Анастасия Наумова
Опыт работы «Формирование цветовосприятия через дидактические игры у детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы направлен на формирование представлений о сенсорных эталонах цвета через дидактические игры у детей раннего возраста.
Формирование сенсорного опыта детей раннего возраста – основа познания мира.
Публикация «Опыт работы „Формирование цветовосприятия через дидактические игры у детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Младшая группа
- Опыт работы, практика
- Цвет, изучаем цвета. Игры, дидактические пособия
- Цвет. Изучаем цвета, цветовосприятие
- Цветы. Все о цветах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь, совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.
В соответствии с действующим федеральным государственным образовательным стандартом на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности.
В ООП ДО комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка. Отдельным разделом в содержании образовательной области «Познание» представлено «Сенсорное развитие», которое направлено на формирование у детей всех возрастных групп познавательных интересов и на их интеллектуальное развитие.
На протяжении долгого времени цвет остается важным объектом исследований, только подходы ученых к этой проблеме осуществлялись с различных сторон.
В начале 17 века чешский педагог Ян Амос Коменский впервые рассмотрел вопросы целенаправленного формирования у детей чувства цвета. Он считал, что формирование у детей интереса к цвету должно осуществляться постепенно и строиться с учетом возрастных особенностей. По мнению Я. А. Коменского, цвет имеет большое значение в развитии эстетического восприятия детей и может выступать для ребенка как один из признаков предмета. Поэтому отношение детей к цвету может строиться на основе их отношения к данному предмету
(ребенку понравился по вкусу ярко-красный, сочный помидор, и на основе этого он положительно относится к красному цвету).
Взгляды Я. А. Коменского полностью разделял немецкий педагог Фридрих Фребель. Для обучения детей восприятию различных цветов и оттенков Ф. Фребель предлагал специальные методы и приемы. Ф. Фребелю принадлежит одна из первых классификаций последовательности называния детьми цветов. (Прежде всего, называется чистый цвет сам по себе (красный, зеленый и т. д. Затем называются цвета по их внутренней силе (темный, светлый и т. д., и в конце – отдельные цвета по их видам смешивания.)
Большое значение воспитанию чувства цвета придавала итальянский врач, педагог, ученый, философ Мария Монтессори. Она считала, что формирование чувства цвета играет значительную роль в психофизическом развитии ребенка, но это развитие не происходит само по себе, а требуются специальные усилия педагога. М. Монтессори считала, что эффективная работа по формированию у детей умения различать, называть и использовать различные цвета и оттенки возможна только при наличии специальных дидактических средств. Впервые в истории педагогики М. Монтессори были разработаны наглядно-дидактические материалы для работы с детьми.
Содержание и методика развития цветового восприятия детей, усвоение ими цветовых эталонов, знаний о цветах и способах их получения были подробно изучены в отечественной науке в результате проведения исследований по сенсорному воспитанию.
По мнению Е. И. Радиной зрительные восприятия на ступени раннего возраста играют очень большую роль в умственном развитии ребенка, упражнять малыша в различении цветов надо систематически и в разнообразной форме. Особенно важным является упражнение в быту, в жизненных ситуациях: взрослый называет цвет одежды, обуви и других предметов обихода. Жизненная соотнесенность цвета с предметами, близкими ребенку, облегчает ему усвоение названий цветов. Куклы в платьях разного цвета, автомобили различной окраски также помогают запомнить названия цветов. Этой же цели служат и некоторые дидактические игрушки и игры.
По утверждению В. Н. Аванесовой при осуществлении задач сенсорного воспитания важная роль принадлежит дидактическим играм. Дидактические игры
Е. А. Янушко отмечает, что сенсорными эталонами в области восприятия цвета служат хроматические и ахроматические цвета. Она рекомендует начинать знакомство ребенка раннего с цветами из 4 цветов : красный, желтый, зеленый, синий. Дети в процессе практических действий учатся узнавать и различать эти цвета, называть их.
Формирование цветового восприятия – одна из важных педагогических проблем, требующих решения как на теоретическом, так и на практическом уровне.
В свете исследуемой проблематики формирования цветовосприятия был обнаружен ряд противоречий:
• между относительно развитыми органами чувств у новорожденного и неспособностью ребенка раннего возраста к восприятию окружающих его предметов в их целостности и постоянстве;
• между необходимостью накопления сенсорных впечатлений и недостаточной сформированностью необходимых условий для организации этого процесса;
• между зрительным восприятием и словесным обозначением цвета;
• между осознанием важности использования дидактических игр и недостаточной компетентностью в вопросах особенностей организации этой деятельностью на ступени раннего детства.
Разрешение указанных противоречий нацелило на выбор ведущей цели деятельности: формирование сенсорных эталонов цвета у детей раннего возраста посредством дидактических игр.
Необходимо:
• познакомить детей с понятием «цвет» как свойством объектов окружающего мира.
• Сформировать у детей сенсомоторные навыки в играх с дидактическим материалом : умение выделять и учитывать цвет; умение группировать в соответствии с образцом предметы по цвету; умение пользоваться общепринятыми словами-названиями цвета.
• Обогатить чувственный опыт детей через наглядный материал.
Из вышесказанного делаем вывод, что только при систематическом и последовательном использовании дидактических игр у детей будет формироваться цветовосприятие, умение пользоваться эталонами цвета как системами чувственных мерок для анализа окружающего мира.
Работу по данной теме я начала с изучения научно-методической литературы, тематической подборки из методической литературы, статей из журналов «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Дошкольная педагогика», содержащих идеи оформления сенсорного уголка. Это дало толчок к проявлению фантазии и творчества в создании мини-центров с сенсомоторной направленностью, приобретению и изготовлению игр и пособий, созданию картотеки игр по сенсорному развитию. Был проведен мониторинг уровня сформированности у детей представлений о цвете. В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Поэтому вся работа выстроена так, что родители оказались непосредственными участниками, активными помощниками создания развивающей среды для обучения и развития ребят. Проводилось анкетирование родителей, были проведены родительские собрания, консультации для родителей, где шел разговор о работе по ознакомлению детей с цветом, о важности своевременного формирования сенсорных эталонов, о создании условий, т. е. развивающей среды в группе для этого, значении цветовосприятия и цветоразличения в жизни ребенка, о том, какая работа должна проводиться в семье в этом направлении.
Таким образом, в результате работы с литературой выяснилось, что цвет – это одно из свойств объектов материального мира, воспринимаемое как осознанное зрительное ощущение. Восприятие цвета может частично меняться в зависимости от психофизиологического состояния наблюдателя, например, усиливаться в опасных ситуациях, уменьшаться при усталости.
Восприятие – это процесс отражения человеком предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств.
В основе лежит теория восприятия Александра Владимировича Запорожца, которая предполагает, что восприятие свойства предмета строится на основе расширения круга сенсорных эталонов и развития перцептивных действий.
Сенсорными эталонами в области восприятия цвета служат хроматические и ахроматические цвета.
Одним из эффективных путей активизации познавательной деятельности детей является дидактическая игра. В игре заложены огромные воспитательные, образовательные и развивающие возможности. Ребенок, увлеченный игрой, не замечает того, что учится, хотя то и дело сталкивается с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности. Дидактическая игра – одна из форм обучаемого воздействия педагога на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей.
Для формирования определенной системы знаний по данной теме я использую в работе следующие принципы :
1. Принцип доступности и индивидуальности.
Каждому ребенку присущи свои качества, у каждого свой индивидуальный уровень развития, свой имеющийся первоначальный сенсорный опыт. Считаю своей главной задачей - знать личностные особенности каждого ребенка, искать методы индивидуальной работы с каждым из них. Подбираемый для дидактических игр материал должен быть понятен и доступен каждому ребенку.
2. Принцип последовательности и систематичности.
Важным фактором при ознакомлении с цветом является последовательность, предусматривающая постепенное усложнение материала. Знакомство с цветом проходит в определенной последовательности: начинаем с красного цвета, затем синий, желтый, зеленый. При этом ознакомление с новым цветом проводится параллельно с закреплением ранее изученного цвета. Вначале обучения я использую контрастные цвета.
Далее учитывается систематичность.
Наличие системы придает сенсорному воспитанию организованность; последовательность от простого к сложному. На этапе раннего детства усвоение знаний наравне с формированием умений, должно происходить систематически, а не от случая к случаю.
3. Принцип связи с жизненным опытом.
От умелой реализации этого принципа зависит конкретный результат, успех и качество обучения ребенка понятию цвета. Существенным фактором в методике проведения дидактических игр является взаимосвязь обучения в дидактической игре с закреплением знаний и умений в повседневной жизни: на прогулках, во время самостоятельной деятельности, во время игры и т. д. Во время прогулки определяем с детьми цвет машин, ищем такой же листок по цвету, при одевании на прогулку обращаем внимание на цвет одежды. (Д/и «Оденем куклу», «Соберем листья желтые и зеленые», «Покажи цветок такого же цвета»).
4. Принцип наглядности.
Учитывая психологию, возрастные особенности детей раннего возраста, наглядность играет большую роль в сочетании со словами. При этом образуется связь между предметами и явлениями действительности и обозначающими их словами. Правильно подобранные по цвету дидактические пособия несут в себе большой эмоциональный заряд.
5. Принцип эмоциональности.
Дети этого возраста не способны заставить себя сделать то, что не вызывает интереса, поэтому их успехи зависят не только от доступности материала, но и от заинтересованности. Все общение взрослого должно быть выразительным, эмоциональным и «заразительным». Интерес к деятельности легко передается маленькому ребенку, когда взрослый сам увлечен ею.
