Наталья Мостовая
Опыт физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила: инструктор по физической культуре первой квалификационной категории Мостовая Наталья Николаевна
Общий педагогический стаж - 19 лет.
Первостепенной задачей нашего детского сада является задача охраны жизни и укрепления физического и психического здоровья детей.
Цели моей работы :
Формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, сохранению и укреплению здоровья.
Задачи:
Публикация «Опыт физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Воспитывать потребность в занятиях физической культурой и здоровому образу жизни.
Методическим обеспечением физкультурно-оздоровительной работы является комплексная общеобразовательная программа «От рождения до школы», которая является переработанным с учетом ФГОС ДО вариантом «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой; дополнительная оздоровительная программа В. С. Коваленко «К здоровой семье через детский сад». Так же использую: М. А. Рунова “Двигательная активность ребенка в детском саду”, В. Т. Кудрявцев, Б. Б. Егоров “Развивающая педагогика оздоровления” и др.
Вся физкультурно-оздоровительная работа с детьми строится на диагностической основе. В начале учебного года я совместно с воспитателями провожу диагностику физической подготовленности дошкольников по 7 параметрам с последующей оценкой результатов. Итоговая оценка физического развития помогает выявить уровень физической подготовленности каждого ребенка (выше нормы, норма, ниже нормы). Данные диагностики используются на занятиях в индивидуально-дифференцированном подходе к детям с разным уровнем физического развития. Определение уровня физического развития детей проводится в нашем детском саду 2 раза в год (в начале года и в конце). По результатам диагностики составляю план работы на год для каждой возрастной группы, учитывая разные уровни развития детей. Всего продиагностировано 4 группы. Разрабатываю индивидуальные маршрута для каждого ребенка.
Вместе с мед. сестрой проводим антропометрию детей, формируем подгруппы для занятий физической культурой и оздоровительной гимнастики с учётом групп здоровья и рекомендаций врача.
В своей работе использую разнообразные формы обучения (традиционные, интегрированные, комплексные и комбинированные) и приёмы (наглядные, игровые, словесные и др.). Это помогает сделать занятия наиболее эффективными и интересными (помогают заинтересовать, удивить ребёнка; пробудить в нём активность, самостоятельность; превратить ребёнка в партнёра; повысить эффективность обучения). Акцентирую внимание детей на воспитательно-образовательных и тренирующих задачах и пытаюсь добиться от детей не механического заучивания и повторения, а понимания смысла данного движения. Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий,обучение основным движениям происходит намного успешнее, решаются задачи по совершенствованию общей выносливости, формированию скоростно-силовых качеств, повышению координационных способностей. Оздоровительный эффект разных комплексов физических упражнений и подвижных игр на занятиях обеспечивается при сочетании движений с разной степенью интенсивности. Анализ выполненной программы за 2 года, показывает стабильность основных линий развития каждого ребёнка. Благодаря грамотно выстроенной системе физкультурно – оздоровительных и профилактических мероприятий в нашем дошкольном учреждении в целом и группах, уровень заболеваемости значительно снизился.
Мою работу я делю на 7 разделов, которые взаимосвязаны.
1 раздел. Комплексный подход к обучению детей навыкам основ ЗОЖ. Это теоретический раздел, в который входят беседы о различных компонентах ЗОЖ: гигиена, закаливание, профилактика заболеваемости, физические упражнения в режиме дня, консультации для родителей, дается комплексное определение понятия "здоровье".
2 раздел. Закаливание, при реализации которого я даю основы знаний детям и родителям:
- профилактика простудных заболеваний;
- о соответствии одежды ребенка не времени года, а температуре воздуха в помещении и на открытом воздухе в данное время дня;
- о пользе хождения босиком (дома, на занятиях по физической культуре);
- о проведении закаливающих процедур.
3 раздел. Обучение детей основным гигиеническим навыкам
При проведении физкультурных занятий, помимо общепринятых мер по гигиене спортивного зала (проветривание, вентиляция, я обращаю внимание детей на их опрятный вид.
4 раздел. Уровень физической подготовленности
5 раздел. Двигательная активность детей. Учитывая психологические возможности детского организма, в содержание физкультурных занятий, для повышения эмоционального настроя детей и создания положительной мотивации к занятиям и выполнению физических упражнений я включаю элементы ритмической гимнастики, танцевальные упражнения, использую дыхательные упражнения, остеопатическая и коррегирующая гимнастика, подвижные игры и игровые упражнения.
6 раздел. Психическое здоровье детей в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, так как зачастую влияние окружающей среды и социального статуса родителей приводит детей к состоянию психофизиологического перенапряжения - стрессу. Поэтому важной задачей в моей работе является создание положительных эмоций, которое достигается с помощью физических упражнений, проводимых в игровой форме, что способствует наиболее гармоничной деятельности всех органов и систем, приобретению новых знаний, развитию памяти, речи, интеллекта. В работе с детьми я широко использую комплексы психорегулирующей гимнастики, подвижные и сюжетно-ролевые игры, релаксацию, оказывающую оздоровительное психоэмоциональное воздействие на детей
7 раздел. Профилактика.
- Обучение детей навыкам правильного дыхания. Использую дыхательную методику А. Стрельниковой.
- Профилактика нарушений зрения (гимнастика для глаз по Базарному)
- Профилактика нарушений осанки. В течение учебного года организую, специальные игры и упражнения для правильной осанки, включаю в утреннюю гимнастику, физкультминутки, на занятиях.
Работаю в тесном сотрудничестве с воспитателями групп, учителем-логопедом, музыкальным руководителем, методистом, мед. сестрой.
Стараюсь всеми доступными средствами достигнуть взаимодействия и согласия с родителями в воспитании общей культуры детей. Провожу консультации, и анкетирование в которых я пропагандирую здоровый образ жизни, откровенно говорю о вредных привычках (курение, алкоголизм, о профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата, об ответственности родителей за здоровье детей.
С присутствием родителей провожу: НОД, «Дни здоровья». Стало традицией нашего д/с участие родителей в спортивных досугах и праздниках. Большой популярностью пользуются фотоотчёты, в которых отражены все физкультурные праздники и досуги. Всё это помогает создать эмоционально-благоприятный климат в нашем дошкольном учреждении. Совместное творчество педагогического коллектива и родителей воспитанников, способствует раскрытию индивидуальных способностей детей. Ребёнок чувствует себя спокойно, комфортно, защищено и с большим удовольствием посещает детский сад.
Команда «Лучик» ,воспитанников нашего детского сада, участвует в Спартакиаде среди дошкольных образовательных учреждений Сосновского сельского поселения. Занимает призовые места вот уже 3 года. Команда «Лучик» имеет индивидуальные (медали и грамоты) и командные (грамоты и кубки) награды.
В дальнейшем планирую продолжить работу в данном направлении,закончить курсы повышения квалификации – «Фитбол гимнастика», для более углублённого применения в работе с детьми.