Людмила Фомина
Опыт работы «Формирование познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №14 «АЛИСА» ЛЕВОКУМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА
СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Опыт работы по самообразованию
«Формирование познавательно – исследовательской деятельности
у детей дошкольного возраста»
Подготовила: воспитатель Фомина Л. Н. с. Урожайное, 2020 год.
2. ВВЕДЕНИЕ.
Публикация «Опыт работы „Формирование познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Сегодня нашему обществу нужны люди интеллектуальные, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принять нестандартные решения и не боящиеся этого. В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. В связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Одним из эффективных приемов и методов в работе по развитию познавательной деятельности дошкольников является детское экспериментирование.
Одним из условий возникновения и становления опыта работы стал собственный интерес к обозначенной теме, обусловленный тем, что современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает познавательно-исследовательская деятельность. Опыт работы формировался в течение трёх лет, во второй группе раннего возраста, младшей и средней группе.
Актуальность проблемы.
В настоящее время активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно - деятельностной самореализации.
Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс дошкольных учреждений. При этом исследовательская деятельность дошкольников выступает как современная образовательная технология, функционально позволяющая реализовать специфическое содержание образования.
Под элементарной исследовательской деятельностью понимается совместная работа взрослого и ребёнка, направленная на решение познавательных задач, возникающих в ходе учебной деятельности, в повседневной жизни в игре и труде, то есть в процессе познания окружающего мира.
Новизна. Степень новизны опыта работы заключается в комплексном использовании элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования. И характеризуется структуризацией практического и диагностического материала именно для детей дошкольного возраста.
Теоретическое обоснование опыта.
В совершенстве владеть всеми экспериментальными умениями под силу не каждому старшему дошкольнику, но определенных успехов можно добиться в результате тех усилий и условий, которые в данной ситуации может выстроить экспериментальная деятельность.
Технологичность опыта заключается в том, что мои разработки могут быть использованы и другими педагогами для работы с детьми, так как данная работа вполне предполагает вариативность ее использования в связи с конкретными задачами педагога, а также потому, что описание опыта работы опиралось на исследования ведущих специалистов в данной области.
Изучив теоретический материал по данному вопросу, я сделала вывод о том, что на сегодняшний день методика организации детского экспериментирования разработана неполно. Это обусловлено многими причинами: это и нехватка методической литературы, и отсутствие направленности педагогов на данный вид деятельности. Следствием является медленное внедрение детского экспериментирования в практику работы дошкольных учреждений. Поэтому, педагогам, необходимо так построить педагогический процесс, чтобы он дал наибольший результат в развитии познавательно – исследовательской деятельности.
Все это способствовало выбору темы по самообразованию «Формирование познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста».
Цель: развитие познавательной активности дошкольников в процессе детского экспериментирования.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме.
2. Создать условия для формирования основного целостного мировидения ребенка дошкольного возраста средствами физического эксперимента.
3. Развивать устойчивый познавательный интерес у детей в процессе экспериментирования, наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы.
4. Организовать работу с родителями по развитию познавательной деятельности дошкольника.
Гипотеза – если в процессе реализации темы включать эксперименты во все виды образовательной деятельности, то это будет способствовать формированию умения принимать и выдвигать гипотезу, ее анализировать, выдвигать предположения о возможном течении явления и его причинах, отбору способов и проверки предположений, умению формировать выводы.
3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Свою работу по развитию познавательной активности детей через
экспериментальную деятельность я строила, исходя из следующих
принципов:
1. Принцип научности;
2. Принцип доступности;
3. Принцип систематичности и последовательности;
4. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания;
5. Принцип целостности;
6. Принцип активного обучения;
7. Принцип креативности;
8. Принцип результативности.
Длительность работы по данной теме составила три года. План работы состоял из трех этапов:
1. Аналитико – диагностический.
2. Основной.
3. Контрольно – рефлексивный.
1 этап: Аналитико – диагностический.
На первом этапе я изучила теоретические аспекты по данной проблеме в педагогике и дидактике. Ознакомилась с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования и выявила необходимость в расширении поля деятельности в данном направлении, выделила актуальность изучения данной проблемы. Также на первом этапе я постаралась обогатить развивающую предметную среду для реализации на практике поисково-познавательной деятельности с детьми :
• В книжном уголке поместила детские справочники, энциклопедии, посвященные разной тематике, прекрасно иллюстрированные, имеющие хорошие, краткие и доступные детям информативные тексты, детскую художественную литературу.
• Создала картотеку опытов и наблюдений, направленных на развитие у детей умения видеть проблему, выдвигать гипотезу, задавать вопросы, давать определение понятиям, делать выводы и умозаключения.
• Оформила дидактические игры с элементами моделирования; игры, развивающие внимание и наблюдательность, подобрала предметные картинки для ознакомления детей с животным и растительным миром.
• Изготовила макеты на тему «Лес», «Аквариум», «Водопад».
• Оформила игры «Ароматизированная коробочка», «Чудесный мешочек», «Коробочка ощущений», «Кто это?», «Угадай и назови», «Что где растет?»
3.1 Организация работы с детьми по познавательно – исследовательской деятельности.
Опыт работы показывает, что исследование доступно детям раннего и младшего дошкольного возраста. Ребёнок всё старается увидеть, услышать, попробовать на вкус, понюхать, потрогать, разобрать. Удержать его практически невозможно, без этого он начинает страдать. Поисковая деятельность ребёнка, не подпитываемая извне, угаснет.
На первом этапе работы по самообразованию я работала с детьми второй группы раннего возраста, в основном проводила с ними наблюдения на прогулках за сезонными изменениями в природе, учила любоваться красотой осенних листьев, голубым небом, распустившимися весной зелеными листочками и цветами. Проводила игры: «Чудесный мешочек», «Что в корзиночке моей?», «Кто это?», «Угадай и назови», «Кто как кричит?» На НОД знакомила детей с живыми объектами – котенком, ежом, черепахой, аквариумными рыбками, попугаем, зимой к детям «приехала обезьянка из Африки» и попросила познакомить её со снегом, напоследок дети для неё и её подружек нарисовали пальчиком снег. Вся работа с детьми второй группы раннего возраста проводилась в игровой форме, это помогало мне привлекать ребятишек к познавательной деятельности.
2 этап: Основной.
Прежде чем планировать поисково-исследовательскую деятельность с детьми младшей группы в начале учебного года мною была проведена диагностика по методике О. А. Соломенниковой «Экологические представления дошкольников о неживой природе», результаты показали: высокий уровень – 20%, средний уровень – 40%, низкий уровень – 40%.
Вторым методом исследования была диагностика «Определение структуры элементарной исследовательской деятельности».
Результаты изучения исследовательских умений показали: высокий уровень – 13%; средний уровень – 20 %; низкий уровень - 67%
Проанализировав в целом результаты диагностики, я пришла к выводу о том, что у детей нет устойчивого интереса к экспериментальной деятельности, качественно снижены показатели логического мышления, дети с трудом понимают причинно-следственные связи рассматриваемого явления. Испытывают затруднения в самостоятельном анализе явлений, недостаточно четко и грамотно формулируют свои мысли относительно заданной ситуации, испытывают трудности в обобщении и анализировании учебного материала.
На основе изученного теоретического материала, а также с учетом результатов мониторинга, я разработала комплексно-тематический план познавательно-исследовательской деятельности с детьми младшего и среднего дошкольного возраста.
Также я пополнила развивающую среду: оформила гербарии «Лекарственные растения» и «Листья деревьев нашего края», карточки – схемы проведения экспериментов, альбом для фиксации наблюдений.
При уголке природы создала 2 мини-музея - «Камни Земли» и
«Волшебное стекло». Здесь в свободное время дошкольники превращаются в настоящих геологов и ученых. Они с большим интересом рассматривают коллекции камней и минералов, предметы, созданные из стекла, проводят эксперименты, изучают их свойства и значение в жизни, создают из камушков различные композиции, украшения, строят сказочные дворцы, изучая при этом свойства камней и их разнообразие.
Также организовала уголок экспериментирования, в котором в настоящее время имеется всё необходимое оборудование для проведения опытов и экспериментов.
На участке детского сада я обустроила «Аллею новых открытий», на ней выделены были такие центры: «Развивающий зонтик» - осенью дети закрепляли с помощью него перелетных птиц и играли в игру «С какого дерева этот лист?», зимой закрепляли зимующих птиц, весной первоцветы. Для игр и опытов с влажным песком и с сухим было выделено 2 пункта. Также был центр для игр с водой, где дети имели возможность поиграть и поэкспериментировать. Центр – «Деревья» - с помощью него дети узнали много нового о деревьях, что они живые, имеют пол женский или мужской, в зависимости от этого одни дают нам плоды, а другие – нет. Ещё одним центром на нашей аллее новых открытий стала мини – метеоплощадка.
А опыты напоминают детям «фокусы», они необычны, а, главное – дети все проделывают сами и испытывают от своих маленьких и больших «открытий» чувство радости. Для поддержания интереса у детей я познакомила их с хозяином мини-лаборатории — Дедушкой Знаем, который рассказывает детям о правилах поведения, о том, как правильно обращаться с оборудованием, а также показывает детям забавные опыты. Кроме дедушки Зная к детям «заходят» Незнайка, Капелька, «залетает» галчонок Любознайка, Знайка, «приплывает» Золотая рыбка и другие известные детям персонажи.
Всё это способствует тому, что после занятий у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Их интересует, например, почему варежки, полежав на батарее, становятся сухими? Куда исчезает вода?
В этих случаях я не тороплюсь с ответом, а стараюсь способствовать тому, чтобы дети нашли его самостоятельно. Для этого тщательно продумываю организацию развивающей среды, ведь процесс познания основывается на любознательности и пытливости, которые в свою очередь возникают и реализуются в условиях новизны и необычности поля деятельности (например, какую-то подсказку или письмо может прислать детям Знайка).
Опытно-экспериментальную работу во время непосредственно образовательной деятельности я строю по пяти взаимосвязанным направлениям:
• живая природа (наблюдения за растениями, насекомыми, животными);
• неживая природа (изучение свойств воды, снега, воздуха, ветра, песка, глины);
• человек («наши помощники» - нос, уши, глаза, руки, ноги, кожа);
• рукотворный мир (изучение предметов из дерева, пластмассы, бумаги, ткани, резины, металла, мыла);
• физические явления (изучение свойств магнита, света, электричества, звука).
Совместная деятельность наиболее привлекательная для нас форма организации работы с детьми по поисково-исследовательской деятельности. Могу отметить следующие позитивные моменты:
- закрепление ранее полученного (усвоенного) материала;
- продолжение работы по расширению представлений о предметах и явлениях;
- свобода действий, как для меня, так и для детей (возможность отойти от намеченного плана);
- роль педагога носит гибкий характер (ведущий, партнер);
- в процессе экспериментальной деятельности дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему, как, зачем, а что будет, если, почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями. Очень важно в процессе работы задействовать все органы чувств (не только видеть и слышать, но и нюхать, трогать, и даже пробовать на вкус (если это возможно и безопасно).
- Организую работу с детьми так, чтобы они были не просто слушателями, наблюдателями в проводимых мероприятиях, а полноправными их участниками. Таким образом, обеспечиваю личностно-ориентированное взаимодействие с детьми (вместе, на равных, как партнеров).
Результат в работе с детьми достигается с помощью соблюдения последовательности проведения опытов и экспериментов от «простого к сложному» на протяжении запланированного временного промежутка.
В процессе работы я поощряю детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время стараюсь не выпускать из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль.
Важным моментом во время любого эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов.
Выводы можно делать в словесной форме, а иногда избирать другие способы. Мы с детьми практикуем фиксирование результатов графически, т. е. оформляем в рисунках, схемах.
Любой эксперимент можно осуществлять в 2 вариантах:
• дети проводят эксперимент, не зная его результата, и таким образом приобретают новые знания;
• дети вначале предсказывают вариант, а затем проверяют, правильно ли они мыслили.
Дети работают самостоятельно, я по необходимости оказываю помощь, советую, интересуюсь результатами. По окончанию дети рассказывают, чем занимались, какого результата достигли, что узнали нового, необычного.
После эксперимента не упускаю воспитательные моменты - дети самостоятельно наводят порядок на рабочем месте (почистить и спрятать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом).
Не раз проводили совместно с детьми случайные эксперименты. Такие эксперименты проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в уголке природы или на участке. Подготовкой к случайным экспериментам является постоянное самообразование по всем разделам биологии, географии, земледелия.
Помимо запланированных и случайных экспериментов, провожу эксперименты, которые называются «ответ на вопрос ребенка». Выслушав вопрос, я не отвечаю на него, а советую ребенку самому установить истину, проведя несложное наблюдение: «А ты сам посмотри, будет ли воробей есть творог!» Или: «Ребята, Коля спрашивает, нужно ли сегодня поливать цветы, как проверить?», «Ребята, Женя говорит, что под снегом травы нет, а Лена считает, что есть. Как это узнать?
В нашем детском саду проложена экологическая тропа, я очень часто планирую и провожу с детьми целевые экскурсии к таким объектам, как цветущие деревья, лекарственные травы, мини – водоём, цветник, кроме наблюдений и бесед, развиваю у детей навыки элементарной трудовой деятельности – мы собираем лекарственные травы для гербария, листья деревьев для засушивания и в последствии применяем их в изготовлении поделок, собираем семена цветов бархатцев и зорьки, чтобы высадить их в следующем году, собираем урожай овощей, выращенный на огороде.
В работе по развитию устойчивого познавательного интереса использую метод проектов. С младшими дошкольниками был проведен мини – проект «Огород на подоконнике», дети с удовольствием ухаживали и наблюдали за выращиванием рассады овощей. В средней группе был проведен долгосрочный проект «Мы – маленькие исследователи». В рамках этого проекта с детьми была проведена огромная работа не только в виде экспериментов. Были проведены акции «Посади цветок – подари улыбку людям» (сентябрь 2019 года, «Ёлочка, живи» (декабрь 2019 года, «Покормите птиц зимой» январь 2020 года, «Мастерская добрых дел», где родители вместе с детьми мастерили скворечники (март 2020года, выставки детского творчества (апрель 2020 года, были оформлены игры «Волшебная карусель», «Веселые прищепки», круги Луллия на тему «Чей хвост?», «Помоги зверятам найти маму», «Кто что ест?».
Я знакомлю ребят с экологическими праздниками и в канун Дня птиц (апрель 2020 года) мы оформили лэпбук «Птицы», дети с интересом рассматривают его содержимое, пополняют знания об окружающем мире.
Дети росли, и рос их познавательный интерес. Дети выдвигали свои предложения, как решить проблему, предлагали варианты решения. По результатам диагностики экспериментальная деятельность у детей заняла первое место. Мы выросли настолько, что показали открытую НОД на тему «Маленькие волшебники» для педагогов нашего детского сада (ноябрь 2019 года).
Все приобретенные знания на подобных практических занятиях, несомненно, пригодятся детям в повседневной и дальнейшей жизни и учебе. Ведь эти природные стихии неотъемлемая часть нашей жизни.
В любом виде деятельности можно найти много интересного, занимательного, неизведанного. Дети сами выбирают себе занятие по интересам. Благодаря исследовательской деятельности дети становятся более открытыми, стараются сами сделать выводы, познают окружающий мир благодаря собственным ощущениям. Открывают новые горизонты вместе со мной, с воспитателем. Поэтому хочу отметить, что знания, полученные в результате исследовательской деятельности, переносятся в дальнейшем, во все виды деятельности и повышают познавательную активность детей. А значит, это достижение и моего результата. Значит и я, живя сегодня в настоящем, делаю вклад в наше будущее.
Разработана модель о связи детского экспериментирования с другими видами деятельности.
3.2 Организация работы с родителями воспитанников.
Огромное значение в работе с дошкольниками имеет тесное сотрудничество с родителями. Поэтому постоянно нахожусь в поиске новых форм работы и подходов к организации взаимодействия с семьей.
Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому я привлекаю родителей к активной помощи.
Так, например, детям предлагала дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий.
Кроме этого, родители помогают мне в оформлении разнообразных коллекций. Они собирают экспонаты во время отпуска, экскурсий в природу, на прогулках, проявляя при этом большой интерес.
Для информирования родителей я проводила консультации. Родители воспитанников охотно принимали участие в акции «Посади цветок – подари улыбку людям» в сентябре 2019 года, была посажена на участке детского сада аллея из лилейников, дети были главными помощниками. В январе 2020 года родители охотно мастерили кормушки для акции «Покормите птиц зимой», а весной в рамках «Мастерская добрых дел» (март 2020 года) - скворечники.
3.3 Работа с педагогами.
По мере приобретения знаний по теме самообразования я делилась своим опытом с коллегами. Проводила консультации для педагогов по теме:
«Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности», деловую игру «Экспериментальная деятельность в ДОУ, как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС, выступила с презентацией долгосрочного проекта «Мы – маленькие исследователи» на педагогическом совете (май 2020г.) и обобщила опыт работы по самообразованию.
Разработала модели «Содержание работы по опытно – экспериментальной деятельности» и «Последовательность детского экспериментирования», ознакомила с ними педагогов.
4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Результативность опыта.
Критериями результативности опыта являются : качественные изменения в освоении экспериментальной деятельности; положительная динамика в познавательном развитии : в уровне интереса к познавательным задачам, уровне интереса к окружающему миру и наличии представлений о нём, уровне развития мыслительных процессов, памяти и продуктивного воображения.
Для оценки результатов использовались те же методики, при помощи которых диагностировался уровень развития у детей интереса в начале работы.
1. Повысилась познавательная активность детей при работе с природными объектами и явлениями.
2. Дети научились высказывать свои предположения о причинах наблюдаемых явлений, выбирать способ решения познавательной задачи.
3. У детей заметно повысилась способность сравнивать, делать выводы, высказывать свои суждения, анализировать, правильно задавать вопросы, доказывать свою точку зрения.
4. Дети самостоятельно могут проводить элементарные опыты и эксперименты.
Таким образом, доказано, что при целенаправленном систематическом использовании экспериментов в процессе организованной образовательной деятельности и в режимных моментах в детском саду и дома ребенок учится моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.
Гипотеза, поставленная нами в работе о том, если в процессе реализации проекта включать эксперименты во все виды образовательной деятельности, то это будет способствовать формированию умения принимать и выдвигать гипотезу; ее анализировать; выдвигать предположения о возможном течении явления и его причинах; отбору способов и проверки предположений; умению формировать выводы подтвердилась.
Процесс познания, освоение новых знаний детьми очень важны для меня, поэтому я считаю, что в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!
5. ЛИТЕРАТУРА.
1. Веракса Н. Е. и др. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. - Москва: Мозаика-Синтез, 2014.
2. Дыбина О. В. и др. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. Москва: ТЦ Сфера, 2005.
3. Дыбина О. В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. Москва: ТЦ «Сфера», 2005.
4. Журавлева В. Н. Проектная деятельность старших дошкольников. Волгоград: Учитель, 2010.
5. Машкова С. В. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе. Волгоград: Учитель, 2012.
6. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Москва. Просвещение. 2016.
7. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования : Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013. № 1155.
8. Прохорова Л. Н. Методические рекомендации: организация экспериментальной деятельности дошкольников. Москва: АРКТИ, 2008.
9. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. Москва. : Сфера, 2004.
10. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. Москва. 2005.
11. Зубкова Н. М. «Воз и маленькая тележка чудес». Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет, СПБ. Издательство «Речь», 2006.
12. О. А. Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду». Москва, ТЦ. Сфера 2016.
13. А. И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду». Москва, ТЦ. Сфера 2016.
14. Л. И. Грехова «В союзе с природой». Мозаика - Синтез, 2016.
15. Л. Г. Селихова «Ознакомление с природой» Мозаика – Синтез 2015 .
16. Нищева Н. В. Опытно - экспериментальная деятельность в ДОУ. СПБ, ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013.