Марина Осина
Развитие речи детей дошкольного возраста посредством формирования интереса к художественной литературе. Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы педагогов старшей группы по теме «Развитие речи детей дошкольного возраста через формирование интереса к художественной литературе.
Подготовили
воспитатели: Осина Марина Александровна
Балашова Мария Игоревна
Учитель-логопед Галкина Марина Викторовна
Цель: Формирование речи детей дошкольного возраста через формирование интереса к художественной литературе.
Задачи:
Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений, обращать внимание на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения).
Воспитывать любовь и интерес к художественной литературе, умение слушать и анализировать.
Формировать бережное отношение к книге, умение внимательно рассматривать иллюстрации и соотносить их с текстом.
Развивать эмоциональную сферу детей, творчество, самостоятельность в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности, активизировать словарь.
Приобщать родителей воспитанников к процессу семейного чтения, направлять процесс домашнего чтения.
1. В нашей группе уделяется особое внимание речевому развитию детей, т. к. группа у нас компенсирующей направленности. И конечно одно из эффективных средств используемых в нашей работе это ознакомление с художественной литературой. Художественная литература – очень действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее влияние на развитие и обогащение речи.
Ознакомление с художественной литературой проходит ежедневно.
2. Для речевого развития в группе созданы все необходимые условия:
Имеется центр речевого развития, в котором находится дидактические пособия для развития всех сторон речи.
Уголок книги, где собраны литературные произведения различных жанров (стихи, загадки, малые формы фольклора, басни, стихи, рассказы, а так же портреты поэтов и писателей; наглядно-дидактический материал связанный с художественной литературой; и центр театральной деятельности, в котором находятся разные виды театров и элементы костюмов. (в соответствии с возрастом детей)
Ознакомление с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров.
3. Проводя работу по речевому развитию посредством художественной литературой нами используются различные формы работы такие как:
Чтение художественной литературы с последующей беседой по содержанию произведения.
В ходе беседы стараемся затронуть все направления речевого развития. При выборе произведения художественной литературы мы учитываем интересы воспитанников, тем самым поддерживаем детскую инициативу. Ежедневно во время утреннего круга мы обсуждаем и выбираем из нашей библиотеки произведение которое хотели бы прочитать дети.
4. Следующая форма работы пересказ уже знакомого художественного произведения.
Пересказ — осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи.
Обучая воспитанников пересказыванию нами широко используются приемы моделирования: мнемодорожки, мнемотаблицы. А так же круги лулия, коврограф, кубики блума
5. Инсценирование художественных произведений.
В процессе обучении инсценировке художественных произведений совершенствуются речевые навыки ребёнка. У нас в группе также проходят инсценировки литературных произведений. Инсценировка сказок воспитывает интерес к литературному творчеству.
Конечно же на первом этапе ведущая роль принадлежит педагогам, мотивируя тем самым воспитанников на воспроизведение художественных произведений в самостоятельной деятельности.
6. Заучивание наизусть.
Заучивание стихов – это, в первую очередь, пополнение словарного запаса. Заучивание стихотворных строк расширяет кругозор, совершенствует устную речь, увеличивается активный словарь детей. Ребенок может правильно употреблять в своей речи уже выученные и много раз проговорённые в стихотворении слова и фразы. Речь ребёнка становится более богатой и правильной. Дети, которые знают много стихов, имеют более высокий интеллект.
В нашей группе для заучивания наизусть есть сборник мнемотаблиц «Учим стихи легко», который является неотъемлемой частью образовательного процесса в этом направлении.
7. Так же в своей работе мы широко используем малые фольклорные жанры- пословицы, поговорки, потешки, заклички, считалки.
Художественное слово можно использовать в любом режимном моменте: зарядке, игре, развлечении, прогулке, во время дежурства.
Физкультминутки, подвижные игры, пальчиковая гимнастика способствуют развитию разговорной речи.
8. Наша группа активно участвует в тематических неделях и акциях направленных на заинтересованность воспитанников и их семей к чтению художественной литературы.
8. Но еще наш детский сад тесно сотрудничает с центральной детской библиотекой. В рамках сотрудничества работники библиотеки проводят различные мероприятия направленных на повышение интереса к чтению художественной литературы.
9. По направлению работы по данной теме мы активно привлекаем родителей воспитанников. С ними проводим разные виды консультирования, совместные мероприятия (литер. гостин., квн.)
В рамках книжкиной недели в нашей группе была создана «Семейная библиотека», целью которой является обмен художественной литературой между семьями.