Ольга Добрынина
Семинар-практикум с педагогами по опытно — экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ласточка» муниципального образования город Десногорск Смоленской области.
Семинар – практикум по опытно – экспериментальной деятельности
детей старшего дошкольного возраста.
Тема: «Опытно – экспериментальная деятельность, как один из факторов
познавательного развития детей дошкольного возраста.»
Составила: Добрынина Ольга Алексеевна
воспитатель высшей категории
2015 год.
Публикация «Семинар-практикум с педагогами по опытно — экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Старшая группа
- Темочки
Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее; она чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.
Перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями встает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и - обязательно! - инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Именно на это указывается в законе РФ “Об образовании”. Активная жизненная позиция может иметь основание, если человек мыслит творчески, если видит возможность для совершенствования.
Путь становления творческой личности сложен, труден. Но эти большие трудности могут дать и большие радости, причем радости высшего человеческого порядка - радость преодоления, радость открытия, радость творчества.
Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные мотивы, яркие, глубокие, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать жизненные затруднения, неблагоприятные условия, обстоятельства, настойчиво продвигаться к намеченной цели
Одним из таких видов деятельности является экспериментирование. В работах многих отечественных педагогов Н. Н. Поддьякова (1995 год, А. П. Усовой, Е. Л. Панько говорится, что “детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития”, и выделяют основную особенность этой познавательной деятельности : ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность
Китайская пословица гласит: “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму”. Усваивается прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детской опытно-экспериментальной деятельности в практику работы нашей группы. В процессе организации опытно-экспериментальной деятельности предполагаю решение следующих задач:
• создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.
• развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.
• развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.
• создание предпосылок формирования практических и умственных действий.
Опытно-экспериментальную деятельность распределила по направлениям:
• живая природа: характерные особенности сезонов разных природно-климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде.
• неживая природа: воздух, почва, вода, магниты, звук, свет.
• человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства.
Разработала модель обучения детей организации экспериментирования.
Модель обучения детей организации экспериментирования
Этапы обучения Приемы Навыки исследовательской деятельности
Мотивация деятельности - создание развивающей среды;
- проблемные ситуации; Устойчивый интерес
- интрига и сюрпризные моменты Планирование, выбор средств, реализация и формулирование выводов эксперимента при поддержке педагога
1 этап Педагог ставит проблему и начинает ее решение, дети самостоятельно осуществляют решение проблемы - наводящие вопросы;
- уважительное отношение к любым высказываниям ребенка, его действиям;
- предоставление свободы выбора, действий и перемещения в пространстве Самостоятельное планирование, реализация эксперимента; формирование цели и простейших гипотез с помощью педагога; графическое фиксирование результатов
2 этап Педагог ставит проблему, дети самостоятельно находят ее решение и осуществляют эксперимент - проблемные вопросы;
- пополнение уголка новыми материалами и предметами;
- приемы межличностного общения и сотрудничества Самостоятельная организация детьми исследовательской деятельности; фиксирование результатов, формулирование выводов и рефлексия
- работа воспитателя по указанию целей;
- допущение неточности в действиях воспитателя;
Структура детского экспериментирования :
- постановка проблемы, которую необходимо разрешить;
- целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);
- выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
- проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);
- анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось);
- формулирование выводов.
Разработала перспективное планирование занятий по теме: “Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников”, которое включает в себя:
• экспериментальная деятельность, организованная педагогом;
• познавательные занятия с элементами экспериментирования;
• демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми
• долгосрочные наблюдения-эксперименты.
Перспективное планирование рассчитано на все возраста дошкольного периода, занятия реализуются как в рамках образовательной программы, так и в совместной деятельности воспитателя и детей, игровой и проектной деятельности.
Для реализации всего объема работы была создана предметно-развивающая среда, обеспечивающая возможность, проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками группы. Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности, помимо традиционных уголков природы в группе оборудована и постоянно оснащается детская экологическая лаборатория, где представлены различные материалы для исследования:
• приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;
• разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);
• природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др. ;
• утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др. ;
• технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др. ;
• разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др. ;
• красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
• медицинские материалы: колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши и др. ;
• прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др.
При оборудовании уголка экспериментирования учитывались следующие требования:
• безопасность для жизни и здоровья детей;
• достаточность;
• доступность расположения
Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы.
Огромную помощь в оборудовании экологической лаборатории оказали родители. По результатам анкетирования данная работа заинтересовала их, что позволило сблизить наши позиции в развитии детей.
Для поддержки интереса к экспериментированию некоторые проблемные ситуации формулируются от имени героя. Так, в нашей лаборатории живет Егорка- Наперикорка, от имени которого предлагаются задания – записки. Например, однажды дети обнаружили конверт с семенами фасоли и гороха и записку: “Объясните, что появляется в начале: корешок или стебелек?” Дети решили, что для эксперимента необходима прозрачная емкость и вода и объяснили почему. Затем некоторые воспитанники просто залили водой семена. А остальные воспользовались ватными тампонами и положили семена между ними. В результате дети сделали вывод о технологии проращивания семян (в воде семена загнили, в сухих тампонах пропали, и только во влажных проросли, а также о том, что вначале появляется корень, а затем стебель. Длительность этого эксперимента составила 12 дней.
В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы.
Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности : наблюдениями на прогулке, чтением, игрой позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ. Например, при ознакомлении детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни человека были использованы следующие методические приемы:
• наблюдение на прогулке за движением облаков; эксперимент “Какая сила у ветра?”;
• для закрепления представлений о движении теплого и холодного воздуха игра “Разный ветер” (холодный, теплый);
• чтение и обсуждение отрывка из сказки А. С. Пушкина “Сказка о царе Салтане. ”; решение экологических задач.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитация убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений.
Были разработаны советы родителям “Как помочь маленькому исследователю”, консультации для родителей в родительском уголке элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. Например, “Цветные льдинки” (лед можно увидеть не только зимой, но и в любое другое время года, если воду заморозить в холодильнике).
На родительском собрании были предложены игры, в которых используются результаты экспериментирования, например «Лаборатория в домашних условиях» ребёнок вместе с родителями проводит опыт что легче пластилин или дерево поместив предметы в таз с водой. Обязательным условием эффективности работы в организации опытно-экспериментальной деятельности является диагностика.
Наши дети взрослеют очень быстро, но самостоятельно и плодотворно жить они смогут, если мы сегодня поможем развиваться их способностям и талантам. Пробудим интерес к самому себе, к окружающему миру.
В завершении выступления хотелось бы отметить, что в своей работе с детьми – дошкольниками я руководствуюсь мудрым советом: “Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал” (В. А. Сухомлинский).
Только через действие ребенок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нем.
Литература.
1. “Экспериментальная деятельность детей” Мартынова.
2. “Экологические занятия с детьми 6-7 лет” Т. М. Бондаренко.
3. «Беседы о воде в природе» Т. А. Шорыгина.
4. «Явления в природе» Т. А. Шорыгина.
5. «Секреты в природе—это так интересно» Т. Н. Ковенько.
6. «Наш дом—природа» Н. А. Рыжова.
7. «Энциклопедия дошкольника»