Айгуль Щелкова
Опыт работы по экологическому воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
Как прекрасен этот мир! Так хочется сохранить этот прекрасный мир для
будущего поколения. Но сегодня все чаще слышны тревожные напоминания о том, что поколению третьего тысячелетия, возможно, не придется любоваться красотой, т. к. предками сделано многое для того, чтобы загрязнить воздух и воду, сократить лесные ресурсы, накопить радиоактивные отходы. Сохранение достижений цивилизации перед лицом экологических проблем – задача, которую придется выполнять нам всем.
Публикация «Опыт работы по экологическому воспитанию» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Именно поэтому так важно у наших дошкольников заложить основы бережного и ответственного отношения к природе, ее ресурсам, достижениями цивилизации, созданные умом и руками человека. Одним из направлений экологического воспитания и обучения является ознакомление детей с окружающей средой. У дошкольников формируются способности сосредоточивать внимание на предметах ближайшего окружения и явлениях окружающей действительности, умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, выделять в предметах определенные свойства, группировать их. Именно поэтому экологическое образование и воспитание является одним из приоритетных направлений в моей работе.
Используя методическое пособие Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова проводится кружковая работа: «Секреты природы». Предлагаемые занятия носят интегрированный характер, позволяющий знакомить детей с основами экологического воспитания в тесной связи с занятиями по ознакомлению с окружающей средой, развитию речи, изобразительной деятельности, физической культуры и т. д.
Основными задачами мой работы являются:
- формирование основ экологического мировоззрения и культуры;
- расширение представлений о предметах и явлениях природы;
- растительном и животном мире, правилах поведения в природе, о существующих в ней взаимосвязях;
- развитие познавательных интересов, наблюдательности, любви к природе, бережного отношения к ней.
Занятия построены на принципах развивающего обучения и направлены на развитие личности ребенка в целом (умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, а также на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств.
Приоритет в обучении отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей.
Игра для детей дошкольного возраста является ведущей формой деятельности. При проведении подвижных, дидактических, словесных игр формируется гармонически развитая личность, сочетающая в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Ознакомление детей с окружающим миром строится в ходе наблюдения, в процессе беседы об увиденном, во время чтения художественных произведений. Работа проводится не только на занятиях, но и на прогулках, экскурсиях, при демонстрации мультфильмов, видеофильмов, во время трудовых действий в уголке природы, во время проведения опытно- экспериментальной деятельности.
Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, развивают наблюдательность,
пытливость ума, стремление к познанию мира, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.
А так же мною были разработаны проекты: «Волшебница вода», «Под парусом лета», «Сохраним ёлочку», «Берегите бумагу».
Цель данных проектов:
- получение экологических знаний, формирование экологической культуры и основ экологической безопасности.
Особое внимание уделяется работе с родителями. Проводятся консультации «Общаемся с природой по правилам», «Вода, которую мы пьем», «Экология души» и т. д., акции «Сбережем первоцветы», «Берегите воду», «Целительные силы природы», «Сбережем ели и сосны», «Берегите бумагу». Родители вместе с детьми участвуют в выставках рисунков, изготавливают поделки, кормушки, скворечники.
Работа по экологическому воспитанию дошкольников невозможна без участия родителей, их заинтересованности, понимания важности проблемы, поэтому мамы и папы активно вовлекаются в наши досуги и развлечения.
Праздники с экологическим содержанием одинаково интересны и детям и взрослым. Совместные переживания, дела объединяют их, помогают лучше узнать; но главное, дошкольники получают возможность творчески использовать имеющие у них знания и навыки, осознают необходимость бережного отношения к природе и природным ресурсам.
Опыт показывает, что уже в старшем дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребенка к природным явлениям.
Модель педагогического процесса экологического образования дошкольников
Цель
:
- Развитие экологической воспитанности дошкольников
Задачи:
- Освоение экологических представлений;
- Развитие познавательных умений;
- Овладение умениями ухода за живыми существами;
- Накопление опыта гуманного отношения к растениям и животным.
Система педагогического взаимодействия:
- Организованное обучение;
- Совместная деятельность взрослого с ребенком;
- Самостоятельная деятельность детей.