Татьяна Громова
Развитие у детей КГН (опыт работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка- детский сад № 125 «Яблонька»
Обобщенный опыт работы
по развитию у детей дошкольного возраста культурно- гигиенических навыков
Выполнила:
Воспитатель:
Громова Татьяна Николаевна
высшая квалификационная категория
Вид проекта: групповой, творческий, долгосрочный.
Публикация «Развитие у детей КГН (опыт работы)» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Время реализации: сентябрь - май
Участники: воспитатели, дети, родители.
Проект: «Чистота - залог здоровья».
Цель: Развитие культурно – гигиенических навыков ребенка – первый шаг в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни.
Актуальность
Малыш трех лет уже самостоятельно может принимать пищу, одеваться и раздеваться, умываться, использовать туалет, использовать носовой платок, расческу и полотенце. В этом возрасте ребенок проявляет интерес к правилам поведения, направленного на здоровье сбережение, с удовольствием исполняет простейшие ритуалы (умывается, чистит зубы, с интересом узнает все больше о своем теле. Дети радуются любой возможности попробовать выполнить гигиенические процедуры самостоятельно, а также искренне и эмоционально радуются результату: чистым ручкам, чистым зубкам. Но процесс приучения к гигиене не всегда и не у всех проходит так, как хотелось бы. Некоторые малыши отлынивают от нудных и, по их мнению, не таких уж и нужных процедур: мытья рук, чистки зубов. Но воспитание культурно-гигиенических навыков, как мы понимаем, дело крайне необходимое. Что же делать? Остановимся подробнее на правильном мытье рук.
Мойте руки вместе с детьми! Из особенностей детского развития в данный возрастной период видно, что самое важное – это показывать достойный пример. Малыш внимательно следит за взрослым, копирует его действия, стремится подражать. Поэтому если мама и папа моют руки, то и малыш с радостью последует их примеру.
Всем своим видом показывайте свое удовольствие от процесса и радуйтесь результату, который получает малыш. Важна эмоциональная составляющая, тогда навыки будут закреплены надежно.
Дети любят играть и фантазировать. Этим-то и нужно воспользоваться. Поиграйте с ребенком! Намыливая руки, можно попускать пузыри (сложив руку в кулак таким образом, чтобы между пальцами и ладонью осталось отверстие, понаблюдать за тем, сколько пузырей, больших и маленьких вырастает на ладошках, если их тщательно намыливать). Можно также посоревноваться: у кого получится больше пены при намыливании рук или (если ребенок стремится поскорее закончить процедуру и моет руки некачественно) кому удастся дольше всех не смывать мыло.
Можно выучить с ребенком несколько стихов или песенок. Они помогут сделать гигиенические процедуры веселее и объяснят ребенку на понятном ему языке пользу и необходимость действий. Вот несколько стихов и песен об умывании и чистоте. Вы можете распечатать их и повесить у себя в ванной.
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
Ручки мыли,
Щечки мыли,
Носик мыли
(можно перечислять все, что захочешь)
И теперь мы чистые,
Зайчики пушистые.
Сам я встал сегодня рано,
Сам умылся из-под крана,
Чистить зубы сам пошел,
И расческу сам нашел.
Перед зеркалом стою,
Сам себя не узнаю.
Нет, такому молодцу
Быть неряхой - не к лицу (В. Степанов) .
Моем -моем мы ладошки,
Мылом пенным и душистым.
Все их моют, даже кошки,
Чтобы было чисто-чисто.
Инструкция по правильному мытью рук :
1. Руки нужно намочить теплой водой.
2. Возьмите мыло, потрите его между ладоней.
3. Отложите мыло, старательно вспеньте мыло на руках, протрите каждый палец, не забудьте о запястьях.
4. Смойте мыло водой.
5. Вытрите руки полотенцем.
Навыки мытья рук и личной гигиены включают умение:
1. Мыть лицо, уши, руки
2. Закатать рукава;
3. Смочить руки;
4. Взять мыло, намыливать до появления пены;
5. Смыть мыло;
6. Сухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и повесить в свою ячейку.
Задачи проекта:
1. Формировать культурно – гигиенические навыки у детей
младшего дошкольного возраста.
2. Формировать привычку следить за своим внешним видом,
умения правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо;
насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место.
3. Воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, аккуратными
и опрятными.
4. Активно привлекать родителей к соблюдению и развитию
у детей навыков личной гигиены дома.
Этапы проекта:
I этап – информационно – аналитический
II этап – основной
III этап – заключительный.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
- Следить за своим внешним видом.
- Пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо; насухо
вытираться после умывания полотенцем.
- Вешать полотенце на место, пользоваться расческой.
Основные формы реализации проекта:
- Анкетирование родителей.
- Дидактические игры и упражнения.
- Чтение художественной литературы.
- Праздники и развлечения, беседы.
- Взаимодействие с родителями.
Описание проекта по этапам.
I этап – информационно – аналитический.
Мероприятия
Работа с детьми
Работа с родителями
Определение уровня знаний в области КГН у детей младшего дошкольного возраста.
- наблюдение за детьми
- беседы
- диагностика
- разработка содержания проекта
- изучение литературы
- приобретение и изготовление
наглядного материала (схемы,
иллюстрации и т. д.)
- подбор дидактических и
настольно – печатных игр по
данной теме
- подготовить материалы для работы с родителями
- анкетирование: «Режим дня вашего ребенка», «Чистота залог здоровья».
II этап – основной.
Мероприятия Работа с детьми Работа с родителями
Формировать КГН у детей младшего дошкольного возраста:
1. Учить детей следить за своим внешним видом, приучать к аккуратности и опрятности.
2. Учить детей правильно мыть руки (используя алгоритмы).
3. Расширять представление родителей о формировании КГН у детей младшего дошкольного возраста.
4. Способствовать сплочению коллектива детей и родителей. Дидактические игры:
«Подбери предметы личной гигиены», «Правила гигиены», «Таня проснулась», «Сделаем куклам разные прически», «Купаем куклу».
Сюжетно-ролевая игра:
«Парикмахерская», «Больница».
Игровые ситуации:
«Как Машенька утром просыпается». Формировать у детей КГН, учить правильно осуществлять ежедневные гигиенические процедуры.
«Кукла Полина умывается». Формировать у детей навыки самообслуживания,КГН, учить обозначать словом и понимать назначение выполняемых действий.
«Кукла умывается». Чтение Я. Акима «Где живет вода?».
«Медвежонок умывается» Формировать КГН. Предложить детям посмотреть, как умывается игрушечный медвежонок.
«Доброе утро, Петушок». Учить осуществлять ежедневные гигиенические процедуры.
«Научим Хрюшу умываться». Формировать у детей КГН, учить правильно умываться, способствовать росту осознанности действий детей.
Беседы:
«Чтобы быть здоровым»,
«Чистота и здоровье».
Дидактические упражнения:
«И теперь мы чистые зайчики пушистые», «Носики – курносики», «Покажем Мишке, как мы умеем мыть руки», «Делаем прическу».
Театрализованная игра по стихотворению А. Барто «Девочка чумазая». Учить детей выполнять действия по передаче сюжета произведения, работать над повышением выразительности речи,мимики, жестов.
Чтение худ. литературы:
К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе».
Чтение потешки «водичка – водичка умой мое личико».
Заучивание народных песенок, потешек, стихотворения «Без воды умылся котик…».
Рассматривание картин:
«Мама купает Катю», «За обедом», рассматривание иллюстраций к книге «Мойдоыр».
Игровые упражнения:
«Мы правильно моем руки». Учить правильно мыть руки, тщательно вытирать каждый пальчик.
«Полотенце пушистое». Учить правильно пользоваться индивидуальным полотенцем, вешать его на место.
«Мойдодыр». Формировать у детей КГН, уточнить название и назначение предметов туалета, их свойства.
«Румяные щечки». Учить следить за своим внешним видом, мыть руки с мылом, тщательно умывать лицо.
Мультзал:
Просмотр фрагмента мультипликационного фильма «Мойдодыр», прослушать песенку Мойдодыра, способствовать формированию КГН.
Беседа и упражнение:
«В гостях у Мойдодыра». Рассказать о важности поддержания чистоты одежды и тела, познакомить с понятием «опрятность». Информация в родительском уголке:
«Как приучить ребенка к аккуратности и опрятности», «Этикет для малышей».
Родительское собрание:
«Что умеют малыши» (формирование КГН у детей младшего дошк. возраста.
Демонстрация презентации «Как я умею умываться».
Оформление стенгазеты «Режим дня».
Беседа
«Как приучить ребенка мыть руки».
III этап – заключительный.
Мероприятия
Работа с детьми Работа с родителями
Подведение итогов работы над проектом.
- диагностика
- сравнительный анализ диагностики
-обобщение опыта работы по данной теме
-оформление презентации «Чистота-залог здоровья!» -анкетирование:
«Чему научился ваш ребенок».
-оформление стенгазеты «Знают взрослые и дети – здоровье главное на свете».
Литература:
1. Безруких М. М., Филиппова Т. А., Макеева А. Г. Разговор о
правильном питании /Методическое пособие. - М. : ОЛМА
Медиа Групп, 2012.- 80с.
2. Белостоцкая Е. М. Гигиенические основы воспитания детей
от 3 до 7. – М. : Просвещение, 1991.
3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. – М. :
Просвещение, 1991.
4. Конина Е. Ю. Формирование культурно – гигиенических
навыков у детей. Игровой комплект. – Айрис-пресс, 2007.
5. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей
младшего дошкольного возраста. – М. : 1991.
6. Лихачева А. А. Встреча с Мойдодыром. // Дошкольное
воспитание №9 – 2004. с. 56.
7. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Развитие и воспитание
детей младшего дошкольного возраста. Практическое
пособие для воспитателей детских садов – Воронеж ТЦ
«Учитель». 2001.
8. Воспитание здорового ребенка/ М. Д. Маханева. – М. :Аркти,1997.
9. Здоровье сберегающие технологии воспитания в детском саду/
Под ред. Т. С. Яковлевой. -М. : Школьная пресса, 2006.
10. Растем здоровыми/ В. А. Доскин, Л. Г. Голубева. -М. :
Просвещение, 2002.