Серебряникова Ольга Витальевна
«Весна». Конспект ОД по ФЭМП в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе.
Подготовила и провела воспитатель Серебряникова Ольга Витальевна
Тема: «Весна»
Задачи:
* систематизировать знания о временах года;
* закрепить с детьми характерные признаки весны, знания о птицах;
* продолжать учить решать задачи на сложение и вычитание;
* упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги по клеточкам
* развивать мелкую моторику;
* развивать воображение путем складывания фигуры из частей;
* воспитывать у детей отзывчивость, любовь и уважение к родной природе, воспитывать общую культуру поведения.
Предварительная работа с детьми:
работа по схемам; работа с математическим веером; наблюдение за календарём, индивидуальные занятия.
Использование современных образовательных технологий:
• Элементы психогимнастики (релаксационное упражнение)
• Здоровьесберегающая технология (пальчиковая гимнастика «Весенний день», физкультминутка «Весенняя капель»).
Материалы и оборудование:
Конверт с письмом, круг желтого цвета из 6 частей с вопросами, карточки числовые домики, цифры и знаки для решения задач; наборы геометрических фигур, листы в клетку по количеству детей, простые карандаши по количеству детей, мяч.
Ход занятия.
Организационный момент.
Дети входят в группу.
Воспитатель: Сегодня мы с вами не одни, к нам пришли гости.
(воспитатель обращается к гостям)
Вы пришли сегодня к нам,
Рады мы всегда гостям.
Воспитатель: Ребята, давайте с гостями поздороваемся.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Какой сегодня чудесный день. Ребята, какое у вас настроение? (Ответы детей)
Актуализация темы.
Воспитатель:
- Ребята, сегодня я обнаружила в группе конверт с надписью:
На конверте надпись - группе «Почемучки». Я решила дождаться вас и посмотреть, что же в конверте. Посмотрите, здесь письмо. Хотите узнать, что там написано? (Да) Давайте прочитаем!
«Ребята, пишет вам Весна. Злая Зима не хочет уходить, не уступает мне место. Она заколдовала солнышко и у него теперь нет лучиков. Помогите вернуть лучики нашему солнышку. Мне одной не справиться!»
- В конверте еще лежат какие-то части фигуры, а на них вопросы. Может быть это подсказка для нас? Давайте попробуем ответить на вопросы.
(На деталях желтого цвета вопросы; сколько времен года, сколько месяцев в году, сколько месяцев в каждом времени года, сколько дней в неделе, сколько частей в сутках, назовите время суток).
В: А если нам сложить все детали, какая фигура получится?
Д: - Круг
В: - Какого цвета?
Д: - Желтого
В:- На что же похож желтый круг? (на солнце)
В: А почему все - таки наступает весна, в чем ее сила?
(Солнце согревает нас своими лучами. Весной солнце поднимается выше и больше лучей попадает на землю. Поэтому наступает весна).
В: Для того, чтобы помочь весне вернуть лучики солнышку, нужно выполнить задания. За каждое выполненное задание у солнца будет появляться один луч.
В: Готовы?
1- задание.
В: -Назовите приметы весны.
-Днём стало пригревать солнце;
-Стало теплее, день стал длиннее;
-Снег стал таять;
-Появляются первые проталины;
-Возвращаются перелётные птицы;
-Начинают бежать ручьи;
-Возвращаются перелётные птицы;
-Просыпаются животные после зимней спячки.
В: Вы справились с заданием. Выглянул лучик из-за тучи. Прикрепите его к солнышку.
2 - задание.
В: Ребята, это игра «Когда это бывает?» с мячом (вопросы о временах года)
.Что наступает после зимы? (Весна)
.Когда с деревьев облетают листья? (Осенью)
.Самое жаркое время года? (Лето)
.Самый короткий месяц в году? (Февраль)
.Снежное время года? (Зима)
.В каком месяце дети идут в школу? (Сентябрь)
.Когда возвращаются птицы с юга? (Весной)
.Когда листья на деревьях меняют свой цвет? (Осенью)
.В какое время года заяц бывает серым? (Летом)
.Когда вода в реках становится твёрдой? (Зимой)
Молодцы, получаем лучик.
3 - задание.
В: -играть вы умеете, а теперь посмотрим, что вы знаете о птицах?
Вопросы о птицах:
- Назовите, каких перелетных птиц вы знаете?
(ласточка, грач, скворец, жаворонок, цапля,соловей, утка, лебедь, аист, кукушка, журавль, чайка).
-Почему птиц называют перелетными (Осенью они перелетают на юг, а весной возвращаются обратно)
-Назовите, каких зимующих птиц вы знаете? (филин, дятел, синица, снегирь, воробей, ястреб, галка, сорока, ворона, клест, тетерев, голубь, сова, глухарь, свиристель).
-Почему птиц называют зимующими? (потому что они не улетают на юг, а остаются зимовать в родных краях)
В: - Молодцы, справились с заданием. Вот еще лучик выглянул из-за тучи. Прикрепите его.
4 - задание. «Числовые домики»
Чтобы получить следующий лучик, мы должны помочь цифрам найти свой этаж. Перед вами лежат листочки, вставьте числа в пропущенные клеточки.
Физкультминутка «Весенняя капель»
Солнце стало пригревать, (руки вверх, потянулись)
Стали капельки стучать. (кулачки стучат)
Капля – раз, капля – два, (руки поочерёдно вперёд, ладонью вверх)
Капли медленно сперва, (хлопают в ладошки)
А потом быстрей, быстрей Побежали ручейки.
Их попробуй, догони! (бег на месте)
5 - задание.
В: - А сейчас поможем Весне решить задачи. Давайте вспомним, из каких частей состоит задача? (условие, вопрос, решение, ответ)
1. На проталине выросло 7 подснежников. 3 подснежника сорвали. Сколько подснежников осталось на проталине.
- Какое условие в задаче? Какой вопрос? Когда 3 подснежника сорвали их осталось больше или меньше? (меньше) Какое действие будем выполнять? (вычитать, отнимать). Ребенок выкладывает на доске решение задачи. Какой ответ в задаче? (Осталось 4 подснежника)
2. На одной ветке сидело 4 птицы, на вторую прилетело 2 птицы. Сколько всего птиц сидело на двух ветках?
- Какое условие в задаче? Какой вопрос? Когда 2 птицы прилетели их осталось больше или меньше? (меньше) Какое действие будем выполнять? (вычитать, отнимать). Ребенок выкладывает на доске решение задачи. Какой ответ в задаче? (Всего 6 птиц на двух ветках)
Вот вам лучик.
6 - задание. Выложи дорожку из геометрических фигур.
Положите фигуру у которой четыре угла и четыре одинаковых стороны; следующая фигура у которой нет углов;
третья фигура у которой три стороны и три угла;
четвертая фигура- фигура у которой четыре вершины, но разные по длине стороны;
пятая фигура - фигура у которой 6 вершин. А теперь продолжите ряд.
Молодцы, вы справились с этим заданием и получаете еще один лучик.
- Посмотрите, сколько уже лучиков появилось у солнышка.
Пальчиковая игра «Весенний день!»
Весенний день! (Хлопать в ладоши)
На дворе звенит капель. (Встряхивать кистями рук)
По полям бегут ручьи. (Волнообразные движения рук)
На дорогах лужи. (Руки соединить перед собой)
Выползают муравьи («Пробежать» пальчиками по бедрам)
После зимней стужи. (К колену)
Пробирается медведь («Переступать» большими пальцами)
Сквозь лесной валежник. (Мизинцами по бедрам)
Стали птицы громче петь, (Взмахи кистями рук)
И расцвел подснежник. (Сложить из ладошек бутон и открыть его)
7 - задание.
А теперь давайте возьмем карандаш и выполним графический диктант (цветок)
Начальная точка – 2 клетки вниз, 3 клетки вправо.
3 впр, 1 вниз, 1 впр, 2 вниз, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 2 вниз, 1 впр, 1 вверх, 1 впр, 2 вниз, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз,1 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 2 вверх, 1 впр,1 вниз, 1 впр, 2 вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 2 вверх, 1 впр, 1 вверх.
В: что у нас поучилось?
Дети: цветок.
В: Молодцы, еще один лучик получаем.
Итог занятия
Рефлексия
В: - Ребята, вы сегодня все молодцы! Посмотрите, какое чудо, сколько много лучей появилось у солнышка!
В: Расскажите, чем мы занимались? О каком времени года мы говорили? Какие задания вы выполняли? Как помогли Весне? (за каждое выполненное задание дети получали для солнца лучик). А что вам понравилось больше всего? Какое задание было самым сложным? легким?
В: Солнышко теперь светит очень ярко! Молодцы, вы помогли Весне своими знаниями. Спасибо за старания!