Татьяна Бокунова
Опыт работы «Формирование у детей осознанного отношения к собственному здоровью посредством театрализованной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей. Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка, как привить навыки здорового образа жизни, когда это надо начинать?
По определению Всемирной организации здравоохранения записано:
«Здоровье – это состояние полного физического,духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Следовательно,у термина «здоровье» три важнейших направления:
Публикация «Опыт работы „Формирование у детей осознанного отношения к собственному здоровью посредством театрализованной деятельности“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Cценарии развлечений, праздники
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Опыт работы, практика
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
1. Физическое здоровье – здоровье организма и тела.
2. Психическое (душевное)здоровье – это состояние эмоций,степень развития интеллекта, разума.
3. Социальное здоровье – адекватное восприятие социальной действительности,интерес к окружающему миру,адаптация к физической и общественной среде, направленность и общественно – полезное дело, эмпатия, ответственность перед другими.
Старший дошкольный возраст рассматривается как наиболее благоприятный период для формирования здоровьесберегающего поведения, это связано с теми достижениями психического развития, которые наблюдаются на данном этапе у ребенка. Эффективность этого процесса зависит от используемых средств воспитания и обучения. (5 слайд)Одним из таких средств может выступать театрализованная деятельность, которая является наиболее эффективным средством усвоения ребенком социального опыта, так как она отвечает специфике возрастного развития детей, создает условия для формирования навыков здоровьесберегающего поведения.
Для формирования осознанного отношения к ЗОЖ дошкольников используются разнообразные формы,средства и методы посредством теарализованной деятельности.
Основные методы работы с детьми :
1. Упражнения (творческого и подражательного характера)
2. Игры с правилами (словесные,подвижные,музыкальные)
3. Творческие музыкальные игры: игры – драматизации,сюжетно – ролевые игры.
4. Чтение художественной литературы
5. Импровизациия.
6. Изготовление элементов костюмов,декораций.
Игра является основной деятельностью дошкольного возраста и как показывает практика, особая роль в этом принадлежит теарализованным играм. Поэтому, планирование образовательной деятельности, режимных моментов, прогулок, самостоятельной деятельности с детьми в нашей группе проходит с использованием различных видов театрализованных игр :
• на интонацию;
• имитацию движений;
• на развитие артикуляции;
• на развитие мимики и жестов;
• на развитие пантомимических навыков;
• на развитие монологической речи;
• на развитие диалогической речи ;
• на развитие чувства рифмы;
• на развитие мелкой моторики и пальцев.
В игровой и сказочной форме дети осваивают приемы самомассажа, дыхательной гимнастики,гимнастики для глаз, развитию двигательных навыки. Знакомятся со строением тела, значением каждого жизненно важного органа для человека
.
Театрализованные игры способствуют развитию фантазии, воображения, памяти, учат передавать различные эмоциональные состояния. Дети учатся сочувствовать персонажам, сопереживать конкретным ситуациям и событиям. Театрализованные игры являются средством сохранения эмоционального здоровья,средством предупреждения эмоциональных расстройств. Поэтому мы используем в работе с детьми небольшие этюды в зависимости от возникшей проблемной ситуации. (Этюды «Бездомный заяц», «Как мы поссорились и помирились», «Жадина», «Колобок в беде!»).
Детям нравится выполнять упражнения на развитие выразительности мимики, элементов пантомимы (сон, испуг, печаль, обида, удивление, радость, восторг).
Для того,чтобы прививать детям правила гигиены, здорового питания, регулярного занятие физкультурой, разыгрываем с детьми театральные этюды, мини-диалоги («Малоежка заболел», «Как грязнуля мыла боялся»», «Как у нашей Любы разболелись зубы!»).
Игры и игровые упражнения хорошо повышают умственную активность детей, совершенствуют речевые навыки, для этого в утренние и вечерние моменты проводим упражнения в правильной дикции (артикуляционная гимнастика «Скороговорки»);
-упражнения для развития речевой интонационной выразительности ( моделируют голос : попроси игрушку от имени героя Лисы, Зайца, Медведя, Волка, «Угадай,кто позвал?» (лисичка, петушок, мишка);
- игры – превращения, образные упражнения (представляем себя деревьями, цветами, насекомыми, различными животными);
- упражнения на развитие детской пластики (движения героев сказок).
Для снятия напряжения и усталости во время ОД используются
ритмические минутки, пальчиковые игровые тренинги.
Детям нравятся музыкально – двигательные фантазии. Детская танцевальная фантазия - двигательная импровизация под любую мелодию. Она прививает детям любовь к музыке, желание ее слушать,понимать и наслаждаться ею. (импровизация на музыку Э. Грига из балета "Пер Гюнт, "В пещере горного короля", импровизация на музыку,Д. Б Кабалевского "Клоуны")
Дети с удовольствием инсценируют спектакли, образ различных персонажей дает ощущение эмоционального единства и сопричастности с героем, позволяют реализовать собственные чувства. («Маша и лень», герои сказки приходили к «Кукушке»-целительнице недугов с помощью народных средств, где узнавали о пользе натуральных лекарств).
В самостоятельной деятельности дети используют театрализованные игры. Например, для закрепления знаний по теме «Фрукты», дети с помощью трафаретов рисовали различные фрукты, наделяли их характерами и чертами сказочных героев и играли в плоскостной театр «Фрукты». Ребята с удовольствием обыгрывали спор фруктов о том, какой из них более полезен и вкусен.
Так же дети хорошо импровизируют на заданную тему, разыгрывают сюжет без подготовки (игровая ситуация «Больница», «Как у мышки разболелись зубы», «Как Петушок голос потерял». «Капризный мальчик»)
Во время проведения режимных моментов, используется приход персонажей кукольного театра, обыгрывание ситуации, загадывание загадок о предметах туалета. Беседа с Петрушкой о правильной и здоровой пище; присутствие Петрушки во время обеда, вносит элемент соревнования.
Таким образом использование театральных игр в качестве основы дошкольного возраста позволяет сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями и интересными делами, радостью творчества.