МААМ-картинки

Опыт организации творческих групп педагогов в ДОУ как средства эффективной реализации инновационных проектов

Мартиросян Татьяна
Опыт организации творческих групп педагогов в ДОУ как средства эффективной реализации инновационных проектов
▼ Скачать + Заказать документы

Опыт организации творческих групп педагогов в ДОУ как средства эффективной реализации инновационных проектов

Приказом Департамента образования Вологодской области от 08.08.2016г. № 2297 на базе МБДОУ «Детский сад №1» г. Череповца утверждена региональная инновационная площадка с проектом по теме : «Реализация деятельностного метода в физическом воспитании дошкольников с разным уровнем здоровья на основе принципа индивидуализации в соответствии с ФГОС дошкольного образования». Срок реализации проекта : 2016-2020 гг.

Публикация «Опыт организации творческих групп педагогов в ДОУ как средства эффективной реализации инновационных проектов» размещена в разделах

Целью данного проекта является обеспечение полноценного физического развития каждого ребенка с разным уровнем здоровья, как субъекта деятельности в сфере физического воспитания на доступном для него уровне, благодаря принятию им ценностей физической культуры и реализации личностной мотивации в различных видах и формах двигательной активности.

Реализуемые проект является продолжением и составной частью многолетней работы по разработке и внедрению авторской программы «Оздоровление» педагогического коллектива детского сада под руководством научного руководителя проекта Воробьева Владислава Федоровича, кандидата биологических наук, доцента кафедры «Теория и методика физической культуры и спорта» ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет». Её стержневым направлением является реализация модели здоровьесберегающей деятельности на основе оптимизации двигательного режима, использования элементов различных здоровьесберегающих технологий и комплексного сопровождения детей с учетом индивидуальных типологических особенностей. Педагогический коллектив дошкольного учреждения с 1998 года активно работает в режиме развития, апробируя, внедряя и реализуя инновационные идеи и подходы в вопросах здоровьесбережения и физического развития детей дошкольного возраста с разным уровнем здоровья в оздоровительных группах и группах общеразвивающей направленности в условиях дошкольного образовательного учреждения.

В процессе длительной опытнической, методической и научной деятельности, разнообразных масштабных наблюдений и исследований по вопросам воспитания основ культуры здоровья, организации двигательного режима, оптимизации двигательной нагрузки, создания модели здоровьесбережения в ДОУ, реализации принципа индивидуализации в работе с дошкольниками с различными конституциональными особенностями, методической службой и педагогами ДОУ накоплен большой практический опыт организации инновационной деятельности педагогов.

Считаем, что полноценное оздоровление каждого ребенка возможно при условии, если все сотрудники дошкольного учреждения будут в той или иной мере принимать участие в решении образовательных, оздоровительных и воспитательных задач физической культуры.

В настоящее время происходит переориентация целевых установок образовательного процесса с достижения соответствующих возрасту норм физической подготовленности на результат прироста качества личностного развития каждого ребенка, поэтому важным звеном в работе является активная позиция каждого педагога в период обновления содержания образования. В ходе инновационной деятельности, на наш взгляд, удалось включить педагогов в этот процесс за счет вовлечения их в работу различных творческих групп.

Педагогический коллектив дошкольного учреждения прошел несколько этапов инновационной деятельности, в ходе которых развивались и обогащались новым содержанием такие формы методической деятельности, как творческие группы педагогов. Так, с 2013 года по 2016 год, коллектив ДОУ -участник федерального эксперимента «Апробация и внедрение примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Мир открытий» в практику дошкольного образования». Реализация авторской программы «Оздоровление» в части основной образовательной программы, формируемой участником образовательных отношений». С 2016-2020гг. - действует региональная инновационная площадка АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования». Ведущей идеей методического опыта в рамках деятельности инновационной площадки является распространение идей новшеств, а также диссеминация опыта методической работы по эффективной организации и руководству инновационной деятельностью творческой группы педагогов дошкольного образовательного учреждения.

Цели методической инновационной деятельности при организации работы творческих групп педагогов :

Популяризация роли и значения творческой группы педагогов в развертывании инновационной деятельности в ДОУ с целью поиска эффективных путей реализации основных принципов здоровьесбережения и требований ФГОС дошкольного образования.

Выявление особенностей системной организации деятельности творческой группы в условиях длительного режима осуществления инновационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении, повышение профессионализма педагогов.

Характеристика условий развития опыта в дошкольном учреждении.

1. Приоритетное направление деятельности ДОУ - физическое развитие и оздоровление воспитанников при наличии в ДОУ оздоровительных групп для дошкольников с первичными проявления туберкулезной инфекции, также детей, подверженных инфицированию.

2. Инициатива, заинтересованность администрации ДОУ в инновационных изменениях, повышении эффективности оздоровления воспитанников: управленческая и методическая деятельность инновационного характера; желание педагогов работать по- новому, имеющийся высокий профессионализм и творческий потенциал педагогов.

3. Научно обоснованная методологическая база (разработка авторской оздоровительной программы на методологической научной основе,наличие научного руководителя).

4. Постоянное научное сопровождение, взаимодействие с высшей школой - ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет», АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования». Взаимодействие с представителями научной интеллигенции: профессорами Института возрастной физиологии Российской Академии образования г. Москва.

5. Создание модели здоровьесбережения