Ирина Арендарчук
Опыт работы «Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости
у детей старшего дошкольного возраста.
Для детей подвижные игры являются необходимой жизненной потребностью. С их помощью решаются самые разнообразные задачи:
1. Оздоровительные - укрепление здоровья детей, содействие правильному физическому развитию, повышение уровня физической подготовленности.
Публикация «Опыт работы „Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Подвижные игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
2. Образовательные - изучение подвижных игр с правилами и с элементами спортивных игр.
3. Развивающие - развитие быстроты, ловкости, координации.
4. Воспитательные - воспитание у детей интереса к подвижным играм, морально-волевых качеств, чувства коллективизма, товарищества, ответственности.
Старший дошкольный возраст является сенситивным для развития ряда физических качеств: ловкости, быстроты, координационных способностей, что позволяет при рациональной методике обучения легко овладевать разнообразными двигательными навыками.
Ловкость – это способность человека быстро осваивать новые движения, а также перестраивать их в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.
Развитию ловкости способствует выполнение упражнений в изменяющихся условиях. Так в подвижных играх детям приходится непрерывно переключаться от одних движений к другим, быстро, без всякого промедления решать сложные двигательные задачи, сообразуясь с действиями своих сверстников.
Быстрота – способность человека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени.
Быстрота необходима для формирования и совершенствования бега, прыжков, метания, в подвижных играх, для успешного овладения многими видами спортивных игр. Также быстрота способствует развитию умения ориентироваться в изменяющихся условиях окружающей обстановки.
Для дошкольников характерно стремление к быстрым движениям, что связано с особенностями их организма; их нервной системой, которая характеризуется повышенной чувствительностью, быстрой сменой процессов возбуждения и торможения. Естественное стремление детей к непродолжительным скоростным движениям следует поддерживать и предлагать им разные игры для проявления быстроты.
В своей работе мы используем подвижные игры с правилами для развития быстроты и ловкости дошкольников старшего возраста. Среди подвижных игр можно выделить : сюжетные, бессюжетные, игры - забавы.
Сюжетные игры строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающей жизни, профессиях взрослых (летчик, пожарный, шофер и т. д., средствах транспорта (автомобиль, поезд, самолет, явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц. Сюжет игры и правила обуславливают характер движений играющих (бегают как «лошадки», летают как «птицы», влезают на лестницу как пожарники). В сюжетных играх, таким образом, выполняемые упражнения носят в основном имитационный характер. Одной из особенностей подвижных игр с сюжетами является возможность воздействия на детей через образы, роли, которые они выполняют, через правила, подчинение которым обязательны для всех. Сюжетные игры преимущественно коллективные, количество играющих может быть различным (от 5 до 25, и это позволяет широко использовать игры в разных условиях и с разными целями.
Бессюжетные игры. Эти игры подразделяются на игры: типа ловишек, с элементами соревнования, эстафеты, с предметами (бабки, серсо, школа мяча). Бессюжетные игры типа ловишек очень близки к сюжетным – в них лишь нет образов, которым дети подражают, все остальные компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей, взаимосвязанные игровые действия всех участников. Эти игры, так же как и сюжетные, основаны на простых движениях. Однако следует учесть, что бессюжетные игры требуют от детей большей самостоятельности, быстроты и ловкости движений, ориентировки в пространстве, чем сюжетные.
Значительно отличаются от предыдущих видов бессюжетных игр игры с использованием предметов. Играющие в них выполняют более сложные движения: метание, бросание и ловля или прокатывание мячей, шаров, колец. Дети должны стремиться обязательно, попасть в цель, поймать мяч. Играть в них одновременно могут лишь небольшие группы детей. В этих играх уже появляются некоторые элементы индивидуального соревнования.
Игры – забавы. Это так называемые игры-забавы, аттракционы. Не будучи особенно важными для физического воспитания, они, однако проводятся на вечерах досуга, на физкультурных праздниках. Двигательные задания в этих играх выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования (бег в мешке, пробежать, держа в руке ложку с картофелиной). Игры-забавы – веселое зрелище, развлечение для детей, доставляющее им много радости, но в то же время они требуют от участников двигательных умений, ловкости, сноровки.
Детям дошкольного возраста становятся доступными и подвижные игры с элементами соревнования, индивидуального или группового, как, например, «Перемени предмет», «Кто скорее до флажка», «Чье звено скорее соберется?» и другие несложные игры-эстафеты. В основе этих игр лежит выполнение определенных двигательных заданий в соответствии с правилами. Элементы соревнования побуждают детей к большей активности, к проявлению различных двигательных и волевых качеств (быстроты, ловкости, выдержки, самостоятельности).
Методика обучения подвижным играм
Перед тем как приступить к работе, мы составляем перспективный план распределения подвижных игр в течение года, подобрав подвижные игры, и варианты с усложнением правил проведения, составляем картотеку подвижных игр, картотеку физкультминуток.
Подвижные игры подбираем таким образом, чтобы сюжет и структура способствовали активной двигательной деятельности детей, а их содержание соответствовало программным требованиям и перспективному плану. При отборе подвижных игр мы учитываем возрастные особенности, общий уровень физического и умственного развития, уровень развития двигательных умений, состояние здоровья каждого ребенка, индивидуальные особенности, пожелания детей.
Игры планируем в зависимости от времени года, погоды, температуры (в помещении или на участке, одежды детей, имеющегося оборудования.
Во время проведения образовательной деятельности обязательно включаем подвижные игры, заранее продумываем методику проведения игр: как будем собирать детей на игру, распределять роли, объяснять игру, какие сигналы будем подавать к началу игры и по ее окончанию, сколько раз будет повторяться игра, и как будем регулировать физическую нагрузку. Выученные игры закрепляем на физкультминутках, прогулках, в самостоятельной деятельности и в др.
При проведении подвижных игр подготавливаем место для игры, а также физкультурные пособия, атрибуты, игрушки. После игры привлекаем детей убрать атрибуты, пособия.
Организация играющих и объяснение игры :
Перед проведением игр организуем детей по сигналу (свисток) в определенном месте (в кругу, полукруг, или в шеренге, в середине зала, или у одной стороны зала). Организуем детей на игру быстро, чтобы дети не потеряли интерес к игре. Объясняем игру в игровом положении, т. е. дети стоят там, откуда начнутся игровые действия: в играх с перебежками – у короткой стороны площадки, в играх с построением в круг – в кругу.
Перед началом игры - объясняем содержание, правила и ход игры. Тут же показываем и рассказываем, что должны делать дети. При повторном проведении игры напоминаем и уточняем правила. Объясняем содержания игры и ее правила кратко, точно.
После объяснения игры назначаем ведущего, и расставляем остальных играющих на соответствующие места. Ведущего выбираем с помощью считалки, или по желанию детей.
Итак, последовательность: назвать игру и ее замысел; подчеркнуть правила; напомнить движения; распределить роли, раздать атрибуты, разместить детей на площадке; начать игровые действия.
Проведение игры и руководство ею:
В процессе игры руководим деятельностью детей. Иногда вначале инструктор или воспитатель берет на себя главную роль в игре. В некоторых случаях взрослые участвуют в игре тогда, когда не хватает пары (Найди себе пару»). Подаем сигналы к началу игры и завершению игры (удар в бубен, звуковой сигнал, музыкальный аккорд, взмах руки).
Делаем указания, как в ходе игры, так и перед повторением; оцениваем движения, так и поведение детей. Указания стараемся давать в положительной форме, так как замечания могут снизить положительные эмоции, которые возникают в ходе игры. Поощряем проявление ловкости, находчивости, решительности у детей. В ходе игры учим детей приемам ловли, увертывания (менять направление при убегании от ловишек, незаметно проскочить, пробежать мимо ловишки, быстро остановиться и т. д.).
В процессе игры регулируем физическую нагрузку. Например, не допускаем длительных статических поз (сидение на корточках, стояние на одной ноге). Игры большой подвижности повторяем не более 3 раз. Делаем паузы между повторениями игры, но не больше 1 минуты. Во время паузы делаем дыхательные упражнения, или произносим слова текста.
Окончание игры и подведение итогов :
Заканчиваем подвижную игру общей ходьбой, или упражнением на дыхание. Ходьба и упражнения постепенно снижают физиологическую нагрузку, уменьшает возбуждение детей, приводит пульс в норму. Вместо ходьбы иногда проводим малоподвижную игру. Затем подводим итоги игры. Называем детей, удачно выполнивших свои роли, проявивших смелость, ловкость, быстроту, взаимопомощь, и наоборот, отмечаем нарушения правил и связанные с этим действия детей. Игру анализируем вместе с детьми. Например, почему ловишка быстро поймал детей, или почему некоторых детей было сложно поймать?
Подвижные игры различной направленности являются очень эффективным средством комплексного совершенствования двигательных качеств. Они же в наибольшей степени позволяют совершенствовать такие качества как ловкость, быстрота, сила, координация и др. При рациональном использовании игра становится эффективным методом физического воспитания. Помимо физической тренировки, подвижные игры дисциплинируют детей, вырабатывают черты подчинения своих интересов интересам коллектива. Задача воспитателя — правильно организовать игру, руководить действиями детей, контролировать физическое их состояние, предупреждать утомление.