Получи документы

Формирование навыков и культуры безопасности в общении в старшей группе

Анна Созина
Формирование навыков и культуры безопасности в общении в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Опыт работы на тему «Формирование навыков и культуры безопасности в общении».

Одной из задач современного образования является сохранение здоровья детей и формирование у них безопасного, ответственного поведения в отношении своей жизни.

Безопасное поведение - это первичные знания правил поведения и мер предосторожности, которые направлены на исключение неверного поведения человека, способного привести к аварийным и трагическим ситуациям.

Публикация «Формирование навыков и культуры безопасности в общении в старшей группе» размещена в разделах

Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО, утвержденному приказом Министерства образования и науки России от 17.10.2013 №1155) формирование у детей основ безопасного поведения в быту, социуме, природе осуществляется в ходе реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность.

Культура безопасности – это сложное интегральное качество личности, включающее в себя знания, умения и навыки по правилам безопасного поведения, позволяющие распознать, предвидеть опасные ситуации, видеть пути их устранения, ответственность за свою жизнь и жизнь других людей. Только организовав оптимальные педагогические условия, возможно обеспечить высокую эффективность формирования культуры безопасности.

Среди задач детского сада в русле данной проблемы – создание безопасной среды в учреждении, организация образовательной деятельности, нацеленной на формирование у дошкольников культуры безопасности, помощь семье в обеспечении безопасности ребенка в домашних условиях.

Грамотное построение работы по формированию культуры безопасности требует от педагога понимания закономерностей приобщения детей к культурным ценностям. Воспитание культуры безопасности должно быть направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; воспитание у детей самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Так же важно развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания. Необходимо формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками; воспитывать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых, к различным видам труда и творчества.

Согласно теории иерархии потребностей Абрахама Маслоу, безопасность является базовой первичной потребностью человека, без удовлетворения которой невозможно полноценное развитие и самореализация личности.

Любая деятельность человека характеризуется определенными правилами безопасности, в том числе и общение. Обучение навыкам безопасного поведения необходимо проводить уже в раннем детстве, формируя культуру безопасного поведения у ребенка.

Тема безопасности детей в общении сегодня особенно актуальна. Ведь безопасность – это не просто усвоенные детьми знания, а правильное поведение в различных жизненных ситуациях, в том числе неожиданных. У детей дошкольного возраста недостаточно знаний о правилах безопасности в общении, навыков безопасного поведения.

Дошкольников необходимо научить понимать, при каких условиях среда обитания (дом, улица) являются безопасными, как разумно и правильно вести себя в различных жизненных ситуациях, а в экстремальных – принять единственно верное решение, чтобы избежать тяжелых последствий.

Таким образом, проблема формирования навыков и культуры безопасности в общении является актуальной, так как именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент ориентировок и стереотип поведения в окружающем нас мире. И всё, что ребёнок усвоит в детстве, прочно останется у него навсегда.

В широком понимании обучение безопасному поведению заключается в формировании готовности к различным видам деятельности – познавательной, физической, коммуникативной, к выполнению различных социальных функций – гражданина, потребителя, профессионала.

В узком смысле обучение навыкам безопасного поведения – это освоение детьми фрагментов культуры, основная функция которых – обеспечение безопасности человека и общества. Кроме того, в более узком смысле под формированием безопасного поведения понимается некая психологическая и личностная подготовка ребенка к безопасной жизнедеятельности.

Важным направлением работы дошкольной образовательной организации традиционно является поиск оптимальных путей формирования у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. Воспитание культуры безопасности является педагогическим компонентом формирования личности безопасного типа, адаптивной личности.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и возрастной спецификой детей шестого года жизни, можно выделить следующие задачи, решаемые в рамках формирования навыков и культуры безопасности в общении :

в ходе чтения произведений художественной литературы, наблюдений, анализа ситуаций подводить детей к пониманию правил поведения при контакте с незнакомыми людьми, формировать осознанное отношение к собственной безопасности в общении;

обогащать коммуникативный опыт в ситуациях общения со сверстниками, старшими детьми, взрослыми, формировать элементарные умения, связанные с пониманием побуждений партнеров по взаимодействию, проявляемыми ими чувствами;

формировать представления о правах и обязанностях ребёнка, о доступных дошкольнику способах защиты своих прав, учить выявлять наиболее очевидные факты их нарушения;

формировать и обогащать опыт безопасного поведения в различных ситуациях общения и взаимодействия, знакомить с моделями безопасных действий;

закладывать основы психологической готовности к преодолению опасных ситуаций.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования, в образовательном процессе выделяется время, отводимое на:

-непосредственно образовательную деятельность;

-образовательную деятельность, осуществляемую в режимных моментах;

-взаимодействие с семьями детей по реализации программы.

В старшей группе НОД по формированию навыков и культуры безопасности в общении осуществляется прежде всего в форме образовательных ситуаций, в ходе которых дети знакомятся с различными аспектами окружающей действительности, учатся осуществлять анализ определенных событий, понимать суть правил безопасного поведения, самостоятельно формулировать правила. В этот период происходит активное накопление опыта выявления потенциально опасных объектов, явлений, способов избегания попадания в проблемные ситуации. Основной упор делается на ознакомление детей с моделями культурного и безопасного осуществления различных видов деятельности. Содержание и структура образовательных ситуаций способствуют развитию психических процессов, их личностно-ориентированный характер призван обеспечить решение основных задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».

Как структурные единицы педагогического процесса образовательные ситуации могут являться компонентом различных форм организации НОД старших дошкольников : исследовательских, практико-ориентированных, творческих проектов, предварительной работы к сюжетно-ролевым играм, творческих мастерских, занятий.

Обогащение представлений и опыта детей происходит в ходе образовательной деятельности, осуществляемой в режимных моментах. Во время утреннего прихода детей в детский сад проводятся беседы, способствующие актуализации знаний дошкольников о правилах безопасного осуществления различных видов деятельности.

В ходе утренних и вечерних прогулок организуются наблюдения, позволяющие выявить потенциальные опасности на участке детского сада, познакомить детей с моделями безопасного поведения в общении.

Значительно обогащает представления и впечатления дошкольников ознакомление с произведениями художественной литературы, просмотр мультипликационных и видеофильмов, работа в творческих мастерских, инсценировки любимых сказок и рассказов в ходе различных режимных моментов.

Знакомство с произведениями художественной литературы обеспечивает усвоение необходимых для формирования культуры безопасности представлений в образной, чувственной форме, способствует становлению ее важнейшего компонента – готовности к эстетическому восприятию и оценке действительности.

Применение и осмысление знаний, умений, накопление опыта осуществляется в различных видах самостоятельной детской деятельности. Важнейшим условием саморазвития, самореализации растущего человека является грамотная организация предметно-пространственной среды. Деятельность ребенка в условиях обогащенной среды позволяет проявлять любознательность, пытливость, стремиться к творческому отображению познанного. Чтобы выполнять активизирующие функции, ППС должна быть обустроена для организации СРИ («Семья», «Школа», «Детский сад»)

Распределение задач по формированию навыков и культуры безопасности в общении между ДОО и семьей, как и в более ранние периоды обучения, строится в соответствии с тем, какие компетенции более успешно формируются в детском саду, а какие – в условиях семьи. Также сохраняется традиционное разделение форм работы по освоению различных тем, используемых в ДОО и дома. Так, например, при обращении к разделу «Безопасность в общении с незнакомыми людьми» педагоги берут на себя ознакомление с произведениями художественной литературы, анализ ситуаций общения и взаимодействия, оценку поведения персонажей, инсценировку сказок и рассказов, стимулируют включение освоенной информации в сюжет ролевых и режиссерских игр.

Роль семьи в образовательном процессе определяется прежде всего тем, что родители являются образцом для подражания, именно их поведение копируют дети. Семья выполняет защитную функцию, мама и папа демонстрируют одобрение или неодобрение того или иного варианта поведения как других людей, так и ребенка, общающегося с ними. Важнейшая задача родителей – следить за выполнением правил, требовать их неукоснительного соблюдения.

В старшей группе сохраняется практика обучения через семью. Основным направлением повышения родительской компетентности становится освоение различных методов воспитания, соответствующих возрастным особенностям и потребностям старших дошкольников, формирование умения их применять.

В старшей группе совместными усилиями семьи и дошкольной организации у детей формируются представления о том, кто является для ребёнка близким, родным человеком, кому он может доверять, выделяется понятие «незнакомый человек», возникает установка на недопустимость контакта с незнакомыми людьми в отсутствие близких. Дошкольники осознают, какое поведение недопустимо со стороны взрослых и со стороны детей, знакомятся с правилами культурного и безопасного поведения.

Педагог проводит работу по обогащению коммуникативного опыта воспитанников, учит различать эмоции, проявляемые людьми, формирует умение решать разного рода коммуникативные задачи, проблемы, избегать конфликтных ситуаций в общении со сверстниками, в семье. Дошкольники знакомятся со своими правами, учатся понимать, что такими же правами обладают и другие люди, уважать их. Формируется представление о способах защиты своих прав. Педагог учит детей ценить доброе отношение, дружеские чувства.

В ходе НОД в разделе программы «Безопасность в общении» по теме «Общение с незнакомыми людьми» была осуществлена образовательная ситуация «Знакомые и незнакомцы». В ходе осуществления данной образовательной ситуации ставятся следующие задачи: закреплять умение детей различать категории людей: близкие, друзья, знакомые и незнакомцы. Формировать представления о том, как нужно общаться в различных ситуациях, какие правила безопасности соблюдать.

В качестве предварительной работы была прочитана сказка Г. -Хр. Андерсена «Снежная королева».

Затем, уже в ходе НОД дети посмотрели фрагменты мультфильма, где Кай знакомится со Снежной Королевой, садится к ней в сани; Кай в гостях у Снежной Королевы; Герда с бабушкой переживают исчезновение Кая.

Далее был первый этап в анализе ситуации, это был коллективный рассказ, в ходе которого ребята по порядку рассказывали, что случилось с Каем, и пытались понять, почему так произошло. Восстанавливали ход событий, отвечая на вопросы: «Что сделал Кай?» и «Почему?».

Вторым этапом в анализе данной ситуации были ответы детей на вопрос «Почему Кай сел в сани к Снежной Королеве?». Дети давали разные ответы, среди которых были такие: «Потому что Снежная Королева красивая», «Потому что Кай никогда не катался на таких санках», «Потому что Кай замерз, и Снежная Королева предложила ему согреться».

Мы с детьми обсудили, как же должен был поступить Кай. То есть он не должен был вступать в диалог с незнакомой женщиной, как бы ни хотелось прокатиться в красивых санях; ехать с незнакомым человеком ни в коем случае нельзя.

Так же мы с детьми вспоминали другие сказки, где нарушение данного правила стало для главного героя причиной серьезных проблем. Например, царевна в сказке А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» приняла угощение от незнакомой старушки, в которую переоделась ее мачеха; петушок из РНС «Кот, петух и лиса» поддался на уговоры лисицы; козлята из РНС «Волк и семеро козлят» впустили в дом незнакомца.

Далее мы играли в игру-драматизацию «Вежливо и решительно», в ходе которой учились подбирать слова, чтобы вежливо, но решительно отказываться от различных предложений.

1. Незнакомый мужчина угощает конфетой: «Вкусная конфета? Хочешь еще? Только они у меня в машине».

2. Незнакомая женщина обращается с просьбой: «Помоги мне найти моего котенка, мне кажется, он побежал вот к этому подъезду».

И разные другие.

В конце занятия дети ответили на вопрос, попал бы Кай в опасную ситуацию, если бы знал правила общения с незнакомцами? И в качестве итога, дети пообещали, что всегда будут внимательны на улице и дома, не будут вступать в разговор с людьми, которых не знают.

Утром в группе мы с ребятами провели беседу «Недружеский поступок», и рассмотрели картинки с поступками Карлсона.

Детям было предложено оценить идеи и поступки Карлсона с точки зрения их соответствия правилам безопасности, кодексу дружбы. В ходе беседы было достигнуто понимание того, что не все, кто называет себя друзьями, ведут себя по-дружески, не все идеи друзей нужно поддерживать.

По теме «Безопасность в общении» в нашем Уголке Безопасности есть небольшая подборка наглядных и дидактических материалов: это рабочие тетради, плакаты, дидактическая игра «Как избежать неприятностей».

В раздевалке для родителей выставляется папка-передвижка «Безопасность ребенка», а также консультация для родителей «Безопасность ребенка при встрече с незнакомыми людьми».

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Формирование культуры еды» Консультативная помощь родителям в рамках семейной гостиной «Как растет мой малыш».Цель: привлечь внимание родителей к формированию у детей.

Формирование навыков культуры поведения младшего дошкольника Формирование навыков культуры поведения младшего дошкольника Шепель М. В., Смирнова О. М. Согласно Федеральному государственному образовательному.

Формирование основ безопасности во второй младшей группеФормирование основ безопасности во второй младшей группе Создание условий для социально-коммуникативного развития воспитанников по разделу «Формирование основ безопасности» во второй младшей группе.

Формирование у дошкольников основ пожарной безопасности. Отчет о проведении недели пожарной безопасности в средней группеФормирование у дошкольников основ пожарной безопасности. Отчет о проведении недели пожарной безопасности в средней группе Отчет о проведении недели пожарной безопасности в средней группе №2 «Бусинки» Особенно часто дети травмируются и погибают во время пожаров,.

Фотоотчет «Формирование у детей дошкольного возраста навыков здорового образа жизни» с детьми старшей группыФотоотчет «Формирование у детей дошкольного возраста навыков здорового образа жизни» с детьми старшей группы Цель: Формирование у детей дошкольного возраста навыков здорового образа жизни. Задачи: Формировать у детей потребность в здоровом образе.

Конспект экскурсии на поле в старшей группе. Формирование экологической культуры старших дошкольниковКонспект экскурсии на поле в старшей группе. Формирование экологической культуры старших дошкольников Цель: формирование экологической культуры старших дошкольников. Задачи: Образовательные задачи: расширять представления детей о растениях.

Перспективное планирование «Формирование культурно-гигиенических навыков» в старшей группе (февраль — май) ФЕВРАЛЬI неделя Тема: «Как умываются животные» Цель: Продолжать учить детей правильно мыть руки и умывать лицо. Воспитывать наблюдательность.

План работы по самообразованию в подготовительной группе «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей» Тема «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей через художественную литературу» Цель: Систематизировать и обобщать.

Воспитание культурно гигиенических навыков, культуры поведения и гуманных чувств в подготовительной группе Сентябрь Продолжать учить детей правильно умываться, сухо вытираться, пользуясь индивидуальным полотенцем, чистись зубы, полоскать рот.

Воспитание культуры поведения и формирование навыков самостоятельной деятельности как основы нравственного воспитания «Воспитание культуры поведения и формирование навыков самостоятельной деятельности, как основы нравственного воспитания личности»выступление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование навыков и культуры безопасности в общении в старшей группе
Опубликовано: 20 декабря 2022 в 17:58
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование навыков и культуры безопасности в общении в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Анна Созина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД