Афанасьева Кристина
Использование ТРИЗ-технологии в музыкальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
№ 1 Тема опыта работы «Использование ТРИЗ – технологии в музыкальной деятельности»
Сейчас современное общество предъявляет новые требования к системе дошкольного образования подрастающего поколения.
№2 Дошкольный возраст уникален, потому, что от того как сформируется ребёнок, такова будет и его жизнь. Важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Не секрет, что традиционное образование основывается на обычной схеме «знания - умения – навыки» или «услышал - запомнил - повторил - применил».
Публикация «Использование ТРИЗ-технологии в музыкальной деятельности» размещена в разделах
С самого раннего детства можно научить ребенка системно мыслить, придумывать сказки, стихи, решать задачи творческого характера и многое другое. Одним из направлений развития интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста является технология, которую я раскрываю в своём опыте работы и внедряю в ходе практической деятельности - это использование ТРИЗ технологии (теории решения изобретательных задач) на музыкально - образовательной деятельности.
№3 Цели ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.
Задача ТРИЗ - не заменять основную образовательную программу, а максимально увеличивать её эффективность системой коллективных игр, занятий.
Гипотеза: Я предполагаю, что использование методов ОТСМ (общая теория сильного мышления) - ТРИЗ в работе с дошкольниками поможет в развитии музыкальных способностей детей, их творческого мышления и воображения.
№ 4 Методы исследования:
- Изучение и анализ различной методической литературы по данной теме.
- Внедрение методов и приёмов ОТСМ-ТРИЗ в разнообразные виды музыкальной деятельности.
- Создание предметно-развивающей среды (изготовление методических пособий, подбор музыкального репертуара и т. д.);
- Сравнительный анализ уровня развития музыкальных способностей.
- Анализ проведённой работы и результатов исследования.
№5 Новизна опыта заключается в дополнении традиционной системы работы по музыкальному развитию детей 5-6 лет подбором необходимых методов ОТСМ - ТРИЗ, разработкой перспективного плана игровых заданий и упражнений интегрированного характера ООД (организованной образовательной деятельности) по разделу «Художественно- эстетическое развитие» для детей 5-6 лет.
№6 Ожидаемые результаты внедрения опыта работы в практическую деятельность :
I. Воспитанники овладеют приёмами познания музыкального произведения с помощью анализаторов и совместно со мной пытаются описать их словами (зрительный - рассматривание картин, наблюдения за явлениями природы, за животными, человеком и т. д. ; слуховой - услышать, как с помощью музыки, например, как композитор передает разные звуки (пение птиц, завывание ветра и т. д.); тактильное - пошуршать листьями и послушать, как это шуршание звучит в музыке; обонятельное — слушать музыку о природе и слышать запах цветов, деревьев (или принести живой цветок на слушание и дать детям во время прослушивания ощутить его аромат).
2. Усовершенствуется умение детей различать и обозначать словом значения признаков (характер, динамика, темп, высота, количество, инструмент, авторство, жанр, часть, место, выделять разные признаки музыкального произведения и его значения в окружающей обстановке в литературных произведениях, на картинках и в музыкальных играх.
3. Дети узнают музыкальное произведение по описанию, составленному
педагогом («Узнай музыкальное произведение по описанию») и пытаются сами рассказывать о музыке («Цепочка признаков»).
4. Участие воспитанников в сравнении музыкального произведения по признакам; считывают соответствующие символы.
В ходе работы я считаю необходимым, также:
1. Создать картотеку музыкально-дидактических игр, музыкально-дидактических пособий для реализации задач в непосредственно-музыкальной деятельности с помощью ОТСМ-ТРИЗ;
2. Разработать методические рекомендации для педагогов по развитию музыкальных способностей в детском саду и для родителей по развитию музыкальных способностей в домашних условиях.
№7 Методика ТРИЗ была придумана и разработана советским инженером и писателем Генрихом Сауловичем Альтшуллером.
Изначально она создавалась для помощи в нахождении решений для технических задач и способствовало развитию мышления, гибкости, системности, логическому построению и оригинальности.
