ирина статеева
Опыт работы логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Учитесь играя! Эта идея увлекала многих педагогов. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными — это мертвый груз.
Я опиралась на мнение лингвистов, психологов и педагогов, которые считают пятый год жизни ребенка периодом наиболее высокой «звуковой одаренности» особой восприимчивости к звуковой стороне речи.
Публикация «Опыт работы логопеда» размещена в разделах
Игра, исторически возникшая ведущая деятельность. Через игру можно ввести ребенка в сложнейший мир познания и поэтому очень важную роль имеют разнообразные традиционные и нетрадиционные приемы. Они стимулируют детскую активность и результативность. Программная задача, завуалированная в игровую форму, решается ребенком более успешно, незаметно для себя, без особого напряжения, играя. Превратить обучение звуковому анализу в интересную игру и в тоже время в результативную игру.
Основной задачей на занятиях по обучению грамоте является умение производить звуковой анализ и синтез слов, что способствует успешному овладению чтением и письмом, заранее предотвратить появление ошибок на письме.
Буквы можно печь из соленого теста. Готовые буквенные изделия можно раскрасить и повесить на «буквенное дерево».
Складываем буквы из счетных палочек, конфет, мозаики, пуговиц, веревочек, спичек, палочек, шишек, камешков, семян, макарон. Эти занятия помогут не только выучить буквы, но выкладывать из них слова.
Вот уже на протяжении нескольких лет я в своей практике использую домики для букв. Буквы можно «очеловечить» для интереса сюжета. По мере изучения букв ребёнок «селит» их в соответствующую для каждой буквы комнату, анализируя и объясняя свой выбор. Домики можно использовать, как итог - распределить уже выученные буквы, а можно и в качестве сопровождения к изучению буквенного материала.
Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Оживление абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур.
Дощечка на определение места звука в слове» – способствует развитию звукового и слогового анализа слов, закреплению зрительного образа букв, совершенствованию мелкой моторики пальцев рук.
«Звукобуквенная дощечка» – способствует развитию звукобуквенного анализа и синтеза слов, учит соотносить конкретный звук в слове с определенным цветом или буквой, способствует закреплению зрительного образа букв, профилактике дисграфии, развитию мелкой моторики
Пособие состоит из куба с шестью гранями разного цвета и плоскостные изображения предметов, символов. Изображения съемные они прикрепляются к кубу с помощью липучек
1. Игра «Определи первый звук в слове».
Логопед раздает детям карточки, спрашивает, у кого из них находится предмет, название которого начинается со звука А, У, О, И, и т. д. Тот, кто правильно назовет предмет, прикрепляет картинку на грань куба с соответствующей буквой. (использовать символ звука или букву). Варианты: найти звук в середине слова, в конце.
Игра «Найди свою картинку»
Логопед раскладывает картинки, в названии которых начинается со звонкого или глухого согласного звука (на каждый звук подбирают одинаковое количество картинок) рисунком вверх, затем распределяют детей на две группы и говорит им, что одна группа будет подбирать картинки со звонкими согласными звуками, а другая с глухими согласными звуками. Дети прикрепляют их к граням куба с соответствующими символами или буквами.
Логопед прикрепляет на грань куба символ большого и маленького предмета, а дети образуют и называют их с соответствующим суффиксом (дом-домик-домище).
Логопед прикрепляет к четырем граням куба карточки с полосками: на первую- карточку с одной полоской, на вторую- с двумя, на третью_ с тремя и с четырьмя на четвертую. Логопед объясняет детям, что грань с одной полоской нужно прикрепить картинки с предметами, названия которых не делятся на части; к другой грани-картинки с предметами, названия которых делятся на две части и т. д.
Логопед прикрепляет на грань куба любую цифру от 1 до Дети прикрепляют картинку на грань куба и называют ее с соответствующим числом. (Семь машин и т. д.)
На грани куба символы: розовое сердечко и синий треугольник.
Дети определяют, на какой вопрос отвечает слово и задают вопрос к предмету. Картинка выкладывается к соответствующему символу.
Задачи: дифференцировать предлоги, формировать умение правильно употреблять предложно -падежные конструкции в речи. Учить составлять предложения с предлогами по демонстрации действий, по сюжетным и предметным картинкам, по схеме предлога и предложенным словам.
На пальцах и ладонях есть «активные точки», массаж с помощью аппликатора Кузнецова улучшает работу мозга, положительно сказывается на самочувствии, оказывает помощь при автоматизации звуков при стертой дизартрии. В качестве предметов, используемых для стимуляции, применяю массажные щетки, массажные коврики с игольчатой поверхностью, шарики.
Точечный массаж кистей рук. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Массаж проводится до появления тепла. Это оказывает оздоравливающее влияние на весь организм.
Если пришить к «кончикам пальцев» на перчатках пуговицы, перчатки «научатся» звучать: стоит пальцам встретиться друг с другом, раздастся приятный цокающий стук. «Чудо перчатки» придают особую прелесть пальчиковой гимнастике, организуя приговоркам и движениям музыкальное сопровождение, и подсказывают новые упражнения. Ритмический рисунок слова можно выстукивать по заданной схеме.
Подушки вязаные, мягкие. Гласные буквы красным цветом, согласные синим цветом, парные согласные звуки расположены вместе.
Несложность выполнения и отсутствие противопоказаний дает возможность использовать массаж ушей в работе с детьми. Он показан детям практически с рождения, т. к. помогает лучше работать и развиваться всем системам организма.
Проводятся в течение 1-2 минут в сопровождении релаксационной музыки после выполнения заданий, требующих зрительного напряжения, или в конце логопедического занятия. Способствует быстрому восстановлению работоспособности и эффективному усвоению учебного материала.
Использование нетрадиционных методов и приемов обучения элементам грамоты детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи является приоритетным направлением моей деятельности.
Учебно-методические и наглядно-игровые пособия творчески переработанны и дополнены.
Моё педагогическое кредо: «Двигаться вперед и не останавливаться на достигнутом, делать каждый день один шажок по пути самосовершенствования, неожиданных открытий и новых ощущений».