наш хороший друг» Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста «Мыло – наш хороший друг» Задачи: — Закрепить.

Консультация «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей старшего возраста» «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити- ручейки, которые питают.

Опыт работы «Создание условий для организации мини-лаборатории в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»Опыт работы «Создание условий для организации мини-лаборатории в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО» Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». В настоящее время в стране активно.

Опыт работы в старшей группе на тему «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста» Если педагог или родитель своей ежеминутной придирчивостью будет слишком стеснять ребенка в свободном речевом выражении чувствии мыслей,.

Организация опытно-экспериментальной работы с детьми дошкольного возраста в экологических акциях (проектах) Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

Отчет по организации опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Песок. Свойства песка»Отчет по организации опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Песок. Свойства песка» В рамках реализации опытно-экспериментальной деятельности в МБДОУ №3 «Аленушка» младшей-средней группе в период с 1.06.2019 г. По 31.08.2019.

Отчет по организации опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Поиграем с водой»Отчет по организации опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Поиграем с водой» Дети по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, направлена на создание.

Семинар-практикум с педагогами по опытно — экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ласточка» муниципального образования город Десногорск Смоленской.

Сообщение «Организация опытно-экспериментальной работы с детьми среднего возраста» Экспериментирование - особое и чрезвычайно важное направление познавательного развития детей дошкольного возраста. Усваивать все прочно.

Опыт работы «Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста» МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 22» ЛЕВОКУМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по организации опытно-экспериментальной лаборатории в группе старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 16 октября 2019 в 19:24
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы по организации опытно-экспериментальной лаборатории в группе старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Алевтина Бородулина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


МААМ-картинки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД