Кукелева Наташа
Опыт работы «Развитие социально-коммуникативных навыков в сюжетно-ролевых играх по ПДД»
▼ Скачать + Заказать документы
Я хотела бы представить вам опыт работы на тему «Развитие социально-коммуникативных навыков в сюжетно-ролевых играх по ПДД».
Я думаю, что сегодня уже никого не надо убеждать в том, что чем раньше мы познакомим ребенка с правилами дорожного движения, научим его навыкам культуры поведения на улицах и дорогах, тем меньше будет происшествий на проезжей части.
Публикация «Опыт работы „Развитие социально-коммуникативных навыков в сюжетно-ролевых играх по ПДД“» размещена в разделах
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыт работы, практика
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Сюжетно-ролевые игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Актуальность выбора данной темы обусловлена тем, что дети всё больше сидят в гаджетах. Компьютер, телевизор, телефон прочно вошли в жизнь детей, заменяя семейное общение, чтение книг, бабушкины сказки, беседы с отцом. Дети мало общаются друг с другом, со взрослыми, мало играют в сюжетно - ролевые игры, а если и играют, то наивысшего уровня развития игра не достигает. Следовательно, у детей не формируются на должном уровне обобщение, умение планировать, строить свои взаимоотношения со сверстниками,в следствии чего у детей низкий уровень социально-коммуникативного общения.
Целью опыта является формирование у детей социально-коммуникативных навыков посредством сюжетно-ролевой игры по правилам дорожного движения.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи.
1. Способствовать развитию социально-коммуникативных качеств личности, способности слушать других, выполнять совместные действия дружно, слаженно.
2. Выработать навыки осознанного отношения к соблюдению правил безопасного движения на дороге, правил для пассажиров.
3. Обучать детей формированию диалогической речи как средству коммуникации, используя схемы.
4. Формировать социально – нравственные отношения детей друг с другом и со взрослыми.
Но основной задачей было формирование у детей социально-коммуникативных качеств т. е. расширение знаний, знакомство с новыми профессиями, умение детей взаимодействовать, договариваться, слышать друг друга и выполнять роль, которую он взял на себя, в соответствии с его трудовыми обязанностями.
Как и все Вы, я начинала знакомить детей с правилами дорожного движения уже с младшей группы. А для того, чтобы обучение происходило полноценно и игры выполняли функцию формирования социально-коммуникативных навыков, нами были созданы все необходимые условия.
Помещения группы оформлены в соответствии с поставленными задачами, где ребенок может познакомиться с правилами безопасности, поведения, вспомнить о профессиях, были сделаны атрибуты для сюжетно-ролевых игр, которые вызывают желание у детей взять на себя роль.
Чтобы дети знали, как правильно себя вести в различных ситуациях и умели применять эти знания в реальной жизни, я в своей работе также использую игры с макетом дороги, «Автопарковка» и дидактические игры.
Ведь любая дидактическая игра может стать поводом для общения и беседы как между детьми, между воспитателем и детьми, а также между родителями и детьми, для закрепления полученных знаний, как тема для разговоров.
Те знания, которые дети получают в дидактической игре они применяют их в сюжетно-ролевой игре. Это становится предметом их обсуждения, составления какого-то сюжета игры.
Для того, чтобы игра служила средством развития социально-коммуникативных навыков детей, необходимо создавать соответствующие условия и использовать различные технологии, которые помогают решать эту проблему более эффективно.
В своей работе я стала использовать модели для развития сюжета.
Дети с большим удовольствием берут атрибуты для сюжетно-ролевых игр, но порой у них возникают затруднения, они не знают, что делать, как себя вести, и здесь им на помощь приходят модели….
Сначала я знакомила детей с моделями, рассматривали их, обсуждали, и когда уже дети знали, что означает модель, вводили ее в игру.
Дети стали использовать жесты из моделей. Так жест стоп, очень прочно вошел в нашу жизнь.
Далее я планирую переход от моделей к мнемокартам по ролям. Например, полицейский – что я могу сделать? И ребенок сам выбирает, что будет делать и далее разворачивает свою игру.
В плане социализации, игры по ПДД расширяют опыт ребенка, учат его безопасности. Когда возникает опасная ситуация, учат безопасному умению выйти из данной ситуации. Дети учатся общаться в той роли, которую ребенок взял на себя. Дети уже разговаривают не как дети – друзья, а приучаются разговаривать как инспектор ГИБДД и пешеход. Ребенок играет, берет на себя роль и из этой роли у детей строятся диалоги, взаимоотношения с другими героями.
У нас есть родители, которые приходили и рассказывали про своих детей.
Например, мальчик часто едет с мамой на автобусе в детский сад. В автобусе ребенок рассказывает правила поведения в транспорте и даже замечает нарушения, как себя вести нельзя, поправляет маму, пассажиров.
Ребёнок во время поездки, комментирует все дорожные знаки, и контролирует папу.
В итоге, ребёнок контролирует своих родителей, так как берет на себя эту роль. Он понимает, что есть требования, которые нужно выполнять.
Кто бы ни обучал детей правилам дорожного движения, будь то родители или педагоги дошкольных учебных заведений, важно помнить, что самое большое влияние на формирование поведения ребенка на улице имеет соответствующее поведение взрослых. Ведь мало, просто прочитать, рассказать, научить ребенка, нужно своим примером показать ему как нужно правильно вести себя на улице. Вот это и есть тот социальный опыт, который помогает ребенку не просто жить, но и сохранить своё здоровье, жизнь. Через игру, пример родителей, «шагающий автобус».
Источники:
https://infourok.ru/doklad-na-temu-razvitie-socialnokommunikativnih-navikov-v-syuzhetnorolevih-igrah-po-pdd-1559099.html
https://nsportal.ru/detskii-sad/osnovy-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti/2016/11/26/doklad-na-temu-razvitie-sotsialno