Виктория Пушкарева
Опыт работы «Музыкально-ритмические движения детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
1.1. Аннотация.
Музыка – это самое эмоциональное из искусств. Она очень близка впечатлительной натуре ребенка, и в этом заключается сила ее воспитательного воздействия. Нет детей равнодушных к музыке. С раннего детства ребенок движениями выражает свои чувства, рожденные музыкой (ритмично прихлопывает, приплясывает). Играя, танцуя, ребенок упражняется в движении, осваивает его.
Публикация «Опыт работы „Музыкально-ритмические движения детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Музыкально-ритмические упражнения являются универсальным средством развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительных движений, творческого воображения. В детском саду вместо термина «ритмика» вначале пользовались терминами «ритмические движения», «музыкально-двигательное воспитание», затем «движение под музыку», «музыкальное движение», «музыкально-ритмические движения».
Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, рождают определенные настроения, под влиянием которых и движение приобретает соответствующий характер. Движение помогает полнее воспринимать музыкальное произведение, которое в свою очередь придает движению особую выразительность. Следовательно, творческая активность детей развивается постепенно путем целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств воображения и мышления.
1.2. Цель, задачи.
Основная цель моей деятельности – это развитие музыкальных способностей детей, музыкально-ритмических навыков, формирование музыкальной культуры личности, как неотъемлемой части духовной культуры в целом.
А сказать по-другому, моя главная цель, научить детей двигаться, танцевать, играть увлеченно, четко, с интересом и настроением, а самое главное красиво, и с большой самоотдачей. В данной работе я выдвинула свою гипотезу, т. е. научное предположение, правильному обучению детей музыкально-ритмическим движениям и попыталась ее доказать.
Задачи:
- развивать основы музыкальной культуры, музыкальные и творческие способности детей в процессе освоения ритмических движений;
- научить детей согласовывать движения с характером музыки, с наиболее яркими средствами музыкальной выразительности : ритмично и выразительно двигаться, играть в музыкальные игры, водить хороводы, исполнять пляски;
- развивать у детей чувство ритма, выражающееся в том, что дети чувствуют в музыке ритмическую выразительность, откликаются на нее и передают ее в движении;
- развивать художественно-творческие способности, которые у детей, особенно старшего дошкольного возраста, проявляются в своеобразном индивидуальном выражении игрового образа, придумывании, комбинировании танцевальных движений, построении хороводов, использовании этих знаний в самостоятельной деятельности;
1.3. Актуальность и перспективность опыта.
Актуальность моей темы состоит в том, что музыкально-ритмическая деятельность является наиболее естественным и важным способом самовыражения художественной личности ребенка. В процессе разучивания и исполнительства ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций, преодолевает боязнь ошибиться, а это способствует развитию смелости и свободы детского восприятия и мышления. Все это развивает в ребенке потребность быть активным субъектом окружающей действительности, познавать и преобразовывать мир.
Также музыка оказывает огромное влияние на процесс физического совершенствования ребенка. Известно, что она влияет и на жизненный тонус человека, вызывает изменения в кровообращении, в дыхании. Движение и музыка – это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребенка. Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственные перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движение и танец помогают ребенку подружиться с другими детьми, дают определенный психотерапевтический эффект.
1.4. Адресная направленность, условия возникновения
и становления опыта.
Ритмичны человеческое ды Дошкольный возраст — самый благоприятный период для формирования и развития музыкальных способностей детей. Современное музыкальное воспитание детей дошкольного возраста подразумевает полноценное и всестороннее развитие творческой личности ребенка. От того, насколько будут развиваться у ребенка музыкальные способности, зависит дальнейшее полноценное его развитие. Музыкальные способности определяются как индивидуально-психологические особенности человека, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо одной деятельности или многих. Они не сводятся к наличию навыков, умений или знаний, но могут объяснить легкость и быстроту их приобретения.
«Библия музыканта начинается словами : «В начале был ритм»», - сказал известный немецкий музыкант Ганс фон Бюлов. В точности и правдивости этих слов можно убедиться только практическим путем, начав развивать ритмическое чувство, не прекращая на всем протяжении занятий ребенка музыкой. Ритму нельзя научить. Его можно освободить, «развязать» в человеке. Это не умственная абстракция, это живая сила организма и всей биологической жизни.
Музыкальный ритм наиболее близок природе человека и, воздействуя на нее, способен вызывать ответную реакцию. А любая ответная реакция - это уже диалог, общение человека с внешним миром, первое ощущение единения с ним.
1.5. Новизна данного опыта.
На современном этапе развития дошкольного образования, в условиях перехода на Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО, происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, обогащается; внимание педагогов акцентируется на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания.
Инновационные технологии – это система методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамичных изменений в личностном развитии ребенка в современных социокультурных условиях.
Педагогические инновации – это решение нестандартных задач всегда нестандартными способами, которые «…дают быстрый прорыв в новое качество…» (В. В. Путин). Поэтому сделать музыкальную деятельность привлекательной и по-настоящему современной и интересной мне позволяет применение компьютерной техники. Использование ИКТ очень важно не только для усвоения музыкального материала, но и воспитания интереса к музыкальной культуре, формирования духовного мира.
В своей работе я часто использую приемы мнемотехники. Мнемотехника очень интересна детям, т. к. разучивание нового материала здесь происходит в виде игры, по ярким картинкам. Суть заключается в том, что на каждую смену музыкальной фразы танцевальных движений придумывается картинка (изображение). Таким образом, весь танец зарисовывается схематически. Ребенок же по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит танец целиком.
Обычно у дошколят преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно. В процессе обучения танцевальным движениям мы тратим много времени на запоминание самих движений. Но можно же ведь использовать подсказки? Это очень облегчит процесс запоминания! Например, придумать разным движениям свое обозначение : «пружинка» - пружина, «распашонка» - рубашка с расставленными в стороны рукавами, «ковырялочка» - лопата, «хлопки» - сомкнутые ладошки, «галоп» - лошадка, «хороводный шаг» - хоровод детей, «дробный шаг» - черепаха и т. д. Обозначение движениям можно попробовать придумать вместе с детьми, это будет очень удобно, а главное увлекательно для самих детей.
С помощью схем дети учатся быстро реагировать на музыку, мыслить, становятся более внимательными. Благодаря этим простым приемам можно с легкостью поставить любой интересный танец. Я думаю, что эта технология очень актуальна, полезна и удобна в нашей работе.
Таким образом, степень новизны опыта заключается в комбинации элементов известных методов и дополнении их инновационными технологиями с применением музыкально-пластических средств обучения. Особенность методики, состоит во взаимопроникновении обучающих и творческих моментов в единый процесс обучения, который строится по принципу - от обучения языку выразительных движений к исполнительскому творчеству.