Анна Созина
Формирование навыков и культуры безопасности в общении в старшей группе
▼ Скачать
Опыт работы на тему «Формирование навыков и культуры безопасности в общении».
Одной из задач современного образования является сохранение здоровья детей и формирование у них безопасного, ответственного поведения в отношении своей жизни.
Безопасное поведение - это первичные знания правил поведения и мер предосторожности, которые направлены на исключение неверного поведения человека, способного привести к аварийным и трагическим ситуациям.
Публикация «Формирование навыков и культуры безопасности в общении в старшей группе» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Речевой этикет, культура общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО, утвержденному приказом Министерства образования и науки России от 17.10.2013 №1155) формирование у детей основ безопасного поведения в быту, социуме, природе осуществляется в ходе реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность.
Культура безопасности – это сложное интегральное качество личности, включающее в себя знания, умения и навыки по правилам безопасного поведения, позволяющие распознать, предвидеть опасные ситуации, видеть пути их устранения, ответственность за свою жизнь и жизнь других людей. Только организовав оптимальные педагогические условия, возможно обеспечить высокую эффективность формирования культуры безопасности.
Среди задач детского сада в русле данной проблемы – создание безопасной среды в учреждении, организация образовательной деятельности, нацеленной на формирование у дошкольников культуры безопасности, помощь семье в обеспечении безопасности ребенка в домашних условиях.
Грамотное построение работы по формированию культуры безопасности требует от педагога понимания закономерностей приобщения детей к культурным ценностям. Воспитание культуры безопасности должно быть направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; воспитание у детей самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Так же важно развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания. Необходимо формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками; воспитывать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых, к различным видам труда и творчества.
Согласно теории иерархии потребностей Абрахама Маслоу, безопасность является базовой первичной потребностью человека, без удовлетворения которой невозможно полноценное развитие и самореализация личности.
Любая деятельность человека характеризуется определенными правилами безопасности, в том числе и общение. Обучение навыкам безопасного поведения необходимо проводить уже в раннем детстве, формируя культуру безопасного поведения у ребенка.
Тема безопасности детей в общении сегодня особенно актуальна. Ведь безопасность – это не просто усвоенные детьми знания, а правильное поведение в различных жизненных ситуациях, в том числе неожиданных. У детей дошкольного возраста недостаточно знаний о правилах безопасности в общении, навыков безопасного поведения.
Дошкольников необходимо научить понимать, при каких условиях среда обитания (дом, улица) являются безопасными, как разумно и правильно вести себя в различных жизненных ситуациях, а в экстремальных – принять единственно верное решение, чтобы избежать тяжелых последствий.
Таким образом, проблема формирования навыков и культуры безопасности в общении является актуальной, так как именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент ориентировок и стереотип поведения в окружающем нас мире. И всё, что ребёнок усвоит в детстве, прочно останется у него навсегда.
В широком понимании обучение безопасному поведению заключается в формировании готовности к различным видам деятельности – познавательной, физической, коммуникативной, к выполнению различных социальных функций – гражданина, потребителя, профессионала.
В узком смысле обучение навыкам безопасного поведения – это освоение детьми фрагментов культуры, основная функция которых – обеспечение безопасности человека и общества. Кроме того, в более узком смысле под формированием безопасного поведения понимается некая психологическая и личностная подготовка ребенка к безопасной жизнедеятельности.
Важным направлением работы дошкольной образовательной организации традиционно является поиск оптимальных путей формирования у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. Воспитание культуры безопасности является педагогическим компонентом формирования личности безопасного типа, адаптивной личности.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и возрастной спецификой детей шестого года жизни, можно выделить следующие задачи, решаемые в рамках формирования навыков и культуры безопасности в общении :
в ходе чтения произведений художественной литературы, наблюдений, анализа ситуаций подводить детей к пониманию правил поведения при контакте с незнакомыми людьми, формировать осознанное отношение к собственной безопасности в общении;
обогащать коммуникативный опыт в ситуациях общения со сверстниками, старшими детьми, взрослыми, формировать элементарные умения, связанные с пониманием побуждений партнеров по взаимодействию, проявляемыми ими чувствами;
формировать представления о правах и обязанностях ребёнка, о доступных дошкольнику способах защиты своих прав, учить выявлять наиболее очевидные факты их нарушения;
формировать и обогащать опыт безопасного поведения в различных ситуациях общения и взаимодействия, знакомить с моделями безопасных действий;
закладывать основы психологической готовности к преодолению опасных ситуаций.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования, в образовательном процессе выделяется время, отводимое на:
-непосредственно образовательную деятельность;
-образовательную деятельность, осуществляемую в режимных моментах;
-взаимодействие с семьями детей по реализации программы.
В старшей группе НОД по формированию навыков и культуры безопасности в общении осуществляется прежде всего в форме образовательных ситуаций, в ходе которых дети знакомятся с различными аспектами окружающей действительности, учатся осуществлять анализ определенных событий, понимать суть правил безопасного поведения, самостоятельно формулировать правила. В этот период происходит активное накопление опыта выявления потенциально опасных объектов, явлений, способов избегания попадания в проблемные ситуации. Основной упор делается на ознакомление детей с моделями культурного и безопасного осуществления различных видов деятельности. Содержание и структура образовательных ситуаций способствуют развитию психических процессов, их личностно-ориентированный характер призван обеспечить решение основных задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».
Как структурные единицы педагогического процесса образовательные ситуации могут являться компонентом различных форм организации НОД старших дошкольников : исследовательских, практико-ориентированных, творческих проектов, предварительной работы к сюжетно-ролевым играм, творческих мастерских, занятий.
Обогащение представлений и опыта детей происходит в ходе образовательной деятельности, осуществляемой в режимных моментах. Во время утреннего прихода детей в детский сад проводятся беседы, способствующие актуализации знаний дошкольников о правилах безопасного осуществления различных видов деятельности.
В ходе утренних и вечерних прогулок организуются наблюдения, позволяющие выявить потенциальные опасности на участке детского сада, познакомить детей с моделями безопасного поведения в общении.
Значительно обогащает представления и впечатления дошкольников ознакомление с произведениями художественной литературы, просмотр мультипликационных и видеофильмов, работа в творческих мастерских, инсценировки любимых сказок и рассказов в ходе различных режимных моментов.
Знакомство с произведениями художественной литературы обеспечивает усвоение необходимых для формирования культуры безопасности представлений в образной, чувственной форме, способствует становлению ее важнейшего компонента – готовности к эстетическому восприятию и оценке действительности.
Применение и осмысление знаний, умений, накопление опыта осуществляется в различных видах самостоятельной детской деятельности. Важнейшим условием саморазвития, самореализации растущего человека является грамотная организация предметно-пространственной среды. Деятельность ребенка в условиях обогащенной среды позволяет проявлять любознательность, пытливость, стремиться к творческому отображению познанного. Чтобы выполнять активизирующие функции, ППС должна быть обустроена для организации СРИ («Семья», «Школа», «Детский сад»)
Распределение задач по формированию навыков и культуры безопасности в общении между ДОО и семьей, как и в более ранние периоды обучения, строится в соответствии с тем, какие компетенции более успешно формируются в детском саду, а какие – в условиях семьи. Также сохраняется традиционное разделение форм работы по освоению различных тем, используемых в ДОО и дома. Так, например, при обращении к разделу «Безопасность в общении с незнакомыми людьми» педагоги берут на себя ознакомление с произведениями художественной литературы, анализ ситуаций общения и взаимодействия, оценку поведения персонажей, инсценировку сказок и рассказов, стимулируют включение освоенной информации в сюжет ролевых и режиссерских игр.
Роль семьи в образовательном процессе определяется прежде всего тем, что родители являются образцом для подражания, именно их поведение копируют дети. Семья выполняет защитную функцию, мама и папа демонстрируют одобрение или неодобрение того или иного варианта поведения как других людей, так и ребенка, общающегося с ними. Важнейшая задача родителей – следить за выполнением правил, требовать их неукоснительного соблюдения.
В старшей группе сохраняется практика обучения через семью. Основным направлением повышения родительской компетентности становится освоение различных методов воспитания, соответствующих возрастным особенностям и потребностям старших дошкольников, формирование умения их применять.
В старшей группе совместными усилиями семьи и дошкольной организации у детей формируются представления о том, кто является для ребёнка близким, родным человеком, кому он может доверять, выделяется понятие «незнакомый человек», возникает установка на недопустимость контакта с незнакомыми людьми в отсутствие близких. Дошкольники осознают, какое поведение недопустимо со стороны взрослых и со стороны детей, знакомятся с правилами культурного и безопасного поведения.
Педагог проводит работу по обогащению коммуникативного опыта воспитанников, учит различать эмоции, проявляемые людьми, формирует умение решать разного рода коммуникативные задачи, проблемы, избегать конфликтных ситуаций в общении со сверстниками, в семье. Дошкольники знакомятся со своими правами, учатся понимать, что такими же правами обладают и другие люди, уважать их. Формируется представление о способах защиты своих прав. Педагог учит детей ценить доброе отношение, дружеские чувства.
В ходе НОД в разделе программы «Безопасность в общении» по теме «Общение с незнакомыми людьми» была осуществлена образовательная ситуация «Знакомые и незнакомцы». В ходе осуществления данной образовательной ситуации ставятся следующие задачи: закреплять умение детей различать категории людей: близкие, друзья, знакомые и незнакомцы. Формировать представления о том, как нужно общаться в различных ситуациях, какие правила безопасности соблюдать.
В качестве предварительной работы была прочитана сказка Г. -Хр. Андерсена «Снежная королева».
Затем, уже в ходе НОД дети посмотрели фрагменты мультфильма, где Кай знакомится со Снежной Королевой, садится к ней в сани; Кай в гостях у Снежной Королевы; Герда с бабушкой переживают исчезновение Кая.
Далее был первый этап в анализе ситуации, это был коллективный рассказ, в ходе которого ребята по порядку рассказывали, что случилось с Каем, и пытались понять, почему так произошло. Восстанавливали ход событий, отвечая на вопросы: «Что сделал Кай?» и «Почему?».
Вторым этапом в анализе данной ситуации были ответы детей на вопрос «Почему Кай сел в сани к Снежной Королеве?». Дети давали разные ответы, среди которых были такие: «Потому что Снежная Королева красивая», «Потому что Кай никогда не катался на таких санках», «Потому что Кай замерз, и Снежная Королева предложила ему согреться».
Мы с детьми обсудили, как же должен был поступить Кай. То есть он не должен был вступать в диалог с незнакомой женщиной, как бы ни хотелось прокатиться в красивых санях; ехать с незнакомым человеком ни в коем случае нельзя.
Так же мы с детьми вспоминали другие сказки, где нарушение данного правила стало для главного героя причиной серьезных проблем. Например, царевна в сказке А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» приняла угощение от незнакомой старушки, в которую переоделась ее мачеха; петушок из РНС «Кот, петух и лиса» поддался на уговоры лисицы; козлята из РНС «Волк и семеро козлят» впустили в дом незнакомца.
Далее мы играли в игру-драматизацию «Вежливо и решительно», в ходе которой учились подбирать слова, чтобы вежливо, но решительно отказываться от различных предложений.
1. Незнакомый мужчина угощает конфетой: «Вкусная конфета? Хочешь еще? Только они у меня в машине».
2. Незнакомая женщина обращается с просьбой: «Помоги мне найти моего котенка, мне кажется, он побежал вот к этому подъезду».
И разные другие.
В конце занятия дети ответили на вопрос, попал бы Кай в опасную ситуацию, если бы знал правила общения с незнакомцами? И в качестве итога, дети пообещали, что всегда будут внимательны на улице и дома, не будут вступать в разговор с людьми, которых не знают.
Утром в группе мы с ребятами провели беседу «Недружеский поступок», и рассмотрели картинки с поступками Карлсона.
Детям было предложено оценить идеи и поступки Карлсона с точки зрения их соответствия правилам безопасности, кодексу дружбы. В ходе беседы было достигнуто понимание того, что не все, кто называет себя друзьями, ведут себя по-дружески, не все идеи друзей нужно поддерживать.
По теме «Безопасность в общении» в нашем Уголке Безопасности есть небольшая подборка наглядных и дидактических материалов: это рабочие тетради, плакаты, дидактическая игра «Как избежать неприятностей».
В раздевалке для родителей выставляется папка-передвижка «Безопасность ребенка», а также консультация для родителей «Безопасность ребенка при встрече с незнакомыми людьми».