Лучший педагог года

Опыт работы «Развитие связной речи у детей посредством технологии «сторителлинг»

Наталия Николаевна
Опыт работы «Развитие связной речи у детей посредством технологии «сторителлинг»
▼ Скачать + Заказать документы

В ФГОС ДО речевое развитие выделено в отдельную образовательную область и это не случайно, так как дошкольный возраст – это сенситивный период развития речи детей. Развитие связной речи является первым и важным условием полноценного развития ребенка. Именно грамотное, логически оформленное изъяснение своих мыслей является одним из показателей умственного развития. Только в связной речи в диалоге, монологе, рассказывании и пересказе можно четко проследить все основные аспекты, характеризующие нашу речь. Успехи в овладении детьми связной речью обеспечивают определённую успешность в овладении новыми знаниями и последующем их применении.

Публикация «Опыт работы „Развитие связной речи у детей посредством технологии „сторителлинг“» размещена в разделах

Именно поэтому речевое развитие, занимает важное место в Федеральных государственных стандартах ДОУ.

Для выявления уровней речевой готовности у детей старшего дошкольного возраста использовалась методика Градусова Л. В. Левшина. Н. И. Дементьева И. С.

(Приложение №1). В данной методике определены уровни сформированности всех сторон речи. Методика состоит из заданий, которые предъявлялись в той последовательности, в которой они содержатся в приложении. Так, проведя в начале 2020-2021 учебного года диагностику, результаты оказались тревожными. При распределении детей по уровням оказалось, что высокий уровень речевой готовности имеют 0 % детей. Уровень средний выявлен у 53% и у большинства – 47% низкий уровень. Результаты диагностики представлены в Приложении №2.

Таким образом, анализ полученных результатов позволил определить проблемы и содержание работы. Возникла необходимость поиска наиболее эффективных подходов и технологий по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста.

Отсюда, задача - выбрать оптимальные методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые направлены на развития личности дошкольника. Это и подтолкнуло меня на поиск путей и более эффективных способов развития связной речи дошкольников.

Обоснование выбора темы.

Через развитие речи закладывается воспитание полноценной личности ребенка, основы благоприятных социальных контактов и общения.

Мой практический опыт работы с детьми с ТНР показывает, что связная речь детей дошкольного возраста недостаточно сформирована. Рассказы детей даже на близкую им тему нередко отличаются недостаточной содержательностью, непоследовательностью. Предложения в основном простые, неполные. Отсутствие или слабость логичной связи дети компенсируют навязчивым повторением одних и тех же слов или использованием в начале предложений союза «и». Проблема развития правильной речевой деятельности детей с ОНР остается одной из актуальных проблем на сегодняшний день. Как показывает моя практика развитие именно связной речи, вызывает у детей особую сложность. Ведь не секрет, что для успешного обучения в школе у выпускников ДОУ должны быть сформированы умения связно и самостоятельно высказывать свои мысли, составлять рассказы, пересказывать тексты и т. д.

Детям нашей группы нравится деятельность, в которой они вместе со взрослыми совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать свое мнение. Значительная часть детей любознательны, им интересно получать новые знания, слушать разнообразные произведения. Однажды я обратила своё внимание на такую технологию, как «сторителлинг». Реализация новых подходов служит эффективным дополнением к общепринятым классическим технологиям и методикам.

Технология «Сторителлинга» позволяет: разнообразить образовательную деятельность с детьми; заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии; научить воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию; обогатить устную речь дошкольников; облегчить процесс запоминания сюжета. Сам прием не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время. Эффективен в процессе рассуждения, потому что импровизированные рассказы вызывают у детей большой интерес, развивают фантазию, логику.

Таким образом, многофункциональность, многообразие и возрастная адекватность игровой технологии «Сторителлинг» позволяет использовать ее для коррекции и формирования речевых способностей детей старшего дошкольного возраста.

Ведущая педагогическая идея опыта

заключается в повышении эффективности работы по развитию речи у старших дошкольников в педагогическом процессе, путём включения технологии «Сторителлинг» в комплексную работу педагогов МБДОУ.

Согласно данной педагогической идее, обучающий процесс должен строиться на комбинировании личностно-ориентированного, развивающего, деятельностного подходов с использованием игровых форм работы.

Длительность работы над опытом

Работа над опытом охватывает период с 2020 по 2022 год.

1)начальный этап (сентябрь-октябрь 2020 г.).

Начальный этап включал в себя:

- обнаружение противоречия, подбор диагностического материала;

- рассмотрение игрового материала, новинок методической литературы изучением практического применения материала:

- подбор программно-методического материала по деятельности;

- адаптация игр и игровых упражнений технологии «Сторителлинг» к условиям детского сада;

- составление перспективного плана работы с использованием программного и развивающего игрового материала;

- создание предметно-развивающей среды : подбор игрового и дидактического оборудования.

2) основной этап (октябрь 2020 год – апрель 2022 г.) – создание необходимых условий для развития речи у старших дошкольников с использованием игровой технологии «Сторителлинг», отслеживание результативности в начале и конце каждого учебного года (Приложение №3).

3)заключительный этап (май 2022 г.) – итоговая диагностика, систематизация накопленного материала, обобщение и распространение опыта работы.

Целью сторителлинга является управление вниманием и чувствами слушателя, расставление правильных и нужных акцентов. Это необходимо для того, чтобы история осталась в памяти на долгое время. Происходит это через формирование психологических взаимосвязей, или ассоциаций.

Задачи:

обосновать правила поведения в той или иной ситуации, кто и зачем создал эти правила;

научиться умственному восприятию и переработке информации;

развивать красивую грамотную речь, творческое мышление, воображение;

обосновать право каждого быть особенным, не похожим на других;

наглядно мотивировать поступки героев;

сформировать желание общаться.

Теоретическая база опыта.

Слово «сторителлинг» в переводе с английского звучит как «рассказывание историй». А в русском языке ему соответствует, на мой взгляд, наиболее подходящий замечательный синоним «сказительство», т. е. повествование сказок, былин, притч, мифов и т. п.

Выделяют три вида педагогического сторителлинга : классический, активный, цифровой.

В классическом сторителлинге реальная ситуация из жизни или вымышленная история рассказывается самим педагогом. Дети только слушают и воспринимают информацию. Такой прием применим в работе с детьми младшего и среднего возраста, когда воспитатель берет на себя ведущую роль рассказчика.

Цифровой сторителлинг - формат сторителлинга, в котором рассказывание истории дополняется визуальными компонентами (видео, инфографика).

Активный сторителлинг - в нём педагогом задается основа события, формируются ее проблемы, цели и задачи. А слушатели стремительно вовлекаются в процесс формирования и пересказа историй. Применим для старшего дошкольного возраста.

Выделяют несколько принципов хороших историй :

- простота;

- неожиданность;

- конкретность (персонажи, истории должны быть знакомы и понятны дошкольникам;

- реалистичность (самая лучшая история не понравится и не запомнится, если дети в неё не поверят).

С дошкольниками для развития речи можно использовать следующие виды сторителлинга :

1. Сторителлинг на основе реальных ситуаций. В качестве примера применяются жизненные ситуации, которые следует решить. Так достаточно просто учить правила поведения (может быть классическим и активным).

2. Сторителлинг на основе повествования. Информацию, которую нужно донести до детей, представляет герой. Например, «к нам сегодня на занятие пришёл Незнайка, и у него.» что-то произошло. Таким образом повышается интерес ребёнка (классический сторителлинг).

3. Сторителлинг на основе сценария. Ребёнок становится частью истории и достигает различных результатов в зависимости от того, какие решения принимает. Это подходит для закрепления материала, так как позволяет применить ранее приобретённые знания и опыт. Такие занятия могут строиться по типу квестов (активный сторителлинг).

4. Сторителлинг на основе проблемных ситуаций. Поиск способа решения проблемы с наилучшим результатом (активный сторителлинг).

Метод сторителлинга позволяет :

• разнообразить образовательную деятельность с детьми;

• заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии;

• обогатить устную речь дошкольников;

• облегчить процесс запоминания сюжета.

Структура сторителлинга :

В структуру техники сторителлинг входят следующие элементы:

1. Вступление.

Оно должно быть коротким, здесь дети входят с ситуацию и знакомятся с героем.

Варианты вступления:

• Когда-то давным-давно…

• Садитесь поближе, я вам расскажу…

• Однажды…

• В некотором царстве, в некотором государстве.

• Жили-были…

• Это произошло темной и дождливой ночью…

• Наш герой понятия не имел, что его ждет…

2. Развитие событий.

Здесь выявляются сюжетные направления и нравы персонажей. Эта часть дает возможность основательнее проникнуть в проблему или в конфликт, о котором рассказывается в вступлении. Герой погружается в ситуацию, которая не становится разрешенной, а наоборот, становится все напряжённее.

3. Кульминация.

Именно здесь происходит накал всех страстей. В этой части герой выходит чемпионом (или нет). Это тот момент, где находятся все ответы на вопросы, появляется решение поставленной проблемы. Тайна раскрыта!

4. Заключение.

Заключение должно быть кратким, которое подытоживает рассказ одним предложением. Как в басне - мораль.

Сам прием не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время. Эффективен в процессе рассуждения, потому что импровизиро-ванные рассказы вызывают у детей большой интерес, развивают фантазию, логику.

Новизна опыта работы заключается в том, что проблему речевого развития детей я решаю в процессе дополнения традиционных приемов обучения нетрадиционной техникой сторителлинга с использованием «Кубиков историй».

Описание опыта работы.

Я несколько сузила область применения этой техники и адаптировала её для своих детей, решила использовать на практике игру «Кубики историй».

Свою работу в этом направлении я начала с изучения литературы и изготовления кубиков. Взяв за идею оригинальную версию игры, я решила сделать свои «Кубики историй». С воспитателями изготовили наборы кубиков историй следующих типов :

- набор, где каждый из кубиков содержит картинки только одной категории (на одном изображены только волшебные предметы, на другом - сказочные герои, на третьем - погодные явления и др.);

- разноплановые кубики, на гранях которых нанесены изображения из разных категорий;

- тематические кубики (например, по темам «Игрушки», «Осень», «Сказки» и т. д.).

Как у каждой игры у неё есть свои правила. Они просты и легко запоминаются детьми. Сначала им сложно было придумать развитие событий, хотя была опора на кубики, я упрощала задачу, т. к. не у всех детей в достаточной степени развиты коммуникативные способности, поэтому мы начали с составления историй по очереди. Например, первый кубик бросает ребёнок, а следующий - педагог, и т. д. Таким образом, я могу направлять и корректировать сюжетную линию в нужном направлении. Чем больше мы знакомились с этой технологией, тем больше она нас захватывала. Дети довольно быстро учатся. Уже после нескольких игр они могли составлять небольшие истории, понимая, как интерпретировать и связать картинки в сюжетную линию, как начинать и заканчивать повествование.

Существует несколько способов игры с «Кубиками историй».

1. Для детей с комплексными нарушениями можно использовать «Кубики историй» первого типа для обучения составлению фразы из 2-4 слов в качестве элементов «Фразового конструктора».

Например, для заполнения пробелов в схеме «кто - ест - что», используются кубики с картинками из категорий «Семья» и «Продукты питания». Ребенку предлагается встряхнуть кубики и бросить на стол. Выпавшие картинки поставить в соответствующие окошечки и рассказать, что у него получилось. Так как кубики ассоциируются у детей, прежде всего, с игрой, то они делают процесс обучения связному высказыванию увлекательным, веселым и незаметным для ребёнка.

2. Второй способ игры эффективен на начальных этапах, при ознакомлении детей с правилами игры с данным пособием, а также для обучения составлению коротких рассказов (из нескольких предложений) воспитанников с тяжелыми нарушениями речи. Для него используются только кубики с картинками из одной категории, так как на выпавших гранях мы увидим один персонаж, одно место действия, один предмет и т. д. Педагог складывает отобранные кубики (3 или 6 штук) в «Волшебный сундучок» и высыпает кубики на стол. Затем помогает детям определить, о ком будет этот рассказ, где развернуться события, при каких обстоятельствах. Взрослый вместе с детьми отбирает кубики для вступления, основной части и конца, помогает выбрать подходящие слова для начала рассказа или сказки. В процессе составления рассказа педагог задает наводящие вопросы, помогает связать выпавшие картинки в единую историю. Важно то, что взрослый подбирает категории картинок приемлемые именно для данных детей.

Ведущий предлагает составить сначала короткий рассказ из 3-х кубиков (персонаж, место действия, предмет, затем усложним задачу - возьмем 6 кубиков (волшебник, персонаж, волшебный предмет, место действия, действие).

3. Берем «Волшебный сундучок» с кубиками второго типа высыпаем содержимое на стол. Обычно для игры используют 9 кубиков, но можно соединить 2-3 разных набора, т. е. до 27 кубиков. Бросая кубики второго типа можно получить, например, два места действия, два описания погоды, два предмета и т. д., что значительно осложняет сочинение истории, но делает сам процесс еще более увлекательным и непредсказуемым. Взрослый помогает детям отобрать для каждой из 3-х частей истории по 3 кубика. Предлагает детям договориться, кто начнет, продолжит и закончит рассказ. При необходимости, напоминает несколько вариантов слов, с которых можно начать историю. Затем ребенок выбирает первый кубики и начинает рассказ. Другие игроки продолжают рассказ, стараясь связать остальные картинки в одну историю. Педагог осуществляет корректирующую и направляющую помощь, помогая детям остаться в русле истории.

Чем больше я применяла эту технологию, тем больше она меня захватывала. Сейчас дети могут придумывать истории в любом месте и в любое время. Могут сами выбрать главного героя, мы договариваемся, о чем будет история, а также выбираем жанр рассказа (фантастика, детектив или смешная история). Во время этого процесса проходит воспитание качеств личности - общительность, вежливость, приветливость, гуманное отношение к живому, патриотизм и уважение к старшим. Очень помогает воспитателям данная технология во всех видах деятельности. Например, в группу на продуктивные виды деятельности приходят разные герои, которым дети с воспитателем дают имена, наделяют чувствами, чтобы ребёнок мог ему сопереживать, а также, придумывают действия, которые он выполнит, а воспитатель, тем самым, решает программные задачи.

Технику сторителлинг я применяю как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях, где каждая лексическая тема может раскрываться историей в картинках.

Перспективность.

Я считаю, что представленный мною опыт работы можно использовать в педагогической практике, так как:

> Сторителлинг - отличный способ разнообразить занятия, чтобы найти подход и заинтересовать любого ребенка. Не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время.

> Техника сторителлинга имеет форму дискурса, потому что рассказы представляют большой интерес, а также развивают фантазию, логику, творческое мышление, воображение.

> Детям сторителлинг помогает научиться умственному восприятию и переработке внешней информации, развивает красивую, грамотную устную речь, помогает запомнить материал.

> Сторителлинг способствует раскрытию талантов и самовыражению, развивает уверенность в выступлениях на публике.

> Сторителлинг может успешно использоваться в проектной и совместной деятельности детей.

> Сторителлинг - это замечательный метод преподавания любого материала.

Результативность опыта.

На заключительном этапе работы был проведен анализ динамики уровня речевого развития у старших дошкольников за два года, с целью определения эффективности проделанной работы. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Результаты диагностики уровня развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в динамике

Уровень развития 2020-2021 2021-2022

начало года конец года начало года конец года

Высокий 0 (0 %) 8 (53%) 8 (53%) 10 (67 %)

Средний 8 (53%) 4 (27%) 5 (33%) 5 (33%)

Низкий 7 (47%) 3 (20%) 2 (14%) 0 (0 %)

Из таблицы видно, что в ходе работы наблюдается положительная динамика формирования речевого развития у старших дошкольников. Из таблицы видно, что уровни речевого развития детей в начале учебного года в сравнении с уровнями речевого развития детей в конце учебного года намного выше. Практически все дети, принимавшие участие в работе повысили свои показатели.

Дети стали чаще употреблять разные части речи точно по смыслу, использовать в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением слова. Правильно согласовывать существительные с числительными, прилагательными и местоимения с существительными. Научились образовывать однокоренные слова, задавать вопросы и отвечать на них. Стали лучше владеть диалогической и монологической речью, употреблять больше предложений разных видов. Большинство детей овладели умением составлять рассказы о предмете, картине, серии сюжетных картинок, небольшие рассказы из личного опыта, рассказы творческого характера и сказки. У детей улучшилась точная передача наглядного сюжета, присутствовало смысловое обобщение сюжетной ситуации.

Таким образом, мониторинг, показал эффективность использования игровой технологии «Сторителлинг» в развитии речи.

Метод сторителлинга позволил :

• разнообразить образовательную деятельность с детьми, заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии;

• научить воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию;

• обогатить устную речь дошкольников;

• облегчить процесс запоминания сюжета.

Технология «сторителлинг» способствовала обогащению активного словаря и развитию речи, внимания, мышления, воображения, памяти наших детей. Каждый ребенок научился рассказывать истории с позиции своего жизненного опыта, наделяя героев своими эмоциями, чувствами, мечтами, страхами. Сочиняя, дети «проживали» истории, приобретая способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах. Застенчивые дети раскрепощались, робкие становились смелыми, молчаливые - разговорчивыми. У детей повышалось настроение, потому что сочинять истории — это не только полезно, но еще и очень увлекательно!

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Опыт работы по развитию речи детей дошкольного возраста посредством театрализованных игрОпыт работы по развитию речи детей дошкольного возраста посредством театрализованных игр Консультация для родителей на тему: «Речь развиваю в театр с детьми играю» «Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире.

Опыт работы «Творческое развитие речи детей через театрализованную деятельность» .

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности»Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности» 1 слайд: Тема моей презентации «Развитие связной речи у дошкольников средней группы через разные виды деятельности». 2 слайд: «Связная речь.

Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче «Развитие связной речи детей посредством обучения рассказыванию»Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче «Развитие связной речи детей посредством обучения рассказыванию» Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче за 2018-19 уч. год «Развитие связной речи детей через обучение рассказыванию» (март-май).

Развитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игрРазвитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игр Актуальной задачей дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное развитие.

Самоанализ «Развитие связной речи через творческие формы работы с детьми»Самоанализ «Развитие связной речи через творческие формы работы с детьми» Дошкольный возраст – период активного развития речи детей. Задачами первых лет жизни являются, во-первых, расширение понимания речи взрослых.

Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Приемы мнемотехники.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Развитие связной речи у детей посредством технологии «сторителлинг»
Опубликовано: 30 марта 2022 в 14:10
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Развитие связной речи у детей посредством технологии «сторителлинг»» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Николаевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД