Получи документы

Опыт применения иппотерапии в реабилитации детей с умственной отсталостью

Екатерина Моминова
Опыт применения иппотерапии в реабилитации детей с умственной отсталостью
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация: в статье обобщены результаты использования лечебной верховой езды в комплексной реабилитации детей с тяжелой формой умственной отсталости и нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Ключевые слова: иппотерапия, лечебная верховая езда, нарушения опорно-двигательного аппарата, реабилитация, умственная отсталость.

Публикация «Опыт применения иппотерапии в реабилитации детей с умственной отсталостью» размещена в разделах

Введение. Общество, которое задумывается о своем будущем, придает особое значение воспитанию подрастающего поколения. Особого подхода требуют дети с проблемами в психофизическом развитии - с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды. Признание прав ребенка-инвалида, его интересов, потребностей являются чрезвычайно важным.

Цель исследования. В медико-психологической реабилитации детей с интеллектуальными нарушениями лечебно-верховая езда используется в комплексе лечебной физкультуры. Фундаментальный аспект воздействия иппотерапии на детей заключается в приспособлении к ритму, стимуляции работы связок, суставов, позвоночного столба, плеч. Эти сигналы завязывают новые нервные связи, которые способствуют двигательной реабилитации [2, с. 272]. Общение с животным создает положительный эмоциональный фон. Езда стимулирует желание и умение слушать, концентрировать внимание, дает ребенку возможность осознать полученный опыт, обрести уверенность в себе. Происходит высокая концентрация сил и внимания - все это играет положительную роль в восстановительных процессах [1, с. 9].

Материалы и методы. В ГБУ РМЭ «Савинский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей» применяются методы лечебно-верховой езды, направленный на коррекцию нарушений опорно-двигательного аппарата и развитие эмоционально-волевой сферы. Коллектив Савинского детского дома-интерната делает акцент на создании условий для интеграции воспитанников в общество; разработаны комплексы упражнений соответствующих определённом дефекту (ДЦП, сколиоз) или состоянию (психозы, неврозы). Занятиями верховой ездой охвачено 102 ребёнка, из которых: 42 человека с ДЦП; 11 человек с искривлениями позвоночника; 9 человек с энурезом; 40 детей с нарушениями интеллекта.

Результаты. Приведем пример позитивного воздействия занятий. Аня – 7 лет. Диагноз: ДЦП, спастический тетрапарез со сложными гиперкинетическими проявлениями. Прошла 2 курса иппотерапии в комплексе с медикаментозной терапией, ЛФК, массажем, физиолечением. Отмечается снижение тонуса мышц в верхних и нижних конечностях. Увеличился объем движений пальцев рук. Наблюдаются положительные сдвиги в речевой сфере: девочка проговаривает отдельные слова, называет свое имя; понимает обращенную речь, инструкции. На занятиях стала значительно активнее. Научилась различать основных домашних и диких животных. Стремится к познанию нового. Внимание стало более устойчивым, память активнее. В настроении преобладает повышенный фон; появились слабые волевые усилия. Спокойная, доброжелательная. На основании вышеизложенного можно сделать вывод о положительном влиянии занятий лечебной верховой ездой на психический статус ребенка.

Обсуждение. Лечебная верховая езда как целостный комплексный метод коррекции позволяет детям-инвалидам обучиться здоровым естественным движениям. Реабилитационный потенциал верховой езды особенно высок для детей, прикованных к инвалидному креслу, хотя процесс этот очень длительный [4, с. 63]. Как отмечают специалисты, и показывает наш практический опыт, в результате использования иппотрерапии у детей снижается психологический дискомфорт, появляется возможность социальной интеграции в общество сверстников [3, с. 112]. Дети, прошедшие циклы иппотерапии, более активно участвуют в общественной жизни интерната, у них заметно снизилась эмоциональная вялость, апатичность, зависимость от опекающих окружающих, укрепилась мотивация к самостоятельной деятельности. Дети с гиперкинезами научились держать в руках карандаш, ложку, самостоятельно есть, активнее участвовать в процессе одевания, умывания и др. Часть из них освоила отличия понятий «вправо», «влево», «вперед», «назад» в процессе управления лошадью, затем перенести их в другие жизненные ситуации. У всех детей, прошедших курс иппотерапии, окрепла мышечная система: езда верхом активизировала необходимость немедленной мышечной реакции; мышцы способны работать с большей эффективностью, в преодолевающем и в уступающем режиме; формируется мышечный корсет вокруг позвоночника, устраняется скованность в движениях, увеличивается амплитуда движения суставов и конечностей, вырабатывается правильная осанка; повышаются функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем, развивается ловкость, организованность, внутренняя дисциплинированность, мотивация, улучшаются речевые функции [5, с. 72].

Заключение. Благодаря приобретенным навыкам верховой езды дети активно принимают участие в соревнованиях по конному спорту и завоевывают призовые места. В завершении отметим эффективность иппотерапии в комплексной реабилитации детей-инвалидов : у 82% воспитанников отмечено значительное улучшение физического и психологического состояния.

Литература

1. Батышева Т. Т. Проблемы современной реабилитации // Детская и подростковая реабилитация. - 2014. - № 1. - С. 8-12.

2. Ашкова Д. О., Медведева Л. Е. Иппотерапия и лечебная верховая езда как средство реабилитации детей, имеющих проблемы в развитии //Актуальные проблемы адаптивной физической культуры и спорта, 2018.- С. 271-279.

3. Комплексноесопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы реализации и перспективы развития. – Йошкар-Ола: ГБУ ДПО Республики Марий Эл «Марийский институт образования», 2016. –256с.

4. Турьева С. М. Опыт работы по социокультурной реабилитации детей-инвалидов и молодых инвалидов в условиях психоневрологического интерната // Социальное обслуживание. - 2014. - № 5. - С. 61-66.

5. Гайфуллина Ф. Х. Лечебная верховая езда в абилитации детей с нарушениями интеллекта //Социальное обслуживание, 2016.- № 1.- С. 70-75

Публикации по теме:

Арттерапия как средство реабилитации инвалидов детства с ментальными нарушениямиАрттерапия как средство реабилитации инвалидов детства с ментальными нарушениями Данная тема несёт в себе здоровьесберегающие технологии и принципы доступной среды для инвалидов. Как художник, педагог, часто рассматриваю.

Детский мастер-класс по конструированию из бумаги для детей с умственной отсталостью в развитии «Лягушка-квакушка»Детский мастер-класс по конструированию из бумаги для детей с умственной отсталостью в развитии «Лягушка-квакушка» Цель: изготовление поделки из бумаги Задачи: - формировать умение складывать пополам лист бумаги, складывать углы в разных направлениях;.

Опыт применения набора Фроссия в ходе коррекционно-развивающей работы педагога-психологаОпыт применения набора Фроссия в ходе коррекционно-развивающей работы педагога-психолога В своей работе педагога - психолога я использую набор ФРОССИЯ. Это мобильный маневренный чудо-комод на колесиках, который в течение дня.

Конспект занятия «Быть здоровым — здорово!» для детей с легкой умственной отсталостью 5 класс Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для обучающихся и воспитанников.

Конспект занятия по рисованию для детей с умственной отсталостью «Красивые бусы»Конспект занятия по рисованию для детей с умственной отсталостью «Красивые бусы» Тема: " Красивые бусы" Программное содержание: 1. Изобразительная задача: Формировать умение изображать предметы круглой формы. 2. Техническая.

Конспект занятия по рисованию с использованием штампа «Скачет зайка в белой шубке» с детьми с умственной отсталостьюКонспект занятия по рисованию с использованием штампа «Скачет зайка в белой шубке» с детьми с умственной отсталостью Тема: " Скачет зайка в белой шубке" Цель: продолжать знакомить с нетрадиционной техникой в рисовании Задачи: - учить передавать в рисунке.

Необычные методики помогают в социализации и реабилитации подопечных столичных центров для детей-сирот 2243370-11 Ребятам из центров содействия семейному воспитанию важно как можно быстрее адаптироваться к социуму, раскрыться и найти себя.

Тематическое планирование по ФГОС. 2 класс для детей с умственной отсталостью Тематическое планирование 2 класс по ФГОС I четверть 2 раза в неделю 16 часов № Тема занятий Коррекция нарушений звукопроизношения Лексические.

Занятие по развитию личности через театрализованную деятельность для детей с тяжелой умственной отсталостьюЗанятие по развитию личности через театрализованную деятельность для детей с тяжелой умственной отсталостью Конспект занятия "Путешествия в мир сказок" Цели: - соотносить движения, жесты, мимику, интонации с настроением и эмоциональным состоянием;.

Значение применения лестниц координации для детей дошкольного возраста на занятиях по физической культуре в ДОУЗначение применения лестниц координации для детей дошкольного возраста на занятиях по физической культуре в ДОУ В нашем дошкольном учреждении активно применяются лестницы координации на занятиях по физической культуре, утренней гимнастике, досугах.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт применения иппотерапии в реабилитации детей с умственной отсталостью
Опубликовано: 18 июня 2023 в 14:49
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт применения иппотерапии в реабилитации детей с умственной отсталостью» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Моминова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД