Ирина колташкина
Опыт работы по обучению ПДД в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность и перспективность.
Актуальность данной проблемы на современном этапе очевидна, поскольку круг проблем, связанных с безопасностью ребенка – дошкольника невозможно решить только в рамках дошкольного учреждения. Маленькие дети – особая категория пешеходов и пассажиров. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них.
Публикация «Опыт работы по обучению ПДД в ДОУ» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Опыт работы, практика
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.
Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, особое внимание уделяется обучению детей правилам дорожного движения.
Наш детский сад расположен в районе с интенсивным движением, поэтому необходимость обучения детей правилам дорожного движения подсказана самой жизнью.
Я начала эту работу с изучения семьи, ее запросов, потребностей, взглядов на рассматриваемую проблему. Для этого использовали анкетирование, как одну из неформальных форм взаимодействия. Проведённое анкетирование родителей на тему безопасности дорожного движения показало, что почти 45% опрошенных не уделяют особого внимания важности и необходимости обучения детей правилам дорожного движения дома, а 41% родителей сами регулярно нарушают эти правила.
Большинство родителей возлагают большие надежды на детский сад, что в дошкольном учреждении детей обязательно всему научат. Хотя далеко не все родители представляют чему учить ребенка в определенном возрасте. Мамы и папы не скрывают, что дома этой теме уделяют непростительно мало времени в силу своей занятости. Они редко играют с ребенком, дома нет или недостаточно настольно – печатных игр, детской художественной литературы по дорожной тематике. Большинство родителей помощь детского сада видят в проведении с ними практических занятий по безопасности дорожного движения.
Диагностическое обследование детей дало также неутешительные результаты. Следствием отсутствия контроля за соблюдением правил дорожного движения детьми со стороны родителей стало неумение или неправильное применение дошкольниками имеющихся знаний о безопасном поведении на практике.
Получив такие данные, я активизировала работу в данном направлении. Анкетирование родителей дало возможность спланировать тематику родительских собраний, бесед, консультаций, устных журналов, содержание папок-передвижек.
Вся система работы даже самых опытных педагогов сводится «к нулю», если родитель, ведущий за руку ребенка, нарушает Правила дорожного движения, подвергая опасность свою и его жизнь. Многих детей привозят в детский сад на машине, и они подчас становятся свидетелями нарушений правил родителями – водителями.
Поэтому считаю необходимым в дошкольном учреждении изучение с детьми Правил дорожного движения и формирование у них навыков безопасного поведения на улицах города.
Твёрдо убеждена, что работа педагогов с детьми по этой проблеме не должна ограничиваться только словесными объяснениями - «это можно, а так нельзя».
Главная цель, по моему мнению, - формирование у детей навыков осознанного поведения на улицах города. Где ключевым - является слово «осознанного».
Для решения этой цели поставила следующие задачи:
Познакомить детей с правилами дорожного движения;
Уточнить и расширить представления детей обо всех участниках дорожного движения;
Сформировать умения применять полученные знания в жизни;
Развивать у детей способность к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
Воспитывать потребность детей быть дисциплинированными и внимательными на улицах, осторожными и осмотрительными.
Опираясь на результаты диагностического исследования построила систематическую работу по обучению детей правилам дорожного движения, начиная с младшего дошкольного возраста, идём от простого к сложному. Базовой программой, по которой работает наш детский сад, является программа «От рождения до школы» под редакцией Васильевой, дополнительно я использую программу Р. Б. Стеркиной “Основы безопасности детей дошкольного возраста”,программу Т. Ф. Саулина «Три сигнала светофора», и программу по воспитанию безопасного поведения детей дошкольного возраста на дорогах, улице и в транспорте под редакцией Р. М. Литвиновой. Эти программы, нацеливают педагога на специальную работу по ознакомлению дошкольника с различными опасностями, в том числе, на улицах и дорогах.
Таким образом, где бы не находился человек, всегда рядом с ним существуют опасности.
При рассмотрении основных подходов к проблеме формирования навыков безопасного поведения в литературе выделяется ряд требований к методике их преподнесения:
- достижение понимания детьми значимости соблюдения правил дорожного движения для себя и окружающих посредством художественной литературы, бесед;
- формирование представлений о последствиях нарушения правил;
- включение в активную познавательную деятельность.
На базе этих программ – мною разработано и эффективно используется в работе перспективное планирование по ознакомлению детей с правилами дорожного движения.
Работа с родителями.
Важную роль в ознакомлении детей с правилами дорожного движения играет тесная взаимосвязь нашего ДОУ с родителями. Воспитатели ведут большую работу по правилам дорожного движения с родителями, знакомят их с программными требованиями, привлекают к изготовлению материала для проведения занятий, игр, выполнению различных заданий с детьми. В ДОУ была организованна выставка в холле детского сада безопасных маршрутов движения в детский сад; творческий конкурс среди детей, родителей, воспитателей на лучшую сказку, стихотворение по ПДД; совместные занятия с родителями по образовательной области «Безопасность»; тематическая экскурсия по городу в сопровождении родителей «Безопасный город».
С родителями в группах проводятся консультации по правилам дорожного движения «Азбука пешехода», «Безопасность детей в период зимних каникул», «Бег через дорогу - враг, особенно зимой!», «Внимание, дети!»; в родительских уголках оформляются наглядно-информационные стенды «Добрая дорога детства», «Внимание – дети!»; экспресс-тест с целью определить уровень знаний, умений по правилам дорожного движения, передаваемых родителями детям; раздаются памятки «Безопасное поведение на улице», «Обучения детей наблюдательности на улице», «Осторожно, гололёд», «Правила перевозки детей в автомобиле», родительское собрание «Роль семьи в профилактике ДДТТ, оздоровление детей» с приглашением инспектора ГИБДД. Ведется инструктаж с родителями и воспитателями.
Для распространения опыта по обучению детей ПДД в нашем детском саду были проведены: музыкальный досуг «Красный, желтый, зелёный»; развлечения «Азбуку дорожную детям знать положено»; КВН между двумя подготовительными группами «Путешествие в страну Безопасности»; досуг на улице «Азбука нашего автогородка»; спортивное развлечения «Дорожная палитра».
Работа с педагогами.
Большое внимание уделяю работе с пед. кадрами ДОУ № 52 «Чебурашка» в области профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, провожу консультации, семинары-практикумы, «КВН безопасности».
Организую выставки детских рисунков, пособий, дидактических игр; регулярно проводятся смотры на лучшую группу в работе по ПДД.
Работа МДОУ детского сада № 52 «Чебурашка» по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма с учреждениями социумом
Наша совместная работа предусматривает:
- отделение ГИБДД – составление и утверждение планов совместной работы по профилактике ДДТТ, просветительская работа среди детей и их родителей, предоставление наглядной информации о состоянии ДДТТ среди детей дошкольного возраста; оказание помощи в организации и проведении смотров- конкурсов по предупреждению ДДТТ на уровне города;
- МОУ СОШ № 5 - организация совместных мероприятий, оказание помощи в оформлении пособий для ДОУ по профилактике ДДТТ, взаимопосещения мероприятий;
- СМИ - предоставление наглядной информации о состоянии ДДТТ среди детей дошкольного возраста; представление печатных и видеоматериалов по организации работы по профилактике ДДТТ в образовательных учреждениях города.
Обучение правилам дорожного движения проводятся не только на специально организованных занятиях, но и в разных видах деятельности по образовательным областям:
Художественно- эстетическое развитие - сюжетное рисование по впечатлениям проведенных занятий, моделирования дорожных ситуаций, закрепление пройденного материала;
Речевое развитие- использование стихов, рассказов, загадок;
физическое развитие- использование подвижных игр, физкультминуток;
познавательное развитие – экскурсии, ориентировка на местности, история транспорта.
Прививать навыки безопасного поведения на дороге, только рассуждая об осторожности, нельзя. Безопасному поведению и правилам дорожного движения ребенка нужно учить с того момента, когда он начинает ходить самостоятельно.
Работа с детьми по правилам дорожного движения будет эффективна лишь в том случае, если теория тесно связана с практикой. Самым действенным методом доведения до детей элементарных правил поведения на дороге является игра, в которой они сами участвуют. Увлекаясь игрой, дети усваивают основные требования правил, осознают, кто такие пешеходы, водители, регулировщики. У детей очень хорошо развито воображение, и только яркие моменты оставляют в их памяти нужные знания. Любой ребёнок быстрее поймёт и усвоит ПДД, преподнесённые не только в обыкновенной беседе, но и в сказке, викторине, игре.
Выводы:
Ни один изучаемый предмет в дошкольном учреждении не влияет так на безопасность ребёнка, как изучение правил дорожного движения. Только они могут дать ему знания в безопасном поведении на дороге, способные превратиться в прочные навыки.
Использованные в ходе работы и обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, позволили сформировать у ребенка умение предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создали модель поведения на дороге; привлекли родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением.