Морозова Татьяна Юрьевна
Опыт работы «Моделирование в системе развития речевой активности детей старшего дошкольного опыта»
▼ Скачать + Заказать документы
МОРОЗОВОЙ ТАТЬЯНЫ ЮРЬЕВНЫ
воспитателя МБДОУ детский сад №1
«Аленький цветочек» г. Карачева
на тему:
«Моделирование в системе развития речевой активности детей старшего
Публикация «Опыт работы „Моделирование в системе развития речевой активности детей старшего дошкольного опыта“» размещена в разделах
дошкольного возраста"
Актуальность темы
Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры общения. К сожалению, все чаще уличная обстановка, телевидение, неправильные примеры взрослых стирают, и очень жестоко, всю накопленную годами, веками нашу великую и богатую русскую культуру. В нашей речи все чаще используются иностранные слова, дети испытывают дефицит живого общения. Из своего опыта работы и опыта своих коллег мы сталкиваемся с тем, что дети испытывают трудности на занятиях по развитию речи (пересказ текста, составление рассказа или слабая речевая активность). Мне часто приходится слышать от родителей, особенно при подготовке к празднику, что ребенок плохо запоминает стихи, путается в строчках. Но в то же время он великолепно запоминает рекламу или может легко пересказать серию мультфильма с достаточно сложно произносимыми словами. Для реализации и повышения эффективности работы по обучению детей связно, последовательно и грамматически правильно излагать свои мысли я решила воспользоваться методикой мнемотехники. В соответствии с данной проблемой определила
тему работы:
"Моделирование в системе развития речевой активности детей старшего дошкольного возраста". Моделирование включает в себя работу с сенсорно-графическими схемами, предметно-схематическими моделями, блоками, квадратами,
коллажем, схемой составления рассказа.
Мнемотехника
– это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации.
Новизна
данной темы заключается в целесообразном слиянии наглядности, плана высказывания и игрового характера деятельности. Действуя с пособиями, дети получают возможность использовать два сенсорных канала: визуальный (видят картину-схему, особенности цвета и формы) и аудиальный (слышат пояснение воспитателя и рассказы сверстников). В работе принимали участие 26 детей, которые посещают старшую группу «Ягодка».
Для решения данной проблемы я поставила
цель:
выявить эффективность использования приемов моделирования в развитии речевой активности детей.
Задачи:
1. Изучить влияние приемов моделирования на развитие речевой активности.
2. Разработать и апробировать в условиях дошкольного учреждения наглядный материал, включающий в себя приемы мнемотехники.
Гипотеза:
Если систематически использовать моделирование, то у ребенка расширяется представление об окружающем мире, повышается его речевая активность, что в дальнейшем приведет к развитию познавательной активности и коммуникативных навыков, которые, в свою очередь, помогут в социальной адаптации ребенка.
Методы:
анализ педагогической литературы, наблюдение, беседы, качественный и количественный анализ результатов, самообразование, составление схем, моделей.
На основании анализа научной литературы выделились следующие
подходы
в работе с детьми: системный (мнемотехника используется в системе обучения и воспитания, личностный (мнемотехника используется с учетом возможностей и потребностей каждого ребенка, культурологический (с помощью мнемотехники ребенок расширяет словарный запас, развивает связную речь, учится грамматически правильно говорить, и информационный (ребенок через схемы и таблицы воспринимает, перерабатывает и воспроизводит информацию об окружающем мире).
Научная основа данной работы базируется на методических разработках: предметно-схематические модели, сенсорно-графические схемы, коллаж, мнемоквадраты, мнемотаблицы.
Работа по речевому развитию детей с использованием моделирования опирается на следующие
принципы:
принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью является развитие ребёнка;
принцип научной обоснованности и практической применимости – содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики.
Начинаю работу с простейших мнемоквадратов, чтобы последовательно переходить к мнемодорожкам, мнемотаблицам. Ребенок начинает знакомиться с художественной литературой в раннем детстве. Но далеко не каждый может понять авторскую мысль и ответить на вопросы по содержанию прочитанного произведения. В помощь детям предлагаю мнемоквадраты. Данные схемы помогают детям самостоятельно определять главные свойства и признаки рассматриваемого объекта, обогащать словарный запас. Учитываю, насколько ребенок освоил принцип замещения. Дети легче запоминают образы, если цвет соответствовал герою: лиса рыжая, ягода красная. Позже усложняю или заменяю другой заставкой: изображаем персонажа в графическом виде: лиса состояла из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга, медведь – большого коричневого круга и т. д. Для того, чтобы понять основную последовательность и связность текста, удержать его в памяти, знакомлю детей с мнемодорожкой (см. приложение). Это дидактический материал, схема, в которую занесена определенная информация. Поскольку она вначале незнакома детям, брала на себя обучающую роль, т. е. доводила до детей содержание, которое вложено в мнемодорожку. Поняв алгоритм работы с мнемодорожкой, дети легко осваивают обучающие мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать структуру рассказа, последовательность и лексико-грамматическую наполняемость. Мнемотаблицы использовала для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказах художественной литературы, заучивании стихов, отгадывании и загадывании загадок, активизации речевой активности детей.
Уровни использования мнемотаблиц:
- Рассматривала таблицу и перерабатывала то, что на ней изображено.
- Перекодировывала информацию, т. е. преобразовывала ее из абстрактных символов в образы.
- Осуществляла пересказ информации (сказки, рассказа) с опорой на символы (образы, т. е. отрабатывала метод запоминания.
- Работала с графической зарисовкой мнемотаблиц (коллективно, парами, индивидуально; особое внимание уделяла детям с опережающим развитием и отстающим).
Мнемотехника многофункциональна. На основе мнемотаблиц создавала разнообразные дидактические игры («Угадай знак», «Помоги другу», «Придумай сказку», продумывала разнообразные модели с детьми («Придумай и расскажи»). Одновременно вовлекала родителей в образовательный процесс. Приглашала их на занятия по составлению мнемотаблиц и их практическому применению, оформила лепбук, папку. Были разработаны заочные консультации для родителей, с предоставлением теоретического и практического материала по использованию мнемодорожек, мнемотаблиц, который помогает заинтересовать детей и родителей, и добиваться хороших результатов.
В процессе проведения мониторинга у воспитанников отмечена положительная динамика развития не только в активизации связной речи, но и в выполнении целевых ориентиров. Умение составлять описательный рассказ проверялось в дидактической игре «Супермаркет», где каждый ребенок должен был сделать покупку, самостоятельно описав ее внешний вид, характерные особенности, но не называть её.
Дата мониторинга высокий средний низкий
11.09.2017 5% 35% 60%
25.01.2018 15% 40% 45%
(25.05 2018)
Таким образом, сравнивая результаты диагностики на начало года и промежуточный, можно сказать, что систематическая работа по развитию речевой активности с использованием методов мнемотехники способствует положительным результатам. Дети проявляют активный интерес к работе с мнемотаблицами.
Результатом
моей целенаправленной работы стало повышение уровня речевой активности детей. Использование мнемотаблиц увлекло детей, превратило занятие в игру. У детей появился интерес и желание рассказывать по схемам, пересказывать тексты, придумывать интересные истории, появился интерес к заучиванию стихотворений. Проявляется речевая активность, дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. Мнемосхемы помогли сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим; у детей легче и быстрее происходит овладение навыками пересказа сказок, текстов и разучивание стихов, появилось желание пересказывать информацию как на занятиях, так и в повседневной жизни. С помощью дидактических игр у детей увеличился круг знаний об окружающем мире, обогатился и активизировался словарный запас, формируется лексико-грамматический строй речи.
-Разработана и включена в образовательный процесс система приемов моделирования для развития активной, связной речи дошкольников.
-Разработано дидактическое обеспечение.
Таким образом, изучив особенности системы моделирования, я намерена продолжать работу в этом направлении, и следующим этапом моей деятельности будет применение данного метода на других занятиях.