Алевтина Бородулина
Опыт работы по организации опытно-экспериментальной лаборатории в группе старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие современного дошкольника происходит в эпоху повсеместной компьютеризации. Использование новых педагогических технологий требует от ребенка не только владения определенным набором знаний, но и умение приобретать эти знания самому, научиться их рационально и творчески использовать. Сегодняшнего дошкольника можно охарактеризовать следующим образом: любознательный, общительный, самостоятельный, активный. Дошкольный возраст дает возможность реализовать ребенку свою познавательную активность, которая достигает наибольшей концентрации в поисковой форме и исследовательской деятельности.
Публикация «Опыт работы по организации опытно-экспериментальной лаборатории в группе старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Учитывая особенности современного дошкольника, педагоги должны создавать условия для самостоятельного получения знаний ребенком в ходе решения поставленной задачи или проблемы. Термин «детское экспериментирование» давно вошел в педагогическую теорию и практику. Н. Н. Подьяков писал: «Детское экспериментирование — одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности с другой». Таким образом, детское экспериментирование позволяет развивать познавательную активность ребенка, овладеть способами практического взаимодействия с окружающей средой и обеспечить становление мировоззрения дошкольника. Понимая значение познавательной активности для личностного развития ребенка дошкольного возраста, мы организовали в группе лабораторию «Я познаю мир», которая оборудована материалами и приборами для проведения простейших опытов и экспериментов. Лаборатория позволяет решать важные воспитательные и образовательные задачи:
1. Формировать у дошкольников представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе.
2. Развивать представления о химических свойствах веществ.
3. Развивать представления о физических свойствах и явлениях.
4. Развивать элементарные математические представления.
5. Развивать у детей умения пользоваться исследовательскими приборами при проведении опытов (лупа, микроскоп, весы, линейка и т. д.).
6. Развивать умственные способности (анализ, классификация, сравнение, обобщение).
Создание лаборатории в группе дало возможность для усовершенствования совместной деятельности педагога с детьми и детей друг с другом. Работа в лаборатории предполагает сотрудничество как небольшого количества воспитанников (3–4 человека, так и группы (10-15 человек, что позволяет максимально использовать материалы и приборы. Совместная деятельность небольшой группы детей приобретает не хаотичный характер, а хорошо организованный и результативный диалог. В процессе проведения опытов задействован каждый ребенок, что является важным аспектом в работе лаборатории.
Структура проведения занятия в лаборатории «Я познаю мир» :
1. Познавательная задача.
2. Проблема.
3. Выдвижение гипотезы.
4. Поиск решения задачи опытным путем.
5. Фиксация результатов.
6. Обсуждение результатов.
7. Вывод.
Познавательная задача в ходе экспериментирования должна быть четко и ясно сформулирована педагогами. Ее решение требует от ребенка осознания причинно-следственных связей. В процессе опытно-исследовательской деятельности дети высказывают свои предположение о причинах наблюдаемого явления и выбирают способ решения познавательной задачи. Максимальная самостоятельная активность каждого ребенка — важное условие при организации детского экспериментирования в лаборатории. Педагог выполняет роль помощника, соучастника эксперимента, а не руководителя и наставника. Лаборатория разделена на два сектора: «Живая природа» и «Неживая природа». Они взаимно дополняют друг друга. Проводя экспериментирование в секторе «Живая природа», воспитанники используют материалы и вещества, находящиеся в секторе «Неживая природа». Таким образом, мы создали благоприятные условия для реализации творческого потенциала ребенка. Дети не ограничены рамками одного аспекта исследования, а получают возможность более полной реализации познавательной активности.
Материальное обеспечение сектора «Неживая природа» :
1. Приборы-помощники: посуда, весы, емкости для воды разного объема, лупы, микроскопы, линейки, сито, воронки.
2. Природный материал: камни, шишки, желуди, скорлупа, семена, спилы дерева, листья, ракушки.
3. Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки, трубочки, пленка.
4. Картотека разных видов бумаги.
5. Краски: гуашь, акварель, мелки.
6. Медицинские материалы: пипетки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл).
7. Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, мука, сахар, свечи.
Содержимое лаборатории регулярно дополняется новыми веществами и материалами, что позволяет постоянно поддерживать интерес у дошкольников к экспериментальной деятельности.
Материальное обеспечение сектора «Живая природа» :
1. Уголок с комнатными растениями «Цветочная поляна».
2. Уголок с овощами и зеленью «Огород круглый год».
Для того, чтобы наглядно проследить изменения в живой и неживой природе, происходящие в течение всех сезонов года, мы используем в лаборатории календари наблюдений, схемы опытов, опорные схемы свойств веществ и материалов. Календари наблюдений помогают закрепить у детей знания о явлениях природы, обобщить и сохранить информацию о приметах времен года, о состоянии погоды (температура воздуха, облачность, осадки, ветер, о днях недели и т. д
Литература:
1. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников». Для занятий с детьми 4-7 лет. М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015г.
2. Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы?», сценарии игр-занятий для дошкольников. ТЦ СФЕРА, М., 2004г.
3. Киселева А. С., Данилина Т. А., Ладога Т. С., Зуйкова М. Б. проектный метод в деятельности дошкольного образования. — М., 2004.
4. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. «Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст». М., Педагогическое общество России, 2005г.
5. Рыжова Н. А. «Экологическое образование в детском саду», книга для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педагогических университетов и колледжей. М., изд. Дом Карапуз, 2001г. (программа «Наш дом – природа»).