Главная задача данной методики – научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения.
Основная педагогическая идея - использование методов ОТСМ - ТРИЗ в развитии музыкальных способностей детей, и их роль в развитии слухового восприятия, творческого воображения, логического мышления, обогащению словаря детей.
№8 Адресная направленность опыта работы, он может быть использован :
• Музыкальными руководителями ДОУ.
• Воспитателями детских садов.
• Педагогами дополнительного образования.
• Студентами педагогических учебных заведений.
• Родителями детей дошкольного возраста, которые хотят видеть своего ребёнка активным, творчески развивающимся и умеющим найти выход из любой ситуации самостоятельно.
Трудоё мкость данного исследования:
• В увеличении временных затрат на овладении детьми практическими навыками.
• В изготовлении ранее не применявшихся пособий, игр, карточек, дидактического материала.
• В поиске узконаправленной методической литературы в связи со специфической темой опыта работы.
• Во взаимодействии с родителями по вопросам приобщения ребёнка к работе с ТРИЗ - технологией и помощи в изготовлении необходимого оборудования.
№9 Положительные стороны ТРИЗ :
- У детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности.
- ТРИЗ помогает формировать диалектику и логику, способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения.
- ТРИЗ способствует развитию наглядно-образного, причинного, эвристического мышления; памяти, воображения, воздействует на другие психические процессы.
№10 В настоящее время в своей работе я с успехом использую и применяю приёмы и методы ТРИЗ с для развития у дошкольников смекалки, изобретательских способностей, творческого воображения, диалектического мышления. Необходимо не просто тренировать интеллект, не давая готовых ответов, а направлять мыслительный процесс ребёнка с помощью определённых приёмов и методов к достижению поставленной цели.
№11 В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. Я считаю необходимым рассмотреть следующие методы обучения по программе ТРИЗ в ДОУ :
1. Метод мозгового штурма. Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
№12 2. Метод каталога. Метод позволяет в большей степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию.
№13 3. Метод фокальных объектов. Сущность данного метода в перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой.
№14 Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением.
№15 4. Метод морфологического анализа. В работе с дошкольниками этот метод очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта.
Например: Игра «Определи настроение музыкального произведения», с использованием кругов Луллия.
№16 «Отгадай, чьё произведение?»
№17 «Угадай какой инструмент».
№18 «Времена года».
№19 Системный и морфологический анализ «Метод обучения составления рассказа об объекте по алгоритму «Волшебная дорожка»
Работа со схемой: каждая картинка символизирует объект, о котором нужно рассказать.
Композитор – дети рассказывают о композиторе, написавшем музыкальное произведение;
Маски Солнышка напоминают о настроении;
Кит помогает определить жанр музыки;
Мишка с шариком – подсказывает назвать регистр (звуковысотность);
Человечек с трубой- напоминает рассказать о тембре и музыкальных инструментах, исполняющих данное произведение;
Поезд-динамика - определяет громкость звучания и динамические оттенки;
Человечек на велосипеде –подсказывает, что нужно рассказать о темпе музыкального произведения. Таким образом, получается связный рассказ-анализ о прослушанном музыкальном произведении.
Опыт работы показывает, что дети с большим интересом осваивают предложенные
алгоритмы и успешно применяют их в самостоятельной деятельности.
№20 6. Метод обоснования новых идей «Золотая рыбка». Суть метода заключается в том, чтобы разделить ситуации на составляющие (реальную и фантастическую, с последующим нахождением реальных проявлений фантастической составляющей).
№21 7. Мышление по аналогии. Так как аналогия - это сходство предметов и явлений по каким-либо свойствам и признакам, надо сначала научить детей определять свойства и признаки предметов, научить их сравнивать и классифицировать. Пример песни «Два веселых гуся».
№22 7. Метод ММЧ (моделирования маленькими человечками). Моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (например, твердое - жидкое - газообразное).
Обозначения для построения моделей
«Маленькие человечки» они крепко держатся за руки – темп музыки медленный
«Маленькие человечки» руки у них опущены – темп музыки умеренный
«Маленькие человечки» они бегут в разные стороны – темп музыки быстрый
№23 Таким образом можно построить модель, характеризующая темп музыкального произведения
№24 8. Типовые приёмы фантазирования (ТПФ). Чтобы у ребёнка развить фантазию вводят в помощь шесть волшебников. Цель их - изменить свойства объекта. Приё мы волшебства: Уменьшение – увеличение
Наоборот (добрый – злой)
Дробление – объединение
Оператор времени (замедление – ускорение)
Динамика – статика (оживление неживых объектов и наоборот)
№25 9. Метод синектики (эмпатии). Официально метод был предложен Вильямом Гордоном в начале шестидесятых годов. Цель метода - познакомить с незнакомым, отстраниться от привычного. Эмпатия - перевоплощение в объект проблемной ситуации, отождествление себя с каким-либо персонажем или предметом, передача эмоционального состояния, характера образа. Особенно востребован этот приём во время проведения музыкальных занятий, когда дети исполняют роли весёлых и печальных клоунов в пьесе Д. Кабалевского или под музыку П. И. Чайковского «превращаются» в птичку, радостно встречающую первые весенние лучи, и т. д.
Приведу примеры заданий:
• изобрази повадки кошки во время охоты на воробья;
• изобрази свою походку в папиных ботинках;
• представь, что ты котёнок, который очень любит музыку, промяукай мелодию детской песенки.
10. Метод «Системный анализ». Метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определённым образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель - определить роль и место объектов, и их взаимодействие по каждому элементу.
Используя в работе с детьми описанные выше методы ТРИЗ и РТВ, я решила применить ещё одно, относительно новое средство обучения.
№26 Это методическое пособие лэпбук (lарbook) в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lар - колени, book - книга).
Лэпбук - одно из вариативных средств реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.
Актуальность использования лэпбуков - это включение в различные виды деятельности (в т. ч. и в музыкальную) эффективных форм организации образовательной деятельности с дошкольниками, а также организация их самостоятельной деятельности.
Лэпбук представляет собой небольшую самодельную папку или книгу - раскладушку, которую ребёнок может удобно разложить у себя на коленях и просмотреть всё её содержимое. Лэпбук заполнен кармашками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которых помещены материалы на какую- либо тему. Это отличный способ в занимательной игровой форме закрепить полученные знания, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации. Один из вариантов лэпбука предложен на столе, можно позднее познакомиться с ним поближе.
№27 Предлагаю вам литературу, по которой можно изучать ТРИЗ как в различных видах деятельности,
№28 так и в музыкальной. Музыкально – дидактические игры с элементами ТРИЗ Автаевой приложены в конце опыта работы, также можно рассмотреть более подробно.
№29 3аключение
Я считаю, что моя работа - «Использование ТРИЗ - технологии в музыкальной деятельности» - является актуальной в педагогической практике и достаточно полно раскрыта.
Умелое использование приёмов и методов ТРИЗ - технологии (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, память, внимание, диалектическое мышление.
Были сделаны следующие выводы:
1. ТРИЗ позволяет развивать воображение, фантазию детей;2. ТРИЗ позволяет преподносить знания в увлекательной и интересной для детей форме, обеспечивает их прочное усвоение и систематизацию;
3. ТРИЗ работает на принципах педагогики сотрудничества, ставит детей и педагогов в позицию партнеров, стимулирует создание ситуации успеха для детей, тем самым, поддерживая их веру в свои силы и возможности, интерес к познанию окружающего мира.
№30 «ТРИЗ - это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию», так считал основатель теории Г. С. Альтшуллер и его последователи.
В перспективе на будущее я планирую продолжать работу над темой «Использование ТРИЗ -технологии в музыкальной деятельности», и в процессе самообразования и практической деятельности подбирать наглядный материал, пособия и музыкально - дидактические игры, анализировать методическую литературу с целью разработки более полного перспективного планирования, конспектов ООД и проектов по теме исследования.
№31 Спасибо за внимание!