Ирина Шивернога
«Звук [В]». Конспект логопедического занятия для детей с ТНР в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект группового логопедического занятия по теме «Звук [в]» для детей с ТНР в старшей группе
Цель: знакомство детей со звуком [в]
Образовательные задачи:
• закрепить четкое произношение звука [в] изолированно, в слогах, в словах и предложениях;
• познакомить детей с артикуляцией звука [в] и его характеристикой;
• формировать умение выделять звук [в] из ряда других звуков, из слогов, слов;
• формировать умение определять место звука [в] в слове;
• формировать умение выполнять звуковой анализ и синтез односложных слов;
• упражнять в употреблении существительных с предлогом «в» в форме В. п., П. п. ;
• упражнять в подборе слов в разных падежах для составления простых распространенных предложений.
Коррекционно-развивающие задачи:
• развивать фонематические процессы;
• развивать память, внимание, мышление;
• развивать общую и мелкую моторику;
• развивать зрительное восприятие.
Воспитательные задачи:
• воспитывать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом;
• формировать у детей внимательное отношение друг к другу.
Оборудование: зеркала, магнитная доска, предметные картинки, игрушка волчонок, цветик-семицветик, символы звуков, схема для определения места звука в слове, сюжетные картинки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
Загадка
На овчарку он похож,
Что ни зуб - то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
(Волк)
II. Введение в тему
- Кто детеныши у волка? (волчата). А если один детеныш? (Волчонок).
- У мороза есть подруга —
Хмурая седая вьюга.
Вьюга воет, завывает,
Все дороги заметает.
- Началась в лесу вьюга. Волчонок Вук отбился от своей семьи и заблудился в лесу. И пошел он искать свою семью.
- Вы догадались, с каким звуком мы будем сегодня знакомиться?
III. Основная часть:
1. Артикуляция и характеристика звука
- Возьмите зеркала. Как воет вьюга? (в-в-в).
- При произнесении звука [в] нижняя губа поднимается к верхним зубам, верхние зубы видны и прикусывают нижнюю губу.
- Это гласный или согласный звук? Это согласный звук, потому что воздух встречает во рту преграду
- Это звонкий звук, потому что горлышко дрожит.
- Это твердый звук (слуховой контроль).
- Обозначаем звук [в] синим квадратиком с колокольчиком.
2. Игра «Поймай звук»
- Слушайте внимательно звуки, слоги, слова. Хлопайте вместе с Вуком, когда услышите звук [в].
Лексический материал:
- В, К, В, Д, Г, Ф, ФЬ, В;
- ВА, КУ, КЫ, ДЭ, ОВА, ТО, ОК, ВО;
- ВОРОТА, БУКВА, ГОРА, ФИНИК, КРАСИВЫЙ, ФАКЕЛ, ВАСИЛЕК, КОРОВА.
3. Игра «Кто где живет?»
- Вук встретил в лесу много животных и птиц. Все предлагали поделиться с ним своим домом.
- Кто где живет?
Сова живет в дупле.
Лиса живет в норе.
Медведь спит зимой в берлоге.
Белка живет в дупле.
Еж живет в норе.
Ворона живет в гнезде.
Барсук живет в норе.
- А где волк живет? (Волк живет в логове).
- Но Вук решил найти свой дом и отправился на его поиски.
4. Физминутка
- Наступила ночь и все уже уснули.
«Сова»
В лесу темно,
Все спят давно,
(Дети складывают ладошки под наклоненную голову - «спят», глаза закрыты).
Одна сова не спит,
На суку сидит.
(Руки согнуты в локтях на уровне груди - «сова» сидит на ветке).
Головой вертит,
Во все стороны глядит,
Да вдруг - как полетит.
(Повороты головы вправо-влево. Руки в стороны - машут крыльями).
5. Игра «Найди звук в слове», «Съедобное - несъедобное»
- Вук проголодался и решил подкрепиться. Давайте посмотрим, что съедобное и несъедобное?
Детям дают по 2 карточки и они выставляют картинки на магнитной доске, называя ответ.
- Возьмите схемы и символ звука [в]. Называйте слова и слушайте, где слышите звук [в] в словах:
ХАЛВА, ВАЗА, ДИВАН, ВАФЛИ, ТРАВА СЛИВА, ВАРЕНЬЕ, ДЕРЕВО
6. Произношение звуков в словах и предложениях
Игра «Что несет Вук в логово?»
- Долго ходил волчонок по лесу. Сел на пенек и заплакал. И тут услышал голос:
- Я тебе помогу найти дорогу домой.
Это говорил цветик-семицветик.
- Назови цвета моих лепестков. (Фиолетовый, малиновый, оранжевый, бордовый, розовый, коричневый, сливовый).
- На моих лепестках предметы со звуком [в]. Назови предметы, которые можешь забрать с собой в логово.
- Ребята, давайте поможем Вуку. Что несет Вук в логово? (Вук несет в логово гвозди. Вук несет в логово варежку. Вук несет в логово валенки. Вук несет в логово подкову. Вук несет в логово вазу. Вук несет в логово тыкву. Вук несет в логово вату).
- Наконец Вук добрался до своего логова. Его там ждала его семья.
7. Игра «Собери слово»
- Все были рады видеть друг друга. Давайте составим его имя из символов.
- Назовите первый звук в слове «Вук». Покажите символ.
- Назовите второй звук. Покажите символ.
- Назовите третий звук. Покажите символ.
- Назовите с помощью символов, что получилось.
8. Игра «Дополни предложение»
- Нам уже пора прощаться в Вуком. Попросим его помочь нам выполнить последнее задание.
- Закончите предложения с помощью картинок и повторите его целиком.
- Во дворе дети дают зерно (воробьям).
- Маме для супа не хватило (овощей).
- Димин папа работает на (заводе)
- На поляне вместе с телятами пасется (корова).
- Оля и Петя собирали в лесу (клюкву).
- Аня пишет в тетради (буквы).
- Девочки сплели венок из (одуванчиков).
IV. Итог занятия
- С каким звуком мы сегодня познакомились?
- Какой это звук? Вспомните слова со звуком [в]