Марина Гаврилова
Опыт работы по формированию пожарной безопасности у старших дошкольников в рамках работы отряда «Юные друзья пожарных»
▼ Скачать + Заказать документы
Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша занятость, а порой беспечность и равнодушное отношение к некоторым бытовым ситуациям зачастую приводят к трагедии. Сколько лет огонь угрожает людям, почти столько же они пытаются найти от него защиту. За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые произошли по вине человека. По данным органов пожарной охраны, каждый 6-7-й пожар возникает из-за детских шалостей; 60% пострадавших от пожара - дети, 3/4 из них - дошкольники.
Публикация «Опыт работы по формированию пожарной безопасности у старших дошкольников в рамках работы отряда „Юные друзья пожарных“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Пожарная безопасность
- Пожарный. Знакомство с профессией
- Старшая группа
- Темочки
Мы решили узнать, насколько дети знакомы с правилами пожарной безопасности, провели опрос детей, который показал, что дети владеют элементарными знаниями правил пожарной безопасности – определяют, что может загореться (95%, по какому номеру нужно вызвать пожарных (99%, а так же знают, как обращаться с некоторыми бытовыми электробытовыми приборами (90%). Однако некоторые (20%) затрудняются назвать домашний адрес и причины возгорания (35%, а так же продемонстрировать действия при возникновении пожара (40%).
Как уберечь детей от возможной трагедии? Воспитать у дошкольников культуру пожаробезопасного поведения, чувство опасности перед огнем, помочь всем воспитанникам овладеть знаниями, помогающими предупредить опасность, а при необходимости правильно действовать.
Сегодня одной из эффективных форм массового воспитания, на наш взгляд, являются детские отряды. Так, в нашей группе появился отряд Юных друзей пожарных «Искорки» (ЮДП).
Отряд «Юные друзья пожарных «Искорки» – это добровольное объединение воспитанников старшего дошкольного возраста, изучающего правила пожарной безопасности и пропагандирующие их среди сверстников, под руководством руководителей отряда (воспитатели, с участием взрослых»
Членами отряда являются все воспитанники группы «Анютины глазки» в количестве 25 человек. Руководители отряда – воспитатели группы. У отряда есть песня, девиз, отличительные знаки (значок, галстук)
Девиз отряда «Лучше, чем огонь тушить, нам его предупредить».
Песня отряда «Про пожар» Автор В. Синенко
Главная цель работы отряда – формирование правил пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста через работу отряда «Юные пожарные»
Работа отряда направлена на реализацию следующих задач:
1. Изучить правила безопасного поведения в быту и при пожаре;
2. Формировать у детей осознанное и ответственное отношение к выполнению правил пожарной безопасности, умений и практических навыков, необходимых для действия в экстремальных ситуациях;
3. Закрепить представления детей о пожароопасных предметах, причинах возникновения пожара, работе пожарных;
4. Развивать у дошкольников умение пропагандировать правила пожарной безопасности среди сверстников;
5. Воспитывать чувства гордости и уважения к профессии пожарного и взаимопомощь по отношению друг к другу, а так же самостоятельность и чувство ответственности за безопасность окружающих людей;
Приступая к работе по данной теме, мы подробно изучили и проанализировали методическую литературу, опыт работы различных педагогов по вопросам ознакомления детей с правилами пожарной безопасности; систематизировали знания по данному направлению и спланировали дальнейшую работу отряда ЮДП «Искорки», которая
включает 4 направления :
1 - создание развивающей предметно-пространственной среды, подбор дидактического материала для формирования у детей здорового чувства опасности (художественная литература, иллюстрации, атрибуты, игрушки, макет пожарного щитка, настольно-печатные и дидактические игры, альбом по пожарной безопасности, номера телефонов служб);
2 - совместную деятельность педагога и детей (наблюдение, беседы, дидактические игры, игры - занятия, вечера досуга, КВН, конкурсы рисунков на лучшее знание чрезвычайных ситуаций и умение вести себя в них);
3 - взаимодействие с родителями (создание наглядного и письменного материалов, проведение семинаров - практикумов по типу круглого стола, организация совместных досугов);
4 - взаимосвязь с работниками службы пожарной безопасности.
Подробнее обо всем.
Деятельность педагогов
1. Создание развивающей предметно-пространственной среды
В первую очередь, мы составили перспективное планирование работы отряда ЮДП. Изготовили отличительные атрибуты отряда ЮДП (значок, синий галстук);
Создали развивающую предметно-пространственную среду. Подобрали художественную литературу по данной теме в соответствии с возрастом. Собрали альбом с иллюстрациями пожарной техники, изготовили атрибуты для сюжетной игры (одежда пожарного, машина, игрушки, макет пожарной машины, пожарного щита, макет спичечного коробка со спичками, различные сюжетные плакаты с правилами пожарной безопасности, создали настольно-печатные и дидактические игры, альбом с правилами по пожарной безопасности, номера телефонов служб, телефон для тренинга, макет огнетушителя.
Одним из важных и интересных моментов создания среды явился мини-музей «Юный пожарный», который пользуется у детей большой популярностью. Он гармонично входит в интерьер группы и становится неотъемлемой частью развивающей среды. Экспонаты можно трогать руками, рассматривать, использовать для сюжетно-игровой деятельности детей, в дидактических играх, в досугах и праздниках, а также в качестве наглядного материала по всем образовательным областям для формирования у детей здорового чувства опасности.
2. Совместная деятельность педагога и детей по ознакомлению с правилами пожарной безопасности осуществляется через разные формы совместной деятельности, и охватывает все образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, физическое, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Это проведение тематических бесед, рассматривание иллюстраций, альбомов с видами пожарной техники.
ООД, опыты, ТРЕНИНГИ по ЭВАКУАЦИИ, экскурсии по детскому саду с целью ознакомления эвакуационных выходов, планов и нахождения первичных средств пожаротушения.
Разнообразна совместная деятельность по художественно-эстетическому развитию помогает закрепить детям целостный образ пожарной техники и внешний вид пожарного. Проводимые конкурсы чтецов про пожарных, раскрывают характер смелых и отважных огнеборцев.
В период тематической недели безопасности, интересным было путешествие ребят по территории детского сада в поисках средств пожаротушения.
Ребята отряда смело делятся опытом знаний с другими детьми ДОУ: разносят листовки с правилами безопасного поведения при пожаре по группам и рассказывают, как необходимо себя правильно вести при возникновении пожара.
Открытой трансляцией опыта на первом году работы отряда «Искорки» о правилах безопасности явилось театрализованное представление для сотрудников ПЧ и детей старшей группы «Приезжайте в теремок, потушите огонек».
Взаимодействие с родителями.
В ходе работы члены отряда активно взаимодействовали с родителями. Они с большим энтузиазмом помогают в проведении мероприятий (КВН, экскурсий. Руками родителей были изготовлены книжки-малышки для самостоятельного изучения правил пожарной безопасности; различные макеты пожарных атрибутов.
Пропагандируя пожарную безопасность, родителями были изготовлены газеты «огонь-друг, огонь-враг», а так же поделки на противопожарную тематику. «Оберег от пожара», «Смелый пожарный», «Спички детям не игрушка», «Осторожно: пожар!» приняли участие в городском и региональном конкуре «Неопалимая купина» и заняли призовые места (1,2 и приз зрительских симпатий).
В ежегодной акции «Снеговики шагают по планете» родителями был построен отважный Пожаркин. В конкурсе «Лучшая снежная фигура. Пожарная безопасность» получен диплом участника.
Взаимосвязь с работниками службы пожарной безопасности.
Члены отряда «Искорка» активно взаимодействуют с работниками службы пожарной безопасности. Интересным событием в жизни отряда было посвящение их в команду «Юных пожарных» на территории ПЧ. Так же пожарные инспектора посещают отряд в ДОУ с интересными беседами на разные темы по пожарной безопасности. В свою очередь, ребята посещают различные экскурсии и выставки пожарной техники. А так же члены отряда вместе со своими родителями посетили СПЧ № 4 и показали в рамках семейного экологического театра «Росинка» музыкальную сказку «Кошкин дом».
Следует отметить, что работа отряда ЮДП «Искорки» продолжается. Намечены мероприятия на текущий год. Но уже сейчас можно смело сказать, что у большинства наших воспитанников сформированы навыки безопасного поведения в быту и при пожаре. Дети знают причины возникновения пожара, пожароопасные предметы, уверенно рассказывают о работе пожарных, перечисляют элементарные действия пожарных, называют свой домашний адрес, номера телефона, порядок действия при пожаре, что можно и что нельзя, если остался дома один, с благодарностью относятся к пожарным, а так же у воспитанников прослеживается потребность в активном участии в пропаганде правил пожарной безопасности окружающим.
Мы надеемся, что наши воспитанники будут соблюдать правила пожарной безопасности, пользоваться ими в жизни, сохраняя свою безопасность и безопасность своих близких.