Получи документы

Использование ТРИЗ-технологии в музыкальной деятельности

Афанасьева Кристина
Использование ТРИЗ-технологии в музыкальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

№ 1 Тема опыта работы «Использование ТРИЗ – технологии в музыкальной деятельности»

Сейчас современное общество предъявляет новые требования к системе дошкольного образования подрастающего поколения.

№2 Дошкольный возраст уникален, потому, что от того как сформируется ребёнок, такова будет и его жизнь. Важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Не секрет, что традиционное образование основывается на обычной схеме «знания - умения – навыки» или «услышал - запомнил - повторил - применил».

Публикация «Использование ТРИЗ-технологии в музыкальной деятельности» размещена в разделах

С самого раннего детства можно научить ребенка системно мыслить, придумывать сказки, стихи, решать задачи творческого характера и многое другое. Одним из направлений развития интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста является технология, которую я раскрываю в своём опыте работы и внедряю в ходе практической деятельности - это использование ТРИЗ технологии (теории решения изобретательных задач) на музыкально - образовательной деятельности.

№3 Цели ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

Задача ТРИЗ - не заменять основную образовательную программу, а максимально увеличивать её эффективность системой коллективных игр, занятий.

Гипотеза: Я предполагаю, что использование методов ОТСМ (общая теория сильного мышления) - ТРИЗ в работе с дошкольниками поможет в развитии музыкальных способностей детей, их творческого мышления и воображения.

4 Методы исследования:

- Изучение и анализ различной методической литературы по данной теме.

- Внедрение методов и приёмов ОТСМ-ТРИЗ в разнообразные виды музыкальной деятельности.

- Создание предметно-развивающей среды (изготовление методических пособий, подбор музыкального репертуара и т. д.);

- Сравнительный анализ уровня развития музыкальных способностей.

- Анализ проведённой работы и результатов исследования.

№5 Новизна опыта заключается в дополнении традиционной системы работы по музыкальному развитию детей 5-6 лет подбором необходимых методов ОТСМ - ТРИЗ, разработкой перспективного плана игровых заданий и упражнений интегрированного характера ООД (организованной образовательной деятельности) по разделу «Художественно- эстетическое развитие» для детей 5-6 лет.

№6 Ожидаемые результаты внедрения опыта работы в практическую деятельность :

I. Воспитанники овладеют приёмами познания музыкального произведения с помощью анализаторов и совместно со мной пытаются описать их словами (зрительный - рассматривание картин, наблюдения за явлениями природы, за животными, человеком и т. д. ; слуховой - услышать, как с помощью музыки, например, как композитор передает разные звуки (пение птиц, завывание ветра и т. д.); тактильное - пошуршать листьями и послушать, как это шуршание звучит в музыке; обонятельное — слушать музыку о природе и слышать запах цветов, деревьев (или принести живой цветок на слушание и дать детям во время прослушивания ощутить его аромат).

2. Усовершенствуется умение детей различать и обозначать словом значения признаков (характер, динамика, темп, высота, количество, инструмент, авторство, жанр, часть, место, выделять разные признаки музыкального произведения и его значения в окружающей обстановке в литературных произведениях, на картинках и в музыкальных играх.

3. Дети узнают музыкальное произведение по описанию, составленному

педагогом («Узнай музыкальное произведение по описанию») и пытаются сами рассказывать о музыке («Цепочка признаков»).

4. Участие воспитанников в сравнении музыкального произведения по признакам; считывают соответствующие символы.

В ходе работы я считаю необходимым, также:

1. Создать картотеку музыкально-дидактических игр, музыкально-дидактических пособий для реализации задач в непосредственно-музыкальной деятельности с помощью ОТСМ-ТРИЗ;

2. Разработать методические рекомендации для педагогов по развитию музыкальных способностей в детском саду и для родителей по развитию музыкальных способностей в домашних условиях.

№7 Методика ТРИЗ была придумана и разработана советским инженером и писателем Генрихом Сауловичем Альтшуллером.

Изначально она создавалась для помощи в нахождении решений для технических задач и способствовало развитию мышления, гибкости, системности, логическому построению и оригинальности.

Главная задача данной методики – научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения.

Основная педагогическая идея - использование методов ОТСМ - ТРИЗ в развитии музыкальных способностей детей, и их роль в развитии слухового восприятия, творческого воображения, логического мышления, обогащению словаря детей.

№8 Адресная направленность опыта работы, он может быть использован :

Музыкальными руководителями ДОУ.

• Воспитателями детских садов.

• Педагогами дополнительного образования.

• Студентами педагогических учебных заведений.

• Родителями детей дошкольного возраста, которые хотят видеть своего ребёнка активным, творчески развивающимся и умеющим найти выход из любой ситуации самостоятельно.

Трудоё мкость данного исследования:

• В увеличении временных затрат на овладении детьми практическими навыками.

• В изготовлении ранее не применявшихся пособий, игр, карточек, дидактического материала.

• В поиске узконаправленной методической литературы в связи со специфической темой опыта работы.

• Во взаимодействии с родителями по вопросам приобщения ребёнка к работе с ТРИЗ - технологией и помощи в изготовлении необходимого оборудования.

№9 Положительные стороны ТРИЗ :

- У детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности.

- ТРИЗ помогает формировать диалектику и логику, способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения.

- ТРИЗ способствует развитию наглядно-образного, причинного, эвристического мышления; памяти, воображения, воздействует на другие психические процессы.

№10 В настоящее время в своей работе я с успехом использую и применяю приёмы и методы ТРИЗ с для развития у дошкольников смекалки, изобретательских способностей, творческого воображения, диалектического мышления. Необходимо не просто тренировать интеллект, не давая готовых ответов, а направлять мыслительный процесс ребёнка с помощью определённых приёмов и методов к достижению поставленной цели.

№11 В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. Я считаю необходимым рассмотреть следующие методы обучения по программе ТРИЗ в ДОУ :

1. Метод мозгового штурма. Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

№12 2. Метод каталога. Метод позволяет в большей степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию.

№13 3. Метод фокальных объектов. Сущность данного метода в перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой.

№14 Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением.

№15 4. Метод морфологического анализа. В работе с дошкольниками этот метод очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта.

Например: Игра «Определи настроение музыкального произведения», с использованием кругов Луллия.

№16 «Отгадай, чьё произведение?»

№17 «Угадай какой инструмент».

№18 «Времена года».

№19 Системный и морфологический анализ «Метод обучения составления рассказа об объекте по алгоритму «Волшебная дорожка»

Работа со схемой: каждая картинка символизирует объект, о котором нужно рассказать.

Композитор – дети рассказывают о композиторе, написавшем музыкальное произведение;

Маски Солнышка напоминают о настроении;

Кит помогает определить жанр музыки;

Мишка с шариком – подсказывает назвать регистр (звуковысотность);

Человечек с трубой- напоминает рассказать о тембре и музыкальных инструментах, исполняющих данное произведение;

Поезд-динамика - определяет громкость звучания и динамические оттенки;

Человечек на велосипеде –подсказывает, что нужно рассказать о темпе музыкального произведения. Таким образом, получается связный рассказ-анализ о прослушанном музыкальном произведении.

Опыт работы показывает, что дети с большим интересом осваивают предложенные

алгоритмы и успешно применяют их в самостоятельной деятельности.

№20 6. Метод обоснования новых идей «Золотая рыбка». Суть метода заключается в том, чтобы разделить ситуации на составляющие (реальную и фантастическую, с последующим нахождением реальных проявлений фантастической составляющей).

№21 7. Мышление по аналогии. Так как аналогия - это сходство предметов и явлений по каким-либо свойствам и признакам, надо сначала научить детей определять свойства и признаки предметов, научить их сравнивать и классифицировать. Пример песни «Два веселых гуся».

№22 7. Метод ММЧ (моделирования маленькими человечками). Моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (например, твердое - жидкое - газообразное).

Обозначения для построения моделей

«Маленькие человечки» они крепко держатся за руки – темп музыки медленный

«Маленькие человечки» руки у них опущены – темп музыки умеренный

«Маленькие человечки» они бегут в разные стороны – темп музыки быстрый

№23 Таким образом можно построить модель, характеризующая темп музыкального произведения

№24 8. Типовые приёмы фантазирования (ТПФ). Чтобы у ребёнка развить фантазию вводят в помощь шесть волшебников. Цель их - изменить свойства объекта. Приё мы волшебства: Уменьшение – увеличение

Наоборот (добрый – злой)

Дробление – объединение

Оператор времени (замедление – ускорение)

Динамика – статика (оживление неживых объектов и наоборот)

№25 9. Метод синектики (эмпатии). Официально метод был предложен Вильямом Гордоном в начале шестидесятых годов. Цель метода - познакомить с незнакомым, отстраниться от привычного. Эмпатия - перевоплощение в объект проблемной ситуации, отождествление себя с каким-либо персонажем или предметом, передача эмоционального состояния, характера образа. Особенно востребован этот приём во время проведения музыкальных занятий, когда дети исполняют роли весёлых и печальных клоунов в пьесе Д. Кабалевского или под музыку П. И. Чайковского «превращаются» в птичку, радостно встречающую первые весенние лучи, и т. д.

Приведу примеры заданий:

• изобрази повадки кошки во время охоты на воробья;

• изобрази свою походку в папиных ботинках;

• представь, что ты котёнок, который очень любит музыку, промяукай мелодию детской песенки.

10. Метод «Системный анализ». Метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определённым образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель - определить роль и место объектов, и их взаимодействие по каждому элементу.

Используя в работе с детьми описанные выше методы ТРИЗ и РТВ, я решила применить ещё одно, относительно новое средство обучения.

№26 Это методическое пособие лэпбук (lарbook) в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lар - колени, book - книга).

Лэпбук - одно из вариативных средств реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

Актуальность использования лэпбуков - это включение в различные виды деятельности (в т. ч. и в музыкальную) эффективных форм организации образовательной деятельности с дошкольниками, а также организация их самостоятельной деятельности.

Лэпбук представляет собой небольшую самодельную папку или книгу - раскладушку, которую ребёнок может удобно разложить у себя на коленях и просмотреть всё её содержимое. Лэпбук заполнен кармашками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которых помещены материалы на какую- либо тему. Это отличный способ в занимательной игровой форме закрепить полученные знания, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации. Один из вариантов лэпбука предложен на столе, можно позднее познакомиться с ним поближе.

№27 Предлагаю вам литературу, по которой можно изучать ТРИЗ как в различных видах деятельности,

№28 так и в музыкальной. Музыкально – дидактические игры с элементами ТРИЗ Автаевой приложены в конце опыта работы, также можно рассмотреть более подробно.

№29 3аключение

Я считаю, что моя работа - «Использование ТРИЗ - технологии в музыкальной деятельности» - является актуальной в педагогической практике и достаточно полно раскрыта.

Умелое использование приёмов и методов ТРИЗ - технологии (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, память, внимание, диалектическое мышление.

Были сделаны следующие выводы:

1. ТРИЗ позволяет развивать воображение, фантазию детей;2. ТРИЗ позволяет преподносить знания в увлекательной и интересной для детей форме, обеспечивает их прочное усвоение и систематизацию;

3. ТРИЗ работает на принципах педагогики сотрудничества, ставит детей и педагогов в позицию партнеров, стимулирует создание ситуации успеха для детей, тем самым, поддерживая их веру в свои силы и возможности, интерес к познанию окружающего мира.

№30 «ТРИЗ - это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию», так считал основатель теории Г. С. Альтшуллер и его последователи.

В перспективе на будущее я планирую продолжать работу над темой «Использование ТРИЗ -технологии в музыкальной деятельности», и в процессе самообразования и практической деятельности подбирать наглядный материал, пособия и музыкально - дидактические игры, анализировать методическую литературу с целью разработки более полного перспективного планирования, конспектов ООД и проектов по теме исследования.

№31 Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Использование авторских игр и пособий в музыкальной непосредственно-образовательной деятельности в детском садуИспользование авторских игр и пособий в музыкальной непосредственно-образовательной деятельности в детском саду Музыкально-дидактическая игра с кубиками "Музыкальные загадки "Сказки" Уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию музыкально-дидактическую.

Использование технологии «Час игры» как способ создания условий для свободной самостоятельной игровой деятельности детей в ДОУИспользование технологии «Час игры» как способ создания условий для свободной самостоятельной игровой деятельности детей в ДОУ Игра - одно из наиболее ценных новообразований дошкольного возраста. Играя, ребенок свободно и с удовольствием осваивает мир во всей его.

Использование технологии макетирования в игровой деятельности дошкольниковИспользование технологии макетирования в игровой деятельности дошкольников Использование технологии макетирования в игровой деятельности дошкольников. Воспитатель :Гуляева Оксана Николаевна Место работы: МБДОУ.

Конспект ООД по ИЗО с использованием ТРИЗ-технологии в старшей группе «Снеговик» Программное содержание: - упражнять в комбинировании двух различных техник при объемном изображении выразительных образов снеговика; - развивать.

Консультация для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в музыкальном образовании старших дошкольников»Консультация для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в музыкальном образовании старших дошкольников» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия.

Формирование классификационных навыков у дошкольников посредством ТРИЗ технологии Тенденция структурировать опыт – базовое свойство человека (Ж. Пиаже). С помощью классификации люди не только упорядочивают перцептивный.

Проект по ТРИЗ-технологии «Я кораблик смастерил, по воде его пустил»Проект по ТРИЗ-технологии «Я кораблик смастерил, по воде его пустил» Проблема: Наступила весна. На улице много ручейков и луж. Дети хотят пускать кораблики, но не знают как и из чего их сделать. Цель проекта:.

Развитие познавательных интересов через технологии: ТРИЗ, мнемотехникуРазвитие познавательных интересов через технологии: ТРИЗ, мнемотехнику На сегодняшний день развитие познавательных способностей, познавательной активности детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем.

Семинар-практикум «Использование ТРИЗ-технологии в ДОУ»Семинар-практикум «Использование ТРИЗ-технологии в ДОУ» Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ - важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе.

Семинар-практикум «Нетрадиционное использование сказочного материала по рекомендациям ТРИЗ технологии в детском саду» Добрый день, уважаемое жюри, уважаемые коллеги! Для меня огромная честь снова выступать перед вами. Готовясь к сегодняшнему дню, я стала.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование ТРИЗ-технологии в музыкальной деятельности
Опубликовано: 22 декабря 2021 в 07:00
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование ТРИЗ-технологии в музыкальной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Афанасьева Кристина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД