Мартиросян Татьяна
Опыт организации творческих групп педагогов в ДОУ как средства эффективной реализации инновационных проектов
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт организации творческих групп педагогов в ДОУ как средства эффективной реализации инновационных проектов
Приказом Департамента образования Вологодской области от 08.08.2016г. № 2297 на базе МБДОУ «Детский сад №1» г. Череповца утверждена региональная инновационная площадка с проектом по теме : «Реализация деятельностного метода в физическом воспитании дошкольников с разным уровнем здоровья на основе принципа индивидуализации в соответствии с ФГОС дошкольного образования». Срок реализации проекта : 2016-2020 гг.
Публикация «Опыт организации творческих групп педагогов в ДОУ как средства эффективной реализации инновационных проектов» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Целью данного проекта является обеспечение полноценного физического развития каждого ребенка с разным уровнем здоровья, как субъекта деятельности в сфере физического воспитания на доступном для него уровне, благодаря принятию им ценностей физической культуры и реализации личностной мотивации в различных видах и формах двигательной активности.
Реализуемые проект является продолжением и составной частью многолетней работы по разработке и внедрению авторской программы «Оздоровление» педагогического коллектива детского сада под руководством научного руководителя проекта Воробьева Владислава Федоровича, кандидата биологических наук, доцента кафедры «Теория и методика физической культуры и спорта» ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет». Её стержневым направлением является реализация модели здоровьесберегающей деятельности на основе оптимизации двигательного режима, использования элементов различных здоровьесберегающих технологий и комплексного сопровождения детей с учетом индивидуальных типологических особенностей. Педагогический коллектив дошкольного учреждения с 1998 года активно работает в режиме развития, апробируя, внедряя и реализуя инновационные идеи и подходы в вопросах здоровьесбережения и физического развития детей дошкольного возраста с разным уровнем здоровья в оздоровительных группах и группах общеразвивающей направленности в условиях дошкольного образовательного учреждения.
В процессе длительной опытнической, методической и научной деятельности, разнообразных масштабных наблюдений и исследований по вопросам воспитания основ культуры здоровья, организации двигательного режима, оптимизации двигательной нагрузки, создания модели здоровьесбережения в ДОУ, реализации принципа индивидуализации в работе с дошкольниками с различными конституциональными особенностями, методической службой и педагогами ДОУ накоплен большой практический опыт организации инновационной деятельности педагогов.
Считаем, что полноценное оздоровление каждого ребенка возможно при условии, если все сотрудники дошкольного учреждения будут в той или иной мере принимать участие в решении образовательных, оздоровительных и воспитательных задач физической культуры.
В настоящее время происходит переориентация целевых установок образовательного процесса с достижения соответствующих возрасту норм физической подготовленности на результат прироста качества личностного развития каждого ребенка, поэтому важным звеном в работе является активная позиция каждого педагога в период обновления содержания образования. В ходе инновационной деятельности, на наш взгляд, удалось включить педагогов в этот процесс за счет вовлечения их в работу различных творческих групп.
Педагогический коллектив дошкольного учреждения прошел несколько этапов инновационной деятельности, в ходе которых развивались и обогащались новым содержанием такие формы методической деятельности, как творческие группы педагогов. Так, с 2013 года по 2016 год, коллектив ДОУ -участник федерального эксперимента «Апробация и внедрение примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Мир открытий» в практику дошкольного образования». Реализация авторской программы «Оздоровление» в части основной образовательной программы, формируемой участником образовательных отношений». С 2016-2020гг. - действует региональная инновационная площадка АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования». Ведущей идеей методического опыта в рамках деятельности инновационной площадки является распространение идей новшеств, а также диссеминация опыта методической работы по эффективной организации и руководству инновационной деятельностью творческой группы педагогов дошкольного образовательного учреждения.
Цели методической инновационной деятельности при организации работы творческих групп педагогов :
Популяризация роли и значения творческой группы педагогов в развертывании инновационной деятельности в ДОУ с целью поиска эффективных путей реализации основных принципов здоровьесбережения и требований ФГОС дошкольного образования.
Выявление особенностей системной организации деятельности творческой группы в условиях длительного режима осуществления инновационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении, повышение профессионализма педагогов.
Характеристика условий развития опыта в дошкольном учреждении.
1. Приоритетное направление деятельности ДОУ - физическое развитие и оздоровление воспитанников при наличии в ДОУ оздоровительных групп для дошкольников с первичными проявления туберкулезной инфекции, также детей, подверженных инфицированию.
2. Инициатива, заинтересованность администрации ДОУ в инновационных изменениях, повышении эффективности оздоровления воспитанников: управленческая и методическая деятельность инновационного характера; желание педагогов работать по- новому, имеющийся высокий профессионализм и творческий потенциал педагогов.
3. Научно обоснованная методологическая база (разработка авторской оздоровительной программы на методологической научной основе,наличие научного руководителя).
4. Постоянное научное сопровождение, взаимодействие с высшей школой - ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет», АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования». Взаимодействие с представителями научной интеллигенции: профессорами Института возрастной физиологии Российской Академии образования г. Москва.
5. Создание модели здоровьесбережения в ДОУ; постоянный мониторинг результативности оздоровительной работы, наличие квалифицированного медицинского персонала.
Основными направлениями инновационной деятельности были определены следующие:
1. Повышение профессиональных компетенций педагогов (научно-методической, информационно- аналитической,организационной, исследовательско- опытнической)
2. Обновление,совершенствование содержания образования.
3. Создание нового методического продукта.
4. Обновление диагностического инструментария в ходе экспериментальной, опытнической деятельности.
5. Распространение идей и конкретных способов преобразований, передача опыта через различные формы.
Определены основные принципы деятельности творческой группы педагогов, которые легли в основу работы: научность, компетентность, объективность, системность, плановость, вариативность, открытость, комплексирование, отчетность, соподчиненность, дифференцирование
4 этап (2016-2020гг.)
Поиск, апробация авторских подходов в проектировании образовательных ситуаций в физическом,художественно-эстетическом развитии» на основе деятельностного метода. Апробация вариативных форм совместной деятельности в реализации принципа индивидуализации на основе учета различных конституциональных особенностей дошкольников.
Прежде всего, были выделены приоритетные задачи для педагогов, участников творческих групп на различных этапах инновационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении, такие, как:
-внедрять, апробировать новые подходы в совершенствовании двигательного режима детей разных типологических групп. (вариативные формы взаимодействия в организованной образовательной деятельности, совместной деятельности в режимных процессах, внегрупповой физкультурно-оздоровительной работе, самостоятельной детской деятельности);
-проектировать систему комплексного подхода в развитии физической сферы ребенка-дошкольника (двигательных возможностей) на основе опережающего развития координационных способностей: циклы специальных двигательных игр и упражнений на развитие аэробной работоспособности; проектировать и внедрять мониторинг развития координационных способностей;
-разработать алгоритм и содержание вариативных форм:«двигательные переменки» для детей с различным типом телосложения, «двигательные встречи» для детей с различными темповыми характеристиками; апробировать данные формы на практике, ввести в модель здоровьесбережения;
-разрабатывать основы комплексного взаимодействия педагогов и специалистов службы психолого-педагогического сопровождения в реализации модели индивидуализации развития и двигательной подготовленности ребенка;
-конструировать, адаптировать, внедрять модель здоровьесбережения в ДОУ; моделировать способы интеграции физкультурно-оздоровительной деятельности в совместной образовательной деятельности по основным образовательным областям с детьми различных типологических групп, как в ООД, так и в режимных процессах в соответствии с ФГОС ДО;
-продолжать работу по формированию культуры здоровья у педагогов и воспитанников на различных уровнях в соответствии с выявленными межгрупповыми различиями; совершенствовать профессиональную компетентность педагогов в вопросах воспитания основ культуры здоровья;
-продолжать активное развитие аэробных и координационных способностей детей дошкольного возраста путем широкой интеграции данных задач в различные образовательные области в свете требований ФГОС дошкольного образования;
-апробировать на практике вариативные формы физкультурно-оздоровительной работы с использованием элементов здоровьесберегающих технологий; разработать подходы, принципы организации межгруппового разновозрастного взаимодействия воспитанников с различными конституциональными особенностями.
На каждом этапе становления, развития и работы творческих групп педагогов в режиме инновационного процесса определялись основные виды их деятельности.
Так, на начальных этапах проходил отбор, анализ, конкретизация, разработка, апробация методического содержания,методик оценки к авторской программе «Оздоровление; совершенствование диагностического блока программы, отбор диагностического инструментария, выявление психофизических особенностей детей типологических групп. В дальнейшем проходил поиск новых подходов в здоровьесбережении, теоретическое обоснование, исследование и апробация многоуровневой системы реализации типологического подхода в двигательной деятельности с воспитанниками, продолжение проектирования вариативных форм двигательной активности. 2013-2016 годы ознаменовались апробацией и внедрением вариативных форм двигательной активности в модель здоровьесбережения в реализации ООП «Мир открытий», активным внедрением типоспецифического подхода при взаимодействии с воспитанниками различных типологических групп в различных формах двигательной активности. В период с 2016-2020 годы продолжен процесс поиска, апробации, встраивания рекреационных межгрупповых форм взаимодействия в двигательной активности детей с различными конституциональными особенностями при проектировании образовательных ситуаций в физическом развитии дошкольников на основе деятельностного метода.
Благодаря развитию инновационного процесса значительно расширился арсенал форм методической работы с педагогами творческих групп на различных этапах деятельности.
I. Под руководством научного руководителя проводились различные виды научных педагогических консилиумов, содержание которых было дифференцировано относительно участников: общий; теоретический; с администрацией ДОУ; с творческой группой педагогов; с начинающими педагогами.
II. Под руководством заведующего и куратора инновационной деятельности- старшего воспитателя активизировались различные формы взаимодействия с педагогами : педагогический мини-консилиум; педагогический Совет; «творческая дискуссия»; дискуссионный клуб (Анализ дневниковых записей); деловая игра (деятельностный подход); «мозговой штурм»; тренинг;«круглый стол»; открытые просмотры деятельности, взаимопосещения.
Получили также широкое распространение различные виды взаимодействия педагогов внутри творческих групп. Так, например, на первом этапе деятельности присутствовал широкий спектр видов взаимодействия в форме собеседований, различных научных лекций, консультирования. На втором и третьем этапах чаще имело место дифференцированно групповое взаимодействие в рамках научных семинаров. На последующих этапах инновационной деятельности активнее использовались парное творческое, практико-ориентированное взаимодействие, работа в микрогруппах, форма диспутов.
В инновационной практике дошкольного образовательного учреждения выделялись и актуализировались на разных этапах различные виды творческих групп педагогов, а именно: I этап - микрогруппы педагогов (площадка специалистов, поисково-аналитическая группа, творческая микрогруппа); II этап- творческая группа видоизменилась, в нее вошли педагоги других микрогрупп : экспертной микрогруппы по разарботке карт индивидуального образовательного маршрута, группы по разработке методических рекомендаций к авторской программе, стажерской мини- группе. ; III, IV этапы -творческая группа по переработке содержания авторской программы, планирования в соответствие с федеральными государственными стандартами; мини-группа исследования двигательной системы детей группы риска; на V этапе работала общая группа участников региональной площадки по теме проекта; которая пополнилась мини-группой по разработке универсальных образовательных ситуаций по физическому развитию на основе деятельностного метода. В ходе расширения и углубления инновационной работы менялись также формы изучения, передачи опыта педагогов, участников творческих групп с простейшего распространения и трансляции через теоретические и традиционные практические формы до диффузии и диссеминации в интерактивных формах на разных уровнях. Результативность деятельности творческих групп педагогов в инновационном режиме, несомненно, проявляется:
- в повышении уровня профессионализма педагогов, участников творческих групп. (издательская деятельность, участие в научно-практических конференциях различных уровней, достижения педагогической, научно-методической практики, увеличение численности педагогов, аттестованных на соответствие требованиям первой и высшей квалификационных категорий, разработка методических продуктов);
- в стабильности численности участников творческой группы;
- в наличии статусного уровня дошкольного учреждения на протяжении 20 лет и значимых достижениях педагогического коллектива на городском, региональном и Всероссийском уровнях;
- в появлении новых форм методической деятельности и активизации взаимодействия с педагогами;
- в эффективном освоении педагогами современных образовательных технологий и активном применении их в практике работы и повышении качества реализации ООП ДОУ;
- во внедрении новых рекреационных форм физкультурно-оздоровительной деятельности с воспитанниками ДОУ;
- в разнообразии видов и форм популяризации опыта инновационной деятельности;
- в снижении уровня заболеваемости воспитанников в дошкольном учреждении.
[