Валентина Картавая
Опыт работы «Круги Луллия как средство развития познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы на тему : «Технология ТРИЗ - круги Луллия как средство развития познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста"
«Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра».
А. С. Макаренко
Актуальность темы.
Публикация «Опыт работы „Круги Луллия как средство развития познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Круги и кольца Луллия. Пособия и игры
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации и уже не представляем нашу жизнь без компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи и Интернета. Наше время отличается насыщенностью событий и быстротой происходящих перемен.
Уделяется большое значение развивающим играм для детей дошкольного возраста. Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно вступившему в силу ФГОС –воспитание детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Главная проблема для современного педагога - научиться выбирать из того обилия и разнообразия игр, которое предлагает сейчас образовательный рынок, именно то, что нужно ему для его конкретной работы. При подборе игр и игровых заданий необходимо учитывать общие задачи познавательного развития, охватить множество конкретных тем, касающихся устройства окружающего мира, а также сделать содержание привлекательным для ребенка. Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере раскрыть творческий потенциал ребенка. Необходимо применение новых форм, методов и технологий.
Основоположником данного метода был французский философ Раймонд Луллий, богослов и алхимик 14 века, создал приспособление, логическую машину для открытия новых истин и умозаключений. Круги Луллия - это
Что- то вроде компьютера только для слов. Простата конструкции позволяет легко использовать её доже в детском саду. Это пособие многофункционального характера и делает процесс обучения не только интересным, но и увлекательным. Современных авторов ТРИЗ очень заинтересовал метод луллизма и они решили адаптировать его к образовательной деятельности дошкольников. Круги Луллия прочно заняли свое место в педагогике. В настоящее время этот метод активно используют педагоги для создания развивающих игр и головоломок для детей. На
сегодняшний день они являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей. Их можно многопланово использовать при решении разных задач у дошкольников. Круги Луллия вносят элемент игры в занятие, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу. Данное пособие представляет собой несколько кругов разного диаметра нанизанных на общий стержень (по принципу пирамидки). Сверху устанавливается указатель или стрелка. Круги и стрелка двигаются независимо друг от друга. Все круги разделены на одинаковое количество секторов. На них располагают картинки (рисунки, слова, предметы окружающего мира, которые объедены какой – то определённой темой. Все картинки съёмные, легко заменяемые, что позволяет мне использовать одну и туже основы для разных игр. Для работы с дошкольниками целесообразно использовать не более 4 кругов разного диаметра с количеством секторов от 4 до 8. В данный момент я работаю с детьми младшей и средней группы. Для детей 3-4 лет рекомендуется брать только два круга с 4 секторами на каждом. Для детей 4-5 лет – можно использовать два-три круга с 4-6 секторами. Пособие можно использовать в работе с детьми в основной образовательной деятельности педагога с детьми, а также в режимных моментах.
Основная идея работы с дидактическим пособием – создание педагогических условий для освоения детьми мыслительных операций преобразования признаков и их значений при познании окружающего мира и для решения проблемных ситуаций.
Работая с детьми, я заметила, что многие воспитанники испытывают затруднения при усвоении новых знаний и при проведении основной образовательной деятельности, часто отвлекаются, не запоминают учебный материал. Поэтому максимального эффекта при усвоении нового материала и закреплении знаний полученных ранее я добиваюсь, используя именно это пособие. Данный игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринуждённой обстановки, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечение восприятия нового материала.
С помощью этой игры стало возможным обогатить условия речевого развитие детей и их познавательных интересов.
В своей работе я использую данное дидактическое пособие, сделанное на основе кругов Луллия, как игровую методику, направленную на обогащение словаря ребенка, развитие познавательной активности, расширение представлений о предметах и явлениях. С использованием кругов Луллия занятия превращаются в увлекательную игру-путешествие по бескрайнему миру предметов, явлений, событий. В процессе ознакомления детей с данным методическим пособием, я представляю его как волшебные загадочные круги, волшебные кольца, которые помогут детям попасть в увлекательный мир знаний.
Пособие в игровой форме позволяет решать следующие образовательные задачи:
- развитие логического мышления и познавательной активности;
- развитие представлений о сенсорных эталонах (восприятие цвета, формы, размера);
- тренировать наглядно-образное мышление, внимания, воображения
- ориентировка в пространстве, во времени
- тренировать в счёте
- формировать представления о математических понятиях.
- обогащение активного и пассивного словаря
- развития связной речи
- развитие мелкой моторики и координации движения рук
- развивать умения устанавливать простейшие взаимосвязи, самостоятельно делать вывод
- воспитание умения общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.
Цель использования пособия: обеспечение успешного развития познавательных и речевых способностей у детей дошкольного возраста, развитие и навыки устной речи, освоения способа познания мира, формирование навыков позволяющих самостоятельно решать возникающие проблемы.
Игры, которые я подбираю для детей можно разделить на две категории:
1. Игры на закрепление и уточнения пройденного материала
2. Игры на развитие воображения, фантазии и мышления.
В своей практике я используем следующие формы работы :
- на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях.
- в ООД по речевому, познавательному развитию (как часть занятия).
- в игровой деятельности вне занятий.
- в самостоятельной деятельности детей.
- в показе мастер-классов для педагогов и родителей с учетом ФГОС ДО.
В процессе ознакомления детей с данным методическим пособием, я представляю его как волшебные загадочные круги, волшебные кольца, которые помогут детям попасть в увлекательный мир знаний.
Я считаю, что детям интересно играть в картинки, которые расположены особым образом на кругах. Умело подобранные задания, позволят научить ребенка различать признаки, сравнивать предметы, развивать логическое мышление, внимание, навыки устной речи, воображения. Я считаю, что обогащение и активизация словаря ребенка, развитие познавательной активности, расширение представлений о предметах через признаки и их проявления – вот далеко не полный перечень возможностей игр с кругами Луллия. А самое главное – они создают для ребенка условия для того, чтобы почувствовать себя творцом, умеющим объяснять, сочинять и обрести веру в свой успех.
Опираясь на свой опыт работы, я с уверенностью могу констатировать, что методы современной инновационной педагогической технологии ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) формируют успешность в ребенке.
В заключении хочу вам сказать словами Василия Александровича Сухомлинского: «Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».