С первых дней жизни к ребенку поступает колоссальная цветовая информация, но мир цвета открывается ребенку не сразу, а в определенной последовательности. Рассмотрим более подробно, как развивается у ребенка восприятие цвета :
1. Вначале при определении цвета большую роль играет примеривание, сопоставление путем приложения. Когда два цвета вплотную прилегают друг к другу, ребенок может увидеть их одинаковость или неодинаковость. При этом он может ещё не владеть восприятием цвета, но видеть, что оба предмета красные или один из них красный, а другой желтый, то есть видеть, что цвета одинаковые или разные.
2. Когда ребенок научится определять сходство и различие цветов при их непосредственном контакте, то есть путем приложения или наложения, мы переходим к выбору по образцу. Это настоящее восприятие цвета, не требующее непосредственного контакта (наложения и приложения).
3. Дальше идет работа по закреплению названия цвета. На этом этапе ребенок различает цвета по слову-названию без необходимости прикладывания или сопоставления на глаз с образцом цвета, а также самостоятельно называет основные цвета. При помощи слова накопленный ребенком опыт восприятия цвета становится представлениями о цвете, которые ребенок использует в жизни (быту) и деятельности. Также дети учатся оперировать представлениями о цвете не только в реальных действиях, но и мысленно.
Все дидактические игры я классифицирую по характеру используемого дидактического материала. Это игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры. Выбор классификации не случаен. Проанализировав имеющиеся дидактические игры, я пришла к выводу, что игры с предметами соответствуют первому этапу обучения детей цвету и решают такие задачи:
- учить детей сличению цвета по принципу «такой – не такой»;
- учить сличать цвета в практической деятельности;
- учить подбирать пары предметов по цвету.
Настольно-печатные игры соответствуют второму этапу обучения цвету и соответственно направлены на решение следующих задач:
- закреплять умение различать цвета;
- учить подбирать, чередовать и сличать цвета в соответствии с образцом;
- закреплять знания названия цветов.
И словесные игры связаны с 3 этапом обучения и подчинены решению таких задач, как:
- учить воспринимать цвет с помощью зрения и по названию;
- учить сортировке изображений по цвету;
- учить использовать знания цветов и их названий в практической деятельности.
Содержание работы по сенсорному развитию реализуется в совместной деятельности взрослого и ребенка в разных видах деятельности детей : в познавательно-исследовательской, продуктивной, игровой, коммуникативной деятельности. Определенные знания по закреплению цвета дети получают и при проведении подвижных игр. Дидактические игры я провожу утром до завтрака, на прогулках, после дневного сна. Утром я планирую и создаю условия для игр, не требующих большой подвижности. Это игры индивидуальные или небольшими группами. Во время прогулок планирую игры. Не требующие сложного игрового оборудования.
Наиболее полно игры развертываются в вечернее время. В это время дети бодрые, активные. Могут сосредоточиться и полнее осмыслить структуру новой игры, а также интересно поиграть в уже знакомые игры. Объяснение правил я объединяю с показом игрового действия. С моими малышами я сама включаюсь в игру, чтобы вызвать у детей интерес к дидактическому материалу. Приучаю играть не мешая друг другу, постепенно подводя к умению играть небольшими группами.
Дидактические игры реализуются и в самостоятельной деятельности детей. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью.
В условиях свободного выбора и при умении выбирать ребенок может сам подойти к тому материалу, который внутренне необходим ему именно сейчас. А педагог, наблюдая за выбором ребенка, имеет возможность определить уровень его актуального развития и наметить перспективы работы в зоне его ближайшего развития.
Таким образом, формирование цветовосприятия у детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО успешно прослеживается во всех образовательных областях:
1. Социально-коммуникативное развитие происходит через развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками в дидактических играх;
2. Познавательное развитие происходит через формирование первичных сенсорных представлений об эталонах цвета;
3. Речевое развитие – через обогащение активного словаря;
4. Художественно-эстетическое развитие – через развитие сенсорного восприятия;
5. Физическое развитие – через развитие мелкой моторики обеих рук.
В данном опыте представлена система работы, помогающая развивать познавательную сферу ребенка раннего возраста средствами дидактических игр, так как усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях.
Новизной и отличительной особенностью данного опыта является использование игровых методов и способов развития детской поисковой деятельности, что соответствует ФГОС ДО.
В результате целенаправленного развития восприятия цвета, планомерного педагогического руководства дети достигли следующих результатов:
дети познакомились с понятием «цвет» как свойством объектов окружающего мира;
созданы условия для развития у детей сенсорных функций, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр;
вырос уровень сформированности у детей сенсомоторных навыков в играх с дидактическим материалом : дети научились выделять и учитывать цвет, группировать в соответствии с образцом предметы по цвету, называть цвет.
Помимо проведенной диагностики, в процессе педагогического наблюдения в течение этого периода воспитатель и родители отметили следующие результаты:
повышение мотивации к деятельности, возросший интерес детей.
развитие самостоятельности, желание использовать дидактические игры в свободное время.