наталья прохорихина
Игровые технологии как средство адаптации ребенка младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное
бюджетное учреждение
«детский сад № 1 «Солнышко»
Описание системы работы по теме:
«Игровые технологии как средство адаптации
ребенка младшего возраста
к условиям дошкольного учреждения»
Воспитатель
Прохорихина Наталья Павловна
МДОБУ ДС № 1 «Солнышко»
С. Екатеринославка
2020 г.
Маленький ребенок достоин того, чтобы
Публикация «Игровые технологии как средство адаптации ребенка младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
Его развитие протекало полноценно. Для этого взрослому надо знать особенности раннего возраста, уметь создать благоприятные условия для уникального самораскрытия возможностей каждого ребенка.
Е. Волос
С поступлением ребенка младшего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение девяти и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Ребенок должен приспособиться к новым условиям, адаптироваться. Термин "адаптация" (приспособление) – процесс активного взаимодействия организма со средой.
Адаптация к дошкольному учреждению – сложный период, не только для детей, но и для взрослых: родителей, педагогов. Родители не всегда в должной мере осознают, что, приходя в детский сад, ребенок попадает в иные условия, существенно отличающиеся от домашних. Детям трудно привыкать к новому учреждению, незнакомым сверстникам, требованиям со стороны взрослых, режимным моментам. Родители испытывает тревогу за своего ребенка, и также привыкают к требованиям детского сада. А воспитателям порой непросто найти подход к детям и их родителям. Ребенок должен быть готов к тому уровню общения, который задает атмосфера детского сада. Как показывает анализ случаев консультативной практики – дети далеко не всегда обладают необходимыми для той или иной группы детского сада навыками коммуникации.
Именно поэтому одна из задач адаптационного периода — помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее и спокойнее.
Одним из факторов, влияющих на успешность адаптации ребенка к условиям детского сада, является умение педагога организовать педагогический процесс.
Одним из принципов ФГОС ДО является реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры. Игра является сквозным механизмом развития ребенка и основным видом деятельности детей, а также формой организации детской деятельности. Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.
Изучив литературу ведущих педагогов дошкольного воспитания таких как: Богуславская З. М., Смирнова Е. О. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста», Лялина И. В. «Адаптация детей при поступлении в детский сад», сделала из этого вывод, что развивающие игры непосредственно влияют на успешную адаптацию детей к дошкольному учреждению.
Проблема игры привлекла и привлекает к себе внимание исследователей: педагогов, психологов, философов, социологов, биологов. В исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности, который возникает не путем спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания.
Так Выготский Л. С. полагал, что основным средством, позволяющим детям осваивать все более сложные социальные и когнитивные умения является игра. В младшем возрасте происходит разделение предметно – практической и игровой деятельности детей. Игра приобретает для ребенка самостоятельное значение и самостоятельную логику развития, в ходе которого он творит свой собственный воображаемый мир.
Работая в детском саду, я пришла к твёрдому убеждению, что одним из факторов, влияющих на успешность адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения является особенность педагога и организация педагогического процесса. Поэтому сегодня как любой уважающий себя и свою профессиональную деятельность педагог я задумалась над тем, как проходят мероприятия адаптационного периода и соответствуют ли они современным требованиям. Именно поэтому темой своей работы я выбрала: Игровые технологии как средство адаптации ребенка младшего возраста к условиям дошкольного учреждения.
Невыполнение основных педагогических правил при воспитании детей приводит к нарушениям интеллектуального, физического развития ребенка, возникновению отрицательных форм поведения.
Исходя из существующей проблемы, целью своей работы ставлю выбор оптимальных путей использования игровых технологий в адаптационный период,так как они играют основную роль в работе воспитателя в адаптационный период. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
Изучить адаптацию к условиям ДОУ;
Формирование эмоционального контакта, доверительное отношение детей к воспитателю;
Создание предметно – пространственной развивающей среды;
Взаимодействие с семьями воспитанников;
Цель игровых технологий в адаптационный период – это не развитие и обучение ребенка, а эмоциональное общение, налаживание контакта между ребенком и взрослым. Основная задача игр в адаптационный период – не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким – то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. Учитывая значимость игры и возможности игровых умений, психологических особенностей детей в раннем возрасте, можно смоделировать игровую технологию, которая поможет вновь поступившим в ясли воспитанникам сделать процесс адаптации к условиям ДОУ наименее болезненным.
Изучив адаптацию ребёнка к условиям ДОУ и исследовав роль игры как метода обучения адаптации детей к условиям ДОУ я еще раз убедилась, что тему своей работы выбрала не случайно.
Следующим этапом моей работы стало выделение особенностей развития и эмоционального состояния детей раннего возраста и подборка оптимальных форм и методов игровых технологий. Если рассматривать игру, как особую форму освоения действительности путём её воспроизведения и моделирования, а технологию – как комплекс техник, предполагающих определённый результат на выходе, то игровая педагогическая технология, применяемая в период адаптации ребенка к условиям ДОУ – это такая подборка игр и игровых действий, которая будет направлена на снижение эмоционального напряжения и тревоги малыша и на формирование коммуникативных навыков общения со сверстниками и чувства доверия к воспитателю, а также поможет воспитателю изучить индивидуальные особенности ребёнка, для составления его дальнейшего индивидуального образовательного маршрута.
Игровая педагогическая технология, используемая в период адаптации, имеет два направления:
1. Игры, способствующие накоплению детьми опыта общения с малознакомыми взрослыми и детьми. Задачами первого направления являются: - формирование положительного эмоционального настроения; - снижение эмоционального напряжения и тревоги;
2. Игры по освоению социального пространства ДОУ. Основной задачей второго направления игровой педагогической технологии в период адаптации является обеспечение ребёнку условий для накопления уникального опыта первичной социализации.
Для реализации задач данных направлений работы предлагаются мероприятия в форме игровых сюжетов по освоению социального пространства, которые включают подвижные игры, музыкально – ритмические движения с речевым сопровождением, дидактические игры и игровые упражнения. Игровой сюжет помогает малышам преодолеть страх.
На этом основании считаю необходимым выделить следующие требования к играм, проводимым в адаптационный период :
1. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием.
2. Инициатором игр всегда выступает взрослый.
3. Игры выбираются с учётом игровых возможностей детей, места проведения и т. д. именно в этот момент малыши находятся в стрессовом состоянии, вызванном расставанием с родителями, непривычной обстановкой, появлением незнакомых взрослых и большим количеством детей в особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе.
4. Игры не должны быть слишком длительными (лучше играть с детьми по несколько раз день, но понемногу).
5. В играх должны использоваться копии реальных предметов, а не их
заменители.
6. Всем детям в игре предлагаются одинаковые предметы.
Для результативного применения игровых технологий были определены следующие этапы работы:
• составление перспективного плана;
• создание развивающей среды в группе (приобретение авторских игр, изготовление игровых пособий своими руками, оформление уголка сенсорного развития);
• использование игровых технологий в режимных моментах, в самостоятельной деятельности детей, в непосредственно образовательной деятельности и в повседневной жизни;
• привлечение педагогов ДОУ и родителей к изготовлению занимательных дидактических игр своими руками;
• разрабатывание консультаций, памяток и буклетов для родителей;
Над темой «Игровые технологии как средство адаптации ребенка младшего возраста к условиям дошкольного учреждения» работаю в течении данного учебного года.
Для реализации поставленных задач, использую игровые технологии и дидактический материал, которым каждый ребёнок может пользоваться как индивидуально, так и для групповых игр.
Образовательную деятельность в период адаптации ребенка к условиям ДОУ строю в интересной, занимательной форме, что помогает мне без затруднения расположить к себе детей, отвлечь их от переживаний, наладить доброжелательные, доверительные отношения. (Приложение 2)
При отборе содержания учебного материала я учитываю, чтобы он был эмоционально насыщен и обязательно в игровой форме.
В начале каждой образовательной деятельности провожу специальные игры для налаживания контакта с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям дошкольного учреждения. (Приложение 1)
Моя позиция по отношению проводимых игр бывает следующей:
воспитатель «над» детьми;
воспитатель – создатель игры;
воспитатель – равный партнер в игре;
С детьми младшего возраста использую различные виды игр:
• игры обучающего характера;
• сенсорные;
• сюжетно – дидактические;
• подвижные;
• музыкально – дидактические;
• игры – забавы;
• игры – развлечения;
• театрализованные (кукольные театры и инсценировки);
•
Планирование игр осуществляю по следующим принципам:
Ориентировка на интересы и желание детей;
Разнообразие;
Вариативность;
Преемственность;
Учет уровня игровых умений;
Способы отображения;
Самостоятельность и творчество;
Главным расслабляющим средством в период адаптации ребенка к условиям ДОУ является игра. В своей работе каждый месяц провожу развлекательную игровую деятельность, например: новогодний праздник «весёлый колокольчик» (Приложение 4) и развлечение «Зимние забавы» (Приложение 5) которую направляю на формирование эмоциональных контактов «ребенок – взрослый» и «ребенок – ребенок»
Основная задача проведения развлечений в период адаптации ребенка к детскому саду –формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Каждому ребенку даю возможность увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбок, ласковой интонацией, проявлением мной заботы к каждому малышу.
В период работы по этой теме разработала «Методическую копилку», которую использую в повседневной работе.
Во время самостоятельной занимательной деятельности в адаптационный период, с детьми провожу дидактические игры «Весёлые прищепки», «Пчелиные соты», «Дикие животные», «Разноцветные автомобили», «Времена года». Развиваю у детей интерес к дидактическим играм, желание играть совместно с воспитателем и со сверстниками. (Приложение «Методическая копилка»)
Цель игры «Весёлые прищепки» - развитие моторики пальцев рук через действие с другими предметами, развитие диалогической речи и зрительного восприятия и внимания.
Я с детьми рассаживаюсь за столики и говорю, что я сейчас буду играть в очень интересную игру которая называется «Весёлые прищепки». Беру коробочку и высыпаю прищепки из неё на стол, так же раскладываю на столе игровое лото. Обращаюсь к детям : Ребята, посмотрите на прищепки, они называются весёлыми потому что на них есть красочная картинка, которая отображает предмет, одежду, посуду, игрушки.
Я беру первую прищепку, на которой изображена игрушка – пирамидка. Нахожу на лото такое же изображение, раскрываю прищепку и пристёгиваю её к данному изображению. Далее беру другую прищепку с изображением игрушки – мяч, ищу точно такое же изображение на лото и пристегиваю прищепку. Затем детям предлагаю взять в руки по прищепке и попробовать найти такой же предмет на лото. Спрашиваю: Дамир, что изображено на твоей прищепке? (куртка). Посмотри пожалуйста на лото и найди точно такую же картинку. Затем предлагаю Дамиру пристегнуть свою прищепку к найденной картинке. Далее каждый ребёнок пристёгивает свою прищепку к нужной картинке, а я проговариваю название каждого изображенного предмета и наблюдаю, чтобы дети соотносили предметы правильно, а так же помогаю пристегнуть прищепку тем детям, кто затрудняется это сделать. Выполняя условия этой игры, дети легко пошли на контакт со мной, научились раскрывать прищепку и пристёгивать её к картинке.
В игре «Дикие животные» дети научились из 3-х частей собирать целое изображение животного. Научились играть сообща со сверстниками, помогая друг другу в подборе деталей.
Играя в дидактические игры, такие как «Пчелиные соты», «Разноцветные автомобили», «Времена года», дети получили положительные эмоции совершенствуя зрительно – двигательную координацию. Что помогло ребятам отвлечься, провести день пребывания в детском учреждении доброжелательно. Все игры направлены на полноценное развитие и успешную адаптацию детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.
Так же, для выражения своих эмоций в адаптационный период, облегченного переживая, общения со сверстниками, знакомства с нормами и правилами жизни, получив внутреннюю свободу, проводила игру – путешествие «В гости к мишутке». (Приложение 3)
Детям предлагала отправиться в гости к Мишутке. Дети совместно со мной под сопровождение веселой музыки выполняли игровые упражнения, которые научили детей целенаправленным действиям с предметами и взаимодействию в социуме, а так же научили подражать новым действиям. Данная игра – путешествие стимулировала речевое развитие и моторную сторону речи детей, через развитие мелкой моторики и тактильных ощущений.
Дети получили положительные эмоции, хорошее настроение и эстетическое удовольствие.
Во многом успешное прохождение адаптации обеспечивает использование в игре и режимных моментов элементов фольклора и народной культуры. Этому способствуют проводимые мной хороводные игры, такие как «Каравай», «Карусель», «Козлик», «Огуречик», «Пузыть», «Ровным кругом» и т. п. Русские народные песенки и потешки, используемые в данных играх позволяют создать позитивную, радостную эмоциональную обстановку, заинтересовать и вовлечь ребёнка в игровую деятельность.
Существует множество игр, направленных на сближение ребенка и взрослого. Самыми распространенными среди проведения на моем опыте это такие игры, как «Давайте познакомимся», «Иди ко мне», «Ку-Ку», «Пришел Петрушка», «Выдувание мыльных пузырей», «Покружимся», «Передай колокольчик», «Кто у нас хорошенький?», «Догонялки» (когда уже есть определенная степень доверия между детьми и взрослым) и многие другие).
Безусловно для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ большое значение имеет семья. В беседах с родителями я рекомендовала им использовать различные игры для положительного эмоционального состояния детей. Для того, чтобы узнать значение совместных игр в семье моих детей, я провела анкетирование родителей: «Игра в жизни моей семьи» по результатам анкетирования, сделала вывод, что родители конечно же хотят играть с детьми и помочь им быстро и легко адаптироваться к условиям ДОУ, но многие не умеют правильно подбирать игры и их организовать.
Для полного представления родителей о периоде адаптации и возможных используемых игр с детьми в этот период, я подготовила ряд консультаций для родителей: «Адаптация ребёнка в детском саду» (советы родителям); «Игры в период адаптации ребёнка к детскому саду» (Приложение 6, 7)
Цель этих консультаций: способствовать пониманию родителями роли игровой деятельности в адаптационный период, помочь понять родителям, что игра – это не развитие и обучение ребенка, а эмоциональное общение, налаживание контакта между ребенком и взрослым.
Для оценки результатов своей работы провела педагогическое обследование на основе диагностики, которая осуществлялась методом ежедневного наблюдения и фиксированием особенностей адаптации в индивидуальные карты детей, а так же через общение с родителями.
Показатели степени адаптации детей раннего возраста к условия дошкольного учреждения
Лёгкая степень адаптации - 64,30 процента;
Средняя степень адаптации - 21,40 процента;
Тяжелая степень адаптации - 14,30 процента
Полученные результаты подтверждают особенность использования игровых технологий как средство адаптации ребёнка раннего возраста к условиям ДОУ. Они позволяют говорить об успешной легкой степени адаптации большинства детей.
Вывод: таким образом, подготовленная, четко спланированная и грамотно реализованная игровая технология даёт положительные результаты в период адаптации детей младшего возраста к условиям ДОУ. Использование игровых технологий обеспечивает более успешную реализацию личностно – ориентированных технологий, что способствует гуманизации образовательного процесса в детском учреждении.
Сейчас оглядываясь назад, хотелось бы отметить, что вся проделанная мной работа не была напрасной – почти все дети адаптировались к новым для них условиям. Стали более общительными, научились играть вместе, выполнять элементарные поручения. Дети и родители с хорошим настроением приходят в группу, зная, что здесь их ждут, любят, помогут в трудный момент и советом и делом. Такой результат не может не радовать меня! Ведь в этом и заключается моя работа – сделать каждый день пребывания в саду моих ребят радостным, счастливым и по - настоящему чудесным. И позволить родителям быть спокойными за своих детей!
В дальнейшем я планирую:
Сохранять благоприятный эмоционально – психологический климат в своей группе;
Оказывать помощь родителям в овладении педагогическим знаниями о развитии ребенка, умение принимать их в общении.
Постоянно обновлять игровой материал для самостоятельных игр малышей.
Список используемой литературы:
1. Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. - М. : Медицина, 1997.
2. Алимовская В. Г. Ясли – это серьезно. – М., 1999.
3. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М., 1991.
4. Калинина Р. «Ребенок пошел в детский сад. К проблеме адаптации детей к условиям жизни в дошкольном учреждении // Дошкольное воспитание, 1998, №4.
5. Лялина И. В. «Адаптация детей при поступлении в детский сад.». – Волгоград: Учитель, 2001
6. Сертакова Н. М. «Игра как средство социальной адаптации дошкольников : Методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб. : ООО «Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.