Папки-передвижки

Опыт работы «Формирование начал экологической культуры у дошкольников через проектную деятельность»

александра чиркина
Опыт работы «Формирование начал экологической культуры у дошкольников через проектную деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы

Экологическая культура – это одно из достаточно новых направлений дошкольной педагогики.

Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании - экологическое. Необходимо учесть, что экологическое образование – это не часть образования, а новый смысл и цель современного образовательного процесса - уникального средства сохранения ее развития человечества и продолжение человеческой цивилизации. (Ягодин Г. А., 2001)

Публикация «Опыт работы „Формирование начал экологической культуры у дошкольников через проектную деятельность“» размещена в разделах

Формирование экологической культуры в условиях детского сада предполагает развитие эстетических и этических чувств ребенка, которые вызывают радостное общение с природой, индивидуальные для каждого ребенка, имеют различные эмоциональные оттенки, положительные или отрицательные. При положительных эмоциях формируется осознание ценности природы, ее красоты, эстетическое к ней отношение, происходит духовное обогащение личности ребенка.

Потребность в общении с природой - это отправная точка формирования экологической культуры ребенка : потребность в общении с природой возникает у ребенка рано и, как правило, он не отделяет себя от природы и воспринимает себя частью природы.

Дети всегда и везде соприкасаются с природой. Для того чтобы они правильно воспринимали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ее детьми. В процессе ознакомления детей с природой осуществляется решение образовательных и воспитательных задач, которые неразрывно связаны между собой. А именно:

- усвоение новой системы экологических знаний;

- формирование у детей начальных основ системных знаний о живой и неживой природе;

- овладение нормами и правилами поведения в окружающей среде;

-формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде;

- формирование разумного отношения к экосистеме.

На основе полученных знаний у детей воспитывается желание принимать активное участие в уходе за животными и растениями, что в свою очередь является важнейшим показателем бережного и заботливого отношения к живым существам.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому неслучайно перед педагогами встает задача формирование у дошкольников основ экологической культуры.

В ходе работы по экологическому образованию дошкольников и изучения инновационных подходов к созданию эколого-развивающего пространства перед нами встала задача расширения деятельности в данном направлении.

Территория детского сада - это огромная составляющая в жизни каждого ребёнка - дошкольника. Дизайн участка детского сада должен быть значимым в образовательном процессе, а также комфортным, удобным и безопасным. Наблюдения в природе и руководство ими со стороны взрослых, дают возможность научить дошкольников выделять самые различные признаки объектов природы и ориентироваться в наиболее значимых, обнаруживать через них взаимосвязь растений, животных с явлениями неживой природы. Наблюдение - результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. С одной стороны, наблюдение является источником знаний, с другой - оно само требует наличия определенных знаний и культуры, как отправных моментов организации продуктивного вида деятельности.

Месторасположение нашего детского сада в лесном массиве дает огромную возможность наблюдать за природой, её изменениями в разное время года.

Для активизации работы по формированию у детей начал экологической культуры педагогами детского сада были разработаны и реализованы проекты «Удивительное рядом», «Наш огород», «Экологическая тропа», детский проект «Муравьиный терем». Важно отметить, что коллектив детского сада, а также родительская общественность регулярно участвуют в экологических акциях, проводимых в городе: «Знакомьтесь, Воронежский заповедник!», «Скорушка», «Первоцветы», «Зеленый островок», «Покормите птиц зимой», «Чистый город».

Предварительно была изучена территория детского сада, проведен анализ состояния экологической среды детского сада; созданы модели экологической тропы, огорода, клумб; учтены требования и мнения всех участников проектов, разработана система реализации идей на основе имеющихся реальных возможностей детского сада. Проведен учет зеленых насаждений, составлены технологические карты проектов, сроки и пути реализации проектов; план мероприятий по благоустройству территории, перспективный план познавательно - исследовательской деятельности, привлечены родители воспитанников к участию в реализации проектов. Наряду с реализацией задач экологического воспитания дошкольников реализовывались параллельно задачи художественно-эстетического воспитания. Рисунки детей стали более содержательными, красочными. Дети сами собирали природный материал для продуктивной деятельности, исследовали его. Совместно с родителями воспитанников проведены совместные выставки декоративно-прикладного творчества: «Осенний вернисаж», «Экологический калейдоскоп» (из бросового материала, мастерская Деда Мороза «Сохраним елочку», «Снежинок дружный хоровод».

В результате реализации проектов :

-создана уютная, яркая, привлекательная территория детского сада, непохожая на другие детские сады;

-разбиты новые клумбы с учетом цветовой композиции, видового разнообразия;

-появился огород, возможность опытно-исследовательской деятельности в природе;

-повысился уровень экологической культуры и социальной компетентности детей;

-создано единое пространство, которое будет способствовать формированию у детей чувства ответственности, любви к малой родине и созидательного отношения к окружающему.

В ходе проведенной работы на огороде, экологической тропе у детей значительно повышается уровень знаний о природных объектах ближайшего окружения. Реализация проектов позволила сформировать знания о живом организме, о взаимосвязи со средой обитания, условиями окружающей среды, сезонных изменениях. На нашей территории рядом растут деревья, кустарники, травы и мхи, на примере которых можно наглядно показать отличия разных жизненных форм растений. Старый пень, покрытый мхами, лишайниками, грибами, также послужил отличным объектом для наблюдений. Такие же наблюдения мы организовывали и на примере старого поваленного дерева, где нашли прибежище многие насекомые. Наш участок, расположенный в лесной зоне, довольно большой и на нем можно увидеть фрагменты разных естественных растительных сообществ, характерных для данной местности (леса, луга). Это помогает нам знакомить детей с представителями местной флоры, фауны и экосистемами леса, луга. Мы также выделили участок для посадки лекарственных растений.

Красиво цветущие растения мы подбираем таким образом, чтобы в течение года одни цветы сменяли другие, то есть создаем клумбу «непрерывного цветения». Дети охотно наблюдают за бабочками и шмелями на клумбах, делают зарисовки. Иногда на нашем участке можно увидеть белок, ежей. Дети наблюдают за их повадками. Зимой дети ведут наблюдения за птичьими столовыми на своих прогулочных участках.

В нашем хвойном лесу встречаются муравьиные холмики, которые вызвали наиболее большой интерес у детей, впоследствии и родителей. Так и родилась идея детского проекта «Муравьиый терем». Интересными для наблюдений и практических действий объектами являются и места скопления норок дождевых червей, холмики земли, гнёзда ворон или других птиц. Появилась возможность проводить с детьми экскурсии по экологической тропе.

Территория детского сада стала не только визитной карточкой, но и образовательным, развивающим, формирующим общую культуру личности каждого ребенка пространством, которое постоянно совершенствуется.

Важно формировать навыки начала экологической культуры с раннего детства, воспитывать бережное отношение и любовь к окружающей природе.

Литература

1. Веракса Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. Программа «От рождения до школы» под редакцией – М. : Мозаика - Синтез, 2014г.

2. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. - М. : Просвещение, 2009.

3. Рыжова Н. А. «Экологический паспорт дошкольного учреждения» ж// Дошкольное воспитание, 2000 г. № 2.

4. Н. С. Программа «Юный эколог», М. : Мозаика - Синтез, 2010

5. Ягодин Г. А. Воспитать гражданина планеты. Обруч № 2, 1997.

6. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. М. : Карапуз, 2000.

7. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду: Программа и методические рекомендации: для занятий с детьми 2-7 лет / Под ред. Т. С. Комаровой, В. В. Гербовой. - М. : Мозаика-Синтез, 2010

Публикации по теме:

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природеФормирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе План по самообразованию Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

Проектная деятельность в ДОУ — одна из эффективных форм работы по формированию экологической культуры дошкольниковПроектная деятельность в ДОУ — одна из эффективных форм работы по формированию экологической культуры дошкольников В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Главное внимание уделяется обеспечению условий для.

Формирование экологической культуры дошкольников посредством опытно-исследовательской деятельности «Воздух-невидимка» Образовательная область: познание. Интеграция образовательных областей: игровая, продуктивная, коммуникативная, трудовая, познавательно.

Из опыта работы «Формирование у детей дошкольного возраста интереса к здоровому образу жизни через проектную деятельность» В связи с принятием Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» перед педагогами всех уровней ставятся новые задачи,.

Конспект экскурсии на поле в старшей группе. Формирование экологической культуры старших дошкольниковКонспект экскурсии на поле в старшей группе. Формирование экологической культуры старших дошкольников Цель: формирование экологической культуры старших дошкольников. Задачи: Образовательные задачи: расширять представления детей о растениях.

Консультация «Формирование у детей начал экологической компетенции через проектную деятельность»Консультация «Формирование у детей начал экологической компетенции через проектную деятельность» Всё хорошее в людях — из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим,.

Консультация музыкального руководителя «Формирование экологической культуры дошкольников через музыкальное воспитание» В начале хочется познакомить вас с высказыванием весликого педагога В. А. Сухомлинского: " Красота музыки имеет своим источником красоту окружающего.

Опыт работы «Творческое развитие речи детей через театрализованную деятельность» .

Ранняя профориентация школьников через проектную деятельность Л. М. Ахремкина педагог-психолог первой категории МБОУ Школа №26 г. Дзержинск, Нижегородская область В законе «Об образовании в Российской.

Экологическое воспитание и формирование экологической культуры у дошкольников Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и звон серебристых колокольчиков в бездонном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Формирование начал экологической культуры у дошкольников через проектную деятельность»
Опубликовано: 23 июня 2020 в 16:11
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Формирование начал экологической культуры у дошкольников через проектную деятельность»» (включая файлы) размещена пользователем александра чиркина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД