МААМ-картинки

Опыт работы по теме самообразования «Развитие образного мышления, речи и творческих способностей детей по математике»

Екатерина Новикова
Опыт работы по теме самообразования «Развитие образного мышления, речи и творческих способностей детей по математике»
▼ Скачать + Заказать документы

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его назначения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Новикова Екатерина Анатольевна

В настоящее время проблема формирования и развития математических способностей-одно из распространённых на сегодня методических проблем дошкольной педагогики. В последние десятилетия возникли тенденции: система образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать школьные формы и методы обучения. И нередко они сводятся к обучению их счету, чтению, письму. Концепции по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является развитие математических способностей. Как обеспечить развитие математических способностей, отвечающее современным требованиям, что не соответствует возможностям детей, их восприятию, мышлению, памяти. И необходимым условием качественного обновления общества является умножение его интеллектуального потенциала.

Публикация «Опыт работы по теме самообразования „Развитие образного мышления, речи и творческих способностей детей по математике“» размещена в разделах

Базой для развития математических способностей является математическое мышление, что в большей мере обусловлено особой спецификой так называемых познавательных и интеллектуальных способностей.

В то же время, ребенок с развитым мышлением, всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы (счету, вычислениям и

т. п., поскольку учебники математики вышеуказанных систем построены таким образом, что уже на первых уроках ребенок должен использовать умения сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности. Не случайно в последние годы во многих школах, работающих по развивающим программам, проводится собеседование с детьми, поступающими в первый класс, основным содержанием которого являются вопросы и задания не только арифметического характера, но и образного мышления.

Однако не следует думать, что развитое мышление и творческие способности - это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны). При организации специальной развивающей работы над формированием и развитием мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребенка.

Современная педагогическая и учебно-методическая литература предлагает разнообразные методики, стимулирующие творческое развитие детей. Однако в литературе трудно найти целостный набор средств, приемов и методов, совокупность которых позволяет обеспечить технологичность этого процесса.

Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью повышения уровня сформированности математических способностей, образного мышления дошкольников и недостаточной технологической проработкой этого процесса в условиях традиционного обучения в системе дошкольного образования.

Ключом развития математических способностей является организация целенаправленной интеллектуально-познавательной деятельности и я пришла к выводу, что именно интеллектуальные игры опираются на косвенную активность и сообразительность ребенка, а не усвоение каких – либо конкретных знаний и умений.

Цели и задачи педагогического опыта

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в разработке инновационных подходов к организации и методике проведения занятий с детьми старшего дошкольного возраста по математике.

Цель опыта : создание условий для развития математических способностей дошкольников в соответствии с современными требованиями и с использованием интеллектуальных игр; обеспечить детям высокий уровень подготовки к последующему усвоению систематического курса математики; поддерживать систему непрерывного образования.

Объектом исследования является мышление старших дошкольников,

предметом – процесс развития математических способностей дошкольников.

Задачи опыта

1. Формировать мотивации учения, ориентированной на удовлетворения познавательных интересов, радость в творчестве;

2. Увеличение объема внимания и памяти;

3. Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, аналогии).

4. Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становление опыта

Формирование образного мышления и творческих способностей детей - важная составная часть педагогического процесса.

Решается она в основном средствами занимательности в обучении математике. Математика дает реальные предпосылки для развития мышления.

Задача воспитателя – помочь детям в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, руководить умственной деятельностью детей, организовывать и направлять ее.

Первоначальным источником познания детей является чувственное восприятие, полученное из опыта и наблюдений.

В процессе чувственного познания у них формируются представления – образы предметов, их свойств, отношений.

Чем богаче будут их естественно - научные представления о количественных и пространственных свойствах и отношениях реальных предметов, тем легче им будет в дальнейшем путем обобщения и абстрагирования перейти от этих представлений к математическим понятиям.

В связи с этим дошкольник является субъектом естественно-математического пространства и этому отводится важное место в системе дошкольного образования.

Теоретическая база опыта

В основе опыта лежат идеи Л. А. Венгера, Д. Б. Эльконина, А. Н. Колмогорова, В. А. Крутецкого, Л. М. Векнера, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, В. Г. Петрова, Ю. Т. Матасова, С. Л. Рубинштейна, Е. А. Стребелевой и др., которые подчеркивают ведущую роль активного взаимодействия индивида с социальной средой. На основе социокультурной теории была предложена теория поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина). Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием образного мышления, формированием элементарных математических способностей можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны). А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский, Б. И. Пинский утверждали, что при организации специальной развивающей работы над формированием и развитием мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребенка.

В связи с проблемой формирования и развития способностей следует указать, что целый ряд исследований психологов направлен на выявление структуры способностей дошкольников к различным видам деятельности. При этом под способностями понимается комплекс индивидуально – психологических особенностей человека, отвечающих требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного выполнения. Таким образом, способности – сложное, интегральное, психическое образование, своеобразный синтез свойств, или, как их называют компонентов. Способности не есть нечто раз и навсегда предопределённое, они формируются и развиваются в процессе обучения, в процессе упражнения, овладения соответствующей деятельностью, поэтому нужно формировать, развивать, воспитывать, совершенствовать способности детей и нельзя заранее точно предвидеть как далеко может пойти это развитие.

Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий.

Белошистая А. В. в книге «Формирование и развитие математических способностей дошкольников» описывает две составляющие математических способностей : сенсорные способности (восприятие форм, размеров, количества, пространственного расположения, интеллектуальные способности (мышление : сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, абстрагирование и др.); при этом внимание, память, воображение выступают в качестве условий успешности математической деятельности дошкольников.

Согласно исследованиям А. В. Белошистой эффективность педагогического процесса, нацеленного на развитие математических способностей дошкольников, обеспечивается, в частности, следующими условиями:

А) основным способом обучения ребенка необходимо сделать конструктивно-моделирующий способ деятельности с математическим материалом, а основным способом развития мыслительной деятельности – эмпирическое обобщение результатов своей собственной деятельности на основе сенсорно воспринимаемой информации, что соответствует ведущему типу мышления детей дошкольного возраста (наглядно-действенному в возрасте 3-5 лет и наглядно-образному в 6-10 лет);

Б) для построения систематической конструктивно-моделирующей деятельности ребенка на математических занятиях использовать такое математическое содержание, которое позволяет при работе с ним обеспечить полноценную опору сенсорики ребенка на вещественную или графическую модель.

В настоящее время выделено несколько подходов к определению задач и содержанию математического воспитания старших дошкольников. В основу опыта легла идея Е. А. Носовой и Р. Л. Непомнящей об использовании универсальных и уникальных по своим развивающим возможностям дидактических материалов, применение которых в работе с дошкольниками дает очень высокие результаты, позволяя развивать у них математические умения и представления, основы математических способностей.

Новизна опыта заключается в разработке системы занятий по математике для детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр, систематизации и сериации игр и игровых заданий для развития математических способностей, мышления и моделирования чисел. В работах Е. И. Пановой изложены методические рекомендации по использованию дидактических игр.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.

Цель опыта : формирование математических способностей детей старшего дошкольного возраста путем использования интеллектуальных игр на занятиях математического цикла.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

Введение в педагогическую практику такой организации образовательного процесса, которая бы позволила дошкольнику повысить интерес к учебной деятельности, тем самым стимулировать активную мыслительную деятельность,

Использование наряду с традиционным оборудованием и пособиями дидактический материал, который способствует формированию математических способностей, элементарных навыков образного мышления,

Использование наряду с традиционными формами организации учебного процесса интегрированные, комплексные и сюжетно-игровые занятия,

Создание условий для приобретения дошкольниками основ мышления и активного их использования в разнообразной деятельности.

Этапы работы

Исходя из всего вышеизложенного, были намечены следующие этапы работы :

Провести анализ предыдущей деятельности, форм и методов работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Ознакомиться с опытом педагогов – коллег, работающих по данной схеме.

Изучить научную литературу, характеризующую психические особенности развития детей пятого года жизни.

Подготовить развивающую среду с учетом возрастных особенностей детей.

Конкретно обозначить виды игр, посредством которых будет проводится целенаправленная работа педагога (игры, активизирующие мышление ребенка, способствующие усвоению им отдельных логических операций).

Составить план – схему использования игр в совместной и самостоятельной деятельности.

В течение всего временного промежутка наблюдать за особенностями формирования навыков мышления (наглядно – образного) у каждого конкретного ребенка.

В виду того, что математические способности это совокупность специфических компонентов, в работе с детьми были поставлены следующие задачи:

- Знакомить детей с геометрическим фигурами и формой предметов,

размерами, цветом. Научить выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину).

- Развивать мыслительные умения : сравнивать, анализировать,

классифицировать, обобщать предметы: по одному из этих свойств; по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине); по трем свойствам (цвету, форме и размеру; размеру, форме и толщине).

- Учить детей овладению приемами замещения и моделирования свойств,

умению кодировать и декодировать информацию о них, используя

слова: «и», «или», «не», «все», «любой», «каждый».

- Учить усваивать элементарные навыки алгоритмической культуры

мышления : счету и счетным операциям при помощи чисел, измерения, вычисления.

- Учить оперировать знаниями о цвете, величине, форме, развивать умение ориентироваться в пространстве.

- Развивать познавательные процессы: восприятие, память, внимание, воображение.

В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, в частности математического развития, мыслительные умения дают немногие. Дидактический материал помогает осваивать сенсорные эталоны цвета, формы, величины, тренирует тактильно-осязательные анализаторы. Способствует максимальному развитию мелкой моторике рук, речи, что немаловажно для совершенствования математических способностей.

Для решения поставленных задач была продумана система работы, которая включает в себя:

- создание определенной предметно-развивающей среды в группе;

- разработка перспективно-тематического плана занятий по математике на среднюю и старшую группу;

- составление сценариев праздников и развлечений с математическим содержанием;

- изготовление нестандартных дидактических игр математического содержания использование данного дидактического материала.

Таким образом, в группе был оформлен центр развивающих игр.

Наблюдая за детьми, педагог делала выводы о степени мыслительной деятельности каждого ребенка, находила ту «ступень», с которой следует начинать движение вперед. Для начального этапа подбирались самые простые игры, цель которых в усвоении свойств, слов «такой же», «не такой» по форме, размеру, толщине.

Пользуясь карточками, дети называют имя каждого блока. В словаре детей появились такие определения: «Это красный, большой, круглый, толстый». На карточке обозначен красный цвет, значит сюда можно положить красный блок. Задание постепенно усложнялись. И дети постепенно выявили свойства блоков, как по слову, так и с использованием карточек. Педагог предлагает детям игры: «Кто быстрее соберет блоки?», «Поручение», «На свое место» и следила, чтобы дети выполняли все быстро и качественно, чтобы блоки в данных играх были в поле зрения играющих -это обеспечивало детям опору на непосредственном восприятии свойств блока при решении задач.

Промежуточная диагностика показала положительную динамику развития математических и творческих способностей, мышления детей и качества усвоения программного материала. Количество детей с высоким уровнем развития повысилось на 5%, со средним уровнем - на 9,5%, с низким уменьшилось на 10%.

Наблюдая за использованием игр детьми, видя повышенный интерес к ним, я разработала цикл занятий с включением данного дидактического материала на основе программы «Детство». Был составлен перспективный план на среднюю и старшую группу, где предусматривалось постепенное усложнение, всего материала.

Все занятия планировались в игровой форме: это занятие «Развитие математических способностей по средствам дидактических игр» и «Путешествие в страну математика». Детям предлагается помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации — все это стимулирует интерес к занятию, умственную деятельность. Практика показала, увлеченные игрой дети быстро усваивают материал, приобретают нужные умения, навыки мыслительной деятельности, такой подход предупреждает утомляемость.

Планируя педагогическую деятельность на неделю, необходимо проследить взаимосвязь учебных занятий и других видов детской деятельности. Таким образом, знания, полученные ребенком на занятии, закрепляются в совместной деятельности, после чего переходят в самостоятельную и уже после этого – в бытовую.

Результаты первичного обследования позволяют распределить детей на три группы : с высоким, средним и низким уровнем развития. Такое разделение помогает ориентироваться в подборе занимательного материала и задач, предупреждает возможные перегрузки «слабых» детей, потерю интереса (ввиду отсутствия усложнений) – у «сильных». Детям, справляющимся с задачами на среднем уровне, предлагаются варианты подобных задач, а так же игры соревновательного характера.

Особый подход необходим к «слабым» детям. Учитывая их психические и физические особенности, необходимо внушить им уверенность в себе, подвести к самостоятельному решению простых задач. В случае быстрого утомления, предусмотреть смену вида деятельности. Детям с высоким уровнем развития : отлично справляющимися с конкретной задачей предлагается «подключаются» к тем, кто испытывает серьезные трудности. Такая форма взаимодействия педагога и воспитанников очень эффективна. Она помогает сплотить коллектив, дает возможность самоутвердиться успевающим детям и почувствовать уверенность в своих силах – более слабым.

Задача последующих занятий усложнялась: у детей развивалось умение выявлять свойства блоков по слову, без опоры на наглядность. Блоки убирались под салфетку, а игровые образы помогали заинтересовать детей в отборе - «запасов на зиму» в «норку» (коробку, выбирая по слову ведущего либо красные, либо круглые. Успешно проводились и другие игры: «Засели домики», «Кто быстрее спрячет». Победителями оказывались те дети, кто первым и безошибочно выполнит задания.

Анализ результативности. Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Диагностическое обследование выявления уровня развития мышления проводилось на основании выделенных в программе «Детство» уровней развития :

Низкий: ребенок выделяет свойства предметов (двух-трех, определяет наличие/отсутствие признака. Считает, сравнивает, измеряет. Затрудняется в речевом выражении своих действий, связей, групп, количественных и пространственных отношений. В играх пользуется образцами, инициативы и творчества не проявляет.

Средний: ребенок выделяет свойства предметов, фигур, самостоятельно классифицирует их. Затрудняется в выделении предполагаемых изменений при смене основания классификации, числа предметов в образованных группах, условной мерки. Самостоятельно составляет алгоритм, выполняет заданные им действия, поясняет последовательность. Результаты действий носят в основном воспроизводящий характер.

Высокий: ребенок имеет обобщенные представления о свойствах предметов, выделяет самостоятельно основание классификации, замечает и выражает в речи изменения, связи и зависимости групп предметов, чисел, величин. Владеет способом воссоздания геометрических фигур, силуэтов, проявляет интерес и творчество в интеллектуальных играх. Не испытывает затруднений в играх, выполнении учебных программ, пользуется условными обозначениями.

В работе использовались игровые методики обследования, которые позволили максимально эффективно выявить уровень развития математических способностей каждого ребенка. Методики предъявлялись детям в первой половине, индивидуально, последовательно. Обработка результатов производилась путем оценки уровня развития способностей детей по 4-х бальной системе :

4 балла - справился с задачей без дополнительных вопросов, дав правильный четкий ответ, полное связное описание действий;

3 балла - справился с задачей, дав правильный, но недостаточно четкий полный ответ, сделал одну поправку, педагог не задавал дополнительных вопросов, не полное объяснение своих действий;

2 балла - справился с задачей с помощью наводящих вопросов, сделал две поправки и одну ошибку (педагогом предъявлялась вспомогательная картинка, непоследовательное объяснение своих действий;

1 балл - справился с задачей после применения приема припоминания, сделал не более трех ошибок (педагогом предъявлялась вспомогательная картинка). Нет связного описания действий, ответы на поставленные вопросы фрагментарны, затрудняется в объяснении своих действий;

0 баллов - справился с задачей после применения приема припоминания, давал сбивчивые односложные ответы на наводящие вопросы, сделал более трех ошибок (педагогом предъявлялась вспомогательная картинка, и задавались наводящие вопросы). Нет связного описания действий, объяснение отсутствует.

Данная 4-х бальная система оценки позволила наиболее точно отнести развитие математических способностей ребенка к тому или иному уровню развития.

Из обработанных данных видна положительная динамика развития образного мышления у детей. Однако, учитывая то, что в группе имелись дети с усложненным диагнозом (не только речевого развития, но и поведенческих нарушений, у 2 детей отмечен низкий уровень развития. Дети усвоили материал, однако действия репродуктивного характера, ребенок не проявляет творчества, затрудняется в объяснении.

Уровни Обследование на начальном этапе Обследование на заключительном этапе Примечание

(положительность результата

25 25

Высокий 0% 42% Увеличилось количество детей на 42%

Средний 33% 42% Увеличилось количество детей на 9%

Низкий 67% 16% Уменьшилось на 51%

На основании вышеизложенного можно сделать вывод: разработанная система занятий математического цикла с использование данных дидактических средств позволила добиться высоких результатов:

дети овладели приемами выявления и абстрагирования свойств, сравнения, классификации, обобщения. У них появилась способность к замещению и моделированию свойств, умению кодировать и декодировать информацию о них.

Таким образом, предположение о том, что образное мышление дошкольников характеризуется рядом специфических особенностей, которое можно скорректировать с помощью специально подобранных дидактических игр, включенных в образовательно-воспитательную работу дошкольного образовательного учреждения возможно, если соблюдать следующие условия:

Создание специально подобранной системы занятий, игр-упражнений, игровых заданий с дидактическим содержанием.

Целенаправленное развитие математических способностей должно осуществляться на протяжении всего дошкольного периода.

Совместная деятельность воспитателей, родителей должна быть направлена на развитие математических способностей.

Игры, направленные на формирование математических способностей должны быть разнообразны по содержанию, сложности, использованию наглядности. Необходимо продумать вариативность игр и заданий.

Систему игровых заданий следует включать во все виды детской деятельности.

Видя результаты своего труда по развитию математических способностей детей

, я пришла к выводу: проведение интеллектуальных игр способствует развитию математических способностей детей.

Публикации по теме:

Опыт работы по экологическому воспитанию Как прекрасен этот мир! Так хочется сохранить этот прекрасный мир для будущего поколения. Но сегодня все чаще слышны тревожные напоминания.

Опыт работы логопеда Учитесь играя! Эта идея увлекала многих педагогов. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным.

Опыт физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ Подготовила: инструктор по физической культуре первой квалификационной категории Мостовая Наталья Николаевна Общий педагогический стаж.

Опыт работы по игровой деятельности. «Игровая деятельность – процесс формирования нравственной личности». Детство - это уникальный период развития личности на каждой возрастной.

Опыт работы по обучению ПДД в ДОУ Актуальность и перспективность. Актуальность данной проблемы на современном этапе очевидна, поскольку круг проблем, связанных с безопасностью.

Опыт работы «Проектная деятельность» В своей работе с детьми я применяю проектную деятельность как одну из современных технологий организации психолого-педагогической работы.

Опыт работы по теме «Взаимодействие ДОУ с родителями при организации работы по социально-коммуникативному развитию»Опыт работы по теме «Взаимодействие ДОУ с родителями при организации работы по социально-коммуникативному развитию» В ФГОС ДО социальное развитие ребенка включено в образовательную область «Социально-коммуникативное развитие» Задачи именно этой области.

Опыт работы «Система работы учреждения по вопросам безопасности с детьми дошкольного возраста» Система работы по безопасности с детьми дошкольного возраста в МДОУ детском саду №27 «Солнышко» Ни для кого не секрет, что сложившаяся.

Опыт работы в ГКПОпыт работы в ГКП В октябре 2015 года в нашем саду была открыта группа кратковременного пребывания (ГКП) для детей в возрасте от 2 до 3 лет. Эта группа носит.

Развитие у детей КГН (опыт работы) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка- детский сад № 125 «Яблонька» Обобщенный опыт.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по теме самообразования «Развитие образного мышления, речи и творческих способностей детей по математике»
Опубликовано: 2 февраля 2016 в 22:15
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы по теме самообразования «Развитие образного мышления, речи и творческих способностей детей по математике»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Новикова (УИ 346454) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД