Наталья Протянова
Опыт работы педагога-психолога по патриотическому воспитанию детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы педагога-психолога по патриотическому воспитанию детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста.
Подготовил педагог-психолог ГБОУ СОШ с. Хворостянка
СП «Детский сад «Колосок» Протянова Наталья Владимировна
Публикация «Опыт работы педагога-психолога по патриотическому воспитанию детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Невозможно воспитать полноценную личность без уважения к истории и культуре своего отечества. О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа писали многие ведущие психологи XIX-XX столетий различных научных школ зарубежных (З. Фрейд, Адлер, А. Маслоу, Э. Эриксон и другие) и отечественные (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев и другие, отмечая особое значение в становлении личности и её смыслообразующих ценностных компонентов именно дошкольный период. Воспитывать патриотические чувства необходимо с дошкольного возраста, потому что в этот момент у ребенка закладываются основы уважения к социальному окружению, понимания свободного выбора личности, а также формируются задатки гражданственности.
Поэтому, работая в группе комбинированной направленности, где обучаются дети с задержкой психического развития (ЗПР) и тяжёлыми нарушениями речи (ТНР, одним из основных направлений образовательной работы мы определили формирование представлений о патриотизме. Данное направление работы для нашей категории детей является крайне сложным. Это связано с особенностями восприятия детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, а также многоаспектностью и абстрактностью самого понятия «патриотизм».
Программа патриотического воспитания для дошкольных образовательных организаций предусматривает знакомство воспитанников с природными просторами Отечества, многообразием народов и традиций, славным историческим прошлым и героическими личностями. И всё же главным, пожалуй, будет воспитание у дошкольников искренней любви к своей семье, друзьям, детскому саду, родному уголку природы. Формирование таких чувств станет первым, самым важным шагом на пути воспитания личности, для которой высокие слова о любви к своей родине будут не пустыми фразами, а наполнятся подлинным смыслом.
Большую работу в этом направлении проводит педагог-психолог совместно с педагогами и детьми.
В ходе занятий с дошкольниками с ОВЗ педагог-психолог рассказывает детям, что патриотизм начинается с любви к матери и отцу. Когда ребёнок тянется ручонками к матери и отцу – он чувствует их силу, тепло, нежность, любовь и свою защищённость. Именно с этих ощущений начинается его любовь к своей семье, родному дому, своей маленькой Родине.
Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма. Большой цикл занятий педагог-психолог отводит формированию эмоциональной сферы детей. На данных занятиях дети учатся распознаванию различных эмоциональных состояний по внешнему облику и поведению человека, лучше начинают понимать своё собственное эмоциональное состояние, обучаются эффективным способам преодоления отрицательных эмоций, а также обучаются способам корректировки нежелательных способов поведения.
Кроме того, в своей работе педагог-психолог активно использует устное народное творчество, так как оно является богатейшим источником познавательного и нравственного развития. В беседах с детьми используются пословицы и поговорки, объясняется при этом их смысл и значение, а также изучаются их исторические корни возникновения. На занятиях воспитанники детского сада изучают сказки, которые рассматривают различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.
Таким образом, благодаря данным занятиям, у детей развиваются такие важные для формирования личности качества, как сочувствие, доброта, отзывчивость, толерантность. Дети осознают себя частью различных ячеек общества (семьи, населённого пункта, страны, планеты, и, соответственно, так же понимают, как важно быть патриотом.