МААМ-картинки

Опыт работы. Использование игровых форм обучения в процессе формирования элементарных математических представлений детей

Раксана Юскаева
Опыт работы. Использование игровых форм обучения в процессе формирования элементарных математических представлений детей
▼ Скачать + Заказать документы

ОПЫТ РАБОТЫ

«Использование игровых форм обучения в процессе формирования элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста»

Воспитатель : Юскаева Раксана Файзулловна

Г. Губкинский

2021 г

Использование развивающей среды для формирования элементарных математических представлений у дошкольников.

Публикация «Опыт работы, Использование игровых форм обучения в процессе формирования элементарных математических представлений детей» размещена в разделах

Математическое развитие ребенка — это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, знаками, символами. Задача воспитателя развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Это действительно реально, если правильно, грамотно организовать развивающую среду ребенка.

Развивающая предметная среда — это совокупность природных, социальных и культурных предметных средств, удовлетворяющих потребности актуального, ближайшего и перспективного развития ребенка, становления его творческих способностей, обеспечивающих разнообразие деятельности.

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта развивающая предметно-пространственная среда должна быть :

* содержательно – насыщенной,

* трансформируемой;

* полифункциональной;

* вариативной;

* безопасной;

* доступной.

Создавая предметно-развивающую среду в дошкольном учреждении, необходимо помнить, что среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции.

Основываясь на требования ФГОС, СанПин, в группах должна создаваться развивающая предметно-пространственная среда для сенсорно-математического развития детей. Подбор оборудования и материалов по математике для группы определяется особенностями развития каждой возрастной группы детей. В группах должны быть уголки занимательной математики – это специально отведенное место, тематически оснащенное играми, пособиями и материалами. В младшей группе – это сенсорный домик, в средней возрастной группе в оформлении уголка используются увеличенные иллюстрации из книг по занимательной математике. В старшей и подготовительной группах используются обычные предметы детской мебели, которые обеспечивают свободный доступ детей к находящимся там материалам. Этим самым детям предоставляется возможность выбирать самостоятельно интересующую их игру. Пособия математического содержания предназначено для индивидуальных и совместных игр с другими детьми.

Эффективно усваивать материал, связанный с изучением цифр, порядкового счета также помогает занимательный материал, расположенный на стене: яркие цифры, герои сказок.

Залогом успеха в реализации задач в математической зоне группы, несомненно, является грамотное построение и оснащение развивающей среды: создание комфортных и удобных условий для продуктивной игровой деятельности дошкольников.

Практическая часть.

Работу над этой темой я начала с детьми с 2020 года. Проводя непосредственную образовательную деятельность (ФЭМП) я заметила, что не все дети ясно и чётко отвечают на вопросы, сомневаются в своих ответах, внимание и память слабо развиты. Как педагога меня это очень насторожило, и я решила провести диагностику (приложение 1, с помощью которой смогла выявить детей, особо нуждающихся в моей помощи. Дети допускали ошибки в счете, не могли ориентироваться во времени, многие не знали геометрические фигуры. Полученные результаты зафиксировала в индивидуальных диагностических картах, это позволило мне эффективно строить работу, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Изучив педагогические технологии, я отметила, что уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является использование игровых форм обучения на занятиях. Они побуждают детей к активной мыслительной и практической деятельности. Умственную активность ребенок проявляет в ходе достижения игровой цели в образовательной деятельности и повседневной жизни.

Работая с дошкольниками, проводя занятия по математическому развитию, я заметила, что занятия проходят наиболее эффективно и успешно, если создана игровая мотивация, благоприятная психологическая атмосфера и эмоциональный настрой, используется нетрадиционная форма, детям даются задания развивающего, проблемно-поискового характера.

Работоспособность детей повышается, когда чередуются разные виды деятельности (игровой, музыкальной, двигательной, изобразительной, конструктивной и др.)

Поэтому чаще стала использовать занятия в нетрадиционной форме :

- Занятия-соревнования. Ребята в соревновательной форме выполняют задания : кто быстрее назовет, найдет, определит, заметит и т. д.

- Математические КВН (приложение 2,3). Дети делятся на 2 команды, и занятие проводится как математическая викторина.

- Театрализованые занятия. Разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию.

- Занятие-консультация. Когда ребёнок обучается «по горизонтали», консультируясь у другого ребёнка.

- Занятия-сомнения (поиска истины). Исследовательская деятельность детей типа «тает-не тает, летает-не летает».

- Занятия типа «Следствие ведут знатоки». Работа со схемой, ориентировка по схеме с детективной сюжетной линией.

На занятиях использую и коллективные ответы, и индивидуальные, предлагаю рассуждать вслух, объясняя способ решения, создавая тем самым хорошие условия для самостоятельности. Часто занятие начинаю с элементов игры, не исключаю возможность применять прием неожиданности: появление «гостей», «письма», в конце занятия – сюрпризный момент. А после занятия рекомендую нарисовать иллюстрации по данной теме, где можно пофантазировать, придумать сюжет, а затем провести лепку или аппликацию, что позволяет развивать фантазию и творческие способности детей.

Одним из интересных методов обучения математике для меня являются элементарные опыты. Например, предлагаю детям перелить воду из бутылочек разной величины (высокая, узкая и низкая, широкая) в одинаковые сосуды, чтобы доказать, что объем воды в сосудах одинаков; взвесить на весах два куска пластилина разной формы (длинная колбаска и шар, чтобы определить, что они одинаковые по массе; расставить стаканы и бутылочки один к одному (бутылочки стоят в ряд далеко друг от друга, а стаканы в кучке близко друг к другу, чтобы определить, что их количество (равное) не зависит от того, сколько места они занимают.

Использование в практике работы занятий в игровой форме, дидактических игр, занятий-развлечений помогает детям прочно овладеть знаниями, в них малыши не только упражняют память, но и развивают такие умственные операции, как классификация, группировка предметов по их свойствам, абстрагирование свойств от предмета. Дидактические игры развивают сообразительность, наблюдательность, умение применять полученные знания в игровой ситуации.

В процессе игры у детей вырабатывается умение сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, увлекшись, дети сами не замечают, что учатся.

Мною были изготовлены пособия «Разноцветные колечки», «Снеговики», «На лесной полянке» -дидактические игры математического содержания, картотеки дидактических игр (приложение 4). Кроме того, составила серию конспектов НООД (Непосредственная организованная образовательная деятельность-далее НООД). В них включила игры и упражнения для развития внимания, фантазии, воображения и речи ребенка; игры на классификацию предметов по назначению.

Большой популярностью среди моих воспитанников пользуется игра-головоломка на плоскостное моделирование «Монгольская игра». Она способствует развитию образного мышления, воображения, тренирует наблюдательность. На первом этапе игру включала в НООД, дети собирали заданный предмет по образцу. Успешное выполнение задания вызывало массу эмоций и желание собирать разные фигуры (особенно силуэты животных). Более сложным и интересным для ребят стал следующий этап работы с игрой - воссоздание фигур по образцам-контурам, что требует зрительного членения формы на составные части, то есть на геометрические фигуры. В самостоятельной деятельности ребята с выдумкой и фантазией придумывали новые образы: ракеты, вертолеты, разные домики и даже фигуры людей, и очень гордились, если их идею я заносила в картотеку фигур головоломки.

Для ориентирования в пространстве использовала в работе разнообразные план-карты и схемы, например, «Где живет Зайка?», «Помоги найти дорогу к дому», «Где спрятан клад?» и т. п., по которой дети закрепляют знания: право, лево, верх, вниз, вперед, назад. Упражнения подбираю различной степени сложности, в зависимости от индивидуальных способностей детей. Работа с план-картой учит детей последовательно строить свой рассказ.

Развивать у детей память, внимание, логическое мышление, сенсорные и творческие способности; учиться считать, отсчитывать нужное количество, знакомиться с пространственными отношениями и величиной; соотносить целое и части помогают игры Воскобовича.

Обучение математики детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. Дети очень активные в восприятии задач-шуток, логических упражнений, головоломок. Занимательные задания я использую в качестве разминки в начале занятия или в конце занятия для повышения умственной активности детей. Работу с занимательным математическим материалом провожу в течение всего дня: в утренние часы, на прогулке, вечером.

Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой логической задачи, всегда вызывает интерес у детей. Логические задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий "подвох" и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость. Загадываю задачи-шутки. Построение, содержание, вопрос в этих задачах необычны. Оно лишь косвенно напоминают математическую задачу. Сущность задачи, т. е. основное, благодаря чему можно догадаться о решении, найти ответ, замаскировано внешними условиями. Например: «Ты да я, да мы с тобой, сколько нас всего?» (двое). «Как с помощью одной палочки образовать на столе треугольник?» (положить ее на угол стола). «Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной?» (шесть).

Развивающие игры по математике активизируют внимание детей, закрепляют полученные навыки и умения. Так, например, в игре, «Прятки» я называю цепочку чисел, пропуская несколько из них. Задача детей назвать пропущенные числа. В этой игре ребенок легко усваивает числовой ряд, развивает внимание.

Мои дети с удовольствием играют в шашки. Это игра развивает у детей логическое мышление, смекалку и сообразительность, умение планировать очередной ход. Учу детей обдумывать каждый ход, соблюдать правила игры.

Считаю, что шашки – незаменимый «тренажер» для тех, кто хочет научиться мыслить

Большую роль в развитии математических способностей играют подвижные игры, так как доказано, что чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие.

Часто в работе использую задания-эстафеты, в ходе которых предлагаю детям как можно быстрее собрать предметы. Например, большие и круглые; зеленые, не треугольные; не красные, не круглые.

Провожу физкультминутки, упражнения на счет движений. Например:

- Сколько елочек зеленых, столько выполним наклонов.

- Мы подпрыгнем столько раз, сколько бабочек у нас.

- Сколько точек будет в круге, столько раз поднимем руки.

- Сколько шариков у нас, столько и подпрыгнем раз.

Содержание всей работы по развитию математических способностей реализую в трех блоках педагогического процесса :

1. В блоке организованного обучения в форме НОД использую разнообразные по форме занятия (игры-путешествия, игры-викторины, театр).

Включаю в непосредственную образовательную деятельность знакомых сказочных персонажей, животных, которые проживают весь сюжет вместе с детьми, ставят перед детьми разные задачи, просят их научить чему-то, и вместе с детьми решают поставленную проблему до логического конца.

Провожу игры-путешествия, которые включают в себя ряд заданий, объединенных одной темой. Детям предлагаю в ходе «путешествия» преодолевать различные препятствия, проявляя сообразительность, выполняя задания математического содержания. Например, понятие ширина более естественно познается ребенком не с помощью бумажных полосок, а путем перешагивания «ручейка». Предлагаю детям сравнить ширину «ручейка» в разных местах и определить, в каком месте «ручеек» труднее перешагнуть и почему.

Изготовила в группе математический театр. При знакомстве с числом устраиваю праздник-знакомства. Число появляется в качестве персонажа Математического театра, рассказываю о проявлении числа в окружающем мире, дети рисуют, лепят цифры. Оформила сборник «Математических сказок»(приложение 5).

2. В блоке совместной деятельности взрослого с детьми провожу эксперименты, беседы, наблюдения, математические игры разного вида, загадываю математические загадки, головоломки. В этом виде деятельности большое значение отдаю дидактической игре.

Все дидактические игры по математике для детей я разделила на группы:

• Игры с цифрами и числами. К ним относятся игры по обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Используя сказочный сюжет, я знакомлю детей с образованием всех чисел в пределах 10, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Такие дидактические игры, как "Какой цифры не стало?", "Сколько?", "Путаница?", "Исправь ошибку", "Убираем цифры", "Назови соседей" учат свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия. Дидактические игры "Задумай число", "Число как тебя зовут?", "Составь цифру", "Кто первый назовет, которой игрушки не стало?" развивают у детей внимание, память, мышление.

• Игры-путешествия во времени служат для знакомства детей с днями недели, названиями месяцев, их последовательностью.

• В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Моя задача - научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.

• Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагаю узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашиваю: "Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?" (поверхность крышки стола, лист бумаги т. д.).

• Игры на развитие логического мышления. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активную мыслительную деятельность, стремясь достичь конечной цели, тем самым развивая логическое мышление.

3. В блоке свободной самостоятельной деятельности детей главную роль отвожу созданию предметно-развивающей среды, которая оказывает огромное влияние на познавательную активность детей. Для развития математических способностей в группе оборудован «Центр занимательной математики», где собрано достаточное количество пособий, игр, которые позволяют развивать математические способности. Оформлена картотека игр по ФЭМП.

Я собрала и систематизировала наглядный материал по логическому мышлению: загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы, лабиринты, кроссворды, ребусы, головоломки, считалки, пословицы, поговорки и физкультминутки с математическим содержанием.

Материал, находящийся в математическом уголке, разнообразный. Это и сюжетные картинки, и дидактические, настольно-печатные, логико-математические игры, геометрические головоломки, тетради на печатной основе, книги для занятий, числовые лото, календари, измерительные приборы и инструменты: весы, мерные стаканы, линейки; магнитные цифры, счетные палочки; наборы геометрических фигур и т. д.

Большое значение имеет приобщение детей дошкольного возраста в условиях семьи к математическому развитию. Для этого использовала разнообразные формы работы с родителями :

• Проводила индивидуальные беседы

КонсультацииФормирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» (приложение 6) «Роль дидактических игр в процессе формирования элементарных у детей дошкольного возраста».(приложение 7)

• Открытые занятия «Математические острова»(приложение 8, «Математическое путешествие» (приложение 9, «На помощь царевне Несмеяне»(приложение 10) и т. д.

• Выступала на родительских собраниях, знакомила родителей с математическими играми, методикой их проведения, напоминала, чтобы играли с детьми, учили их последовательным действиям, приучали детей к умственному труду.

Во время бесед с родителями, рекомендовала им собирать занимательный материал, организовывать совместные игры с детьми, постепенно создавать домашнюю игротеку, рассказывала, какие игры вместе с детьми можно сделать своими руками: «Составь узор», «Какая фигура лишняя?», «Какой день недели спрятался?» и многие другие.

Чтобы родителям было легче определить, в какие игры и как играть с детьми, оформляла папки-передвижки, в которых была отражена тематика игр, связанная с тематической неделей.

Организовывала с детьми математические праздники (приложение11, вечера досуга, КВН, викторины (приложение 12,13,14)«Что, Где, Когда?», «Своя игра») приглашала на них родителей, чтобы они сами могли увидеть и оценить знания и умения детей.

Также вниманию родителей предлагались книжные издания, например, «Как просто научиться логически мыслить», «Развиваем внимание», «Развиваем память» и др., которые помогали сформировать базовые математические представления, подготовить руку к письму, развить речь, внимание, память будущего первоклассника.

Организация такой работы с родителями способствовала формированию у них творчества, изобретательности, повышению их педагогической культуры.

Уверена, что только совместная работа воспитателей и родителей по обучению детей математике через игру, будет способствовать всестороннему развитию детей, подготовке к обучению в школе.

Заключение

Мой опыт работы показал, что использование игровых форм на занятиях в процессе обучения благотворно влияет на усвоение элементарных математических представлений у дошкольников и способствует повышению уровня математического развития детей. Элементарные знания по математике, определенные современными требованиями, в основном усваиваются детьми, но необходимо углубление и дифференциация индивидуальной работы с каждым ребенком. Обновление и качественное улучшение системы математического развития дошкольников позволяет мне, как педагогу, искать наиболее интересные формы работы, что способствует развитию элементарных математических представлений.

Сравнив результаты диагностических исследований по ФЭМП, я пришла к тому, что удалось добиться положительных результатов за два учебных года по всем разделам: увеличилось количество детей с высоким уровнем умений на 51%, а с низким уровнем наоборот уменьшился на 20%. Проведённая диагностика показала, что регулярное использование на занятиях по математике системы специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни. Благодаря использованию продуманной системы игр в регламентированных и нерегламентированных формах работы, дети усвоили математические знания и умения по программе без перегрузок и утомительных занятий.

Использование на занятиях по математике системы специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширило математический кругозор дошкольников, математическое развитие, повысило качество математической подготовленности к школе, позволило детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Я со своими воспитанниками «играю» в математику. Детям интересно играть в математические игры, они интересны для них, эмоционально захватывают детей. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Работая с детьми, я каждый раз нахожу новые игры, которые разучиваем и играем. Ведь эти игры помогут детям в дальнейшем успешно овладевать основами математики и информатики. Мой опыт работы показывает, что знания, данные в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими «бездушными» упражнениями.

Потребности нынешнего времени требуют от воспитателя знаний не только чему учить ребенка, но и как учить, чтобы обучение было развивающим. Поэтому постоянно необходим поиск новых форм работы с детьми. Методика формирования элементарных математических представлений у детей постоянно развивается, совершенствуется и обогащается результатами научных исследований и передового педагогического опыта. Учиться можно только весело. Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом», - эти слова принадлежат не специалисту в области дошкольной дидактики, французскому писателю А. Франсу, но с ними трудно не согласиться.

Публикации по теме:

Формирование элементарных математических представлений детей 3–4 лет посредством дидактических игр (из опыта работы)Формирование элементарных математических представлений детей 3–4 лет посредством дидактических игр (из опыта работы) «Формирование элементарных математических представлений детей 3-4 лет через дидактические игры» из опыта работы. Новикова Галия Фаритовна.

Использование инновационных технологий в формировании элементарных математических представлений 1 СЛАЙД «Использование инновационных технологий в формировании элементарных математических представлений» Подготовила воспитатель МДОУ «Вольновского.

Инновационный педагогический опыт работы. Использование развивающих игр в развитии математических представлений у дошкольников Инновационный педагогический опыт работы «Использование развивающих игр в развитии математических представлений у детей дошкольного возраста».

Консультация для педагогов «Способы и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников» ЧАСТЬ 3Консультация для педагогов на тему "Способы и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников". СЛАЙД.

Мастер-класс для педагогов «Робототехника как средство формирования элементарных математических представлений»Мастер-класс для педагогов «Робототехника как средство формирования элементарных математических представлений» 9 февраля наш детский сад открыл свои двери для педагогов Сахалинской области в рамках курсов повышения квалификации ИРОСО (на базе инновационной.

Мастер класс «Использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей 3–7 лет»Мастер класс «Использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей 3–7 лет» Мастер класс Добрый день, уважаемые коллеги меня зовут Сандимирова Ольга Николаевна, вашему вниманию представляется мастер - класс на тему:.

Мноофункциональное пособие из фетра «Ежик» для формирования элементарных математических представленийМноофункциональное пособие из фетра «Ежик» для формирования элементарных математических представлений Вот такой ежик из фетра не только развивает мелкую моторику у воспитанников, но с его помощью можно освоить элементарные математические.

Опыт работы «Использование проблемно-поисковых ситуаций в процессе обучения детей элементарной математике»Опыт работы «Использование проблемно-поисковых ситуаций в процессе обучения детей элементарной математике» Использование проблемно-поисковых ситуаций в процессе обучения детей элементарной математике Как научить маленького ребёнка думать, рассуждать?.

Практическое использование ИКТ технологий в формировании элементарных математических представлений у дошкольников. Непосредственно образовательная деятельность в детском саду имеет свою специфику. Она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого.

Развивающая игра из фетра «Собираем урожай» для формирования элементарных математических представленийРазвивающая игра из фетра «Собираем урожай» для формирования элементарных математических представлений Цель: содействие познавательному развитию воспитанников посредством освоения элементарных математических представлений и связанных с ними.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы. Использование игровых форм обучения в процессе формирования элементарных математических представлений детей
Опубликовано: 23 февраля 2022 в 13:41
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы. Использование игровых форм обучения в процессе формирования элементарных математических представлений детей» (включая файлы) размещена пользователем Раксана Юскаева (УИ 299126) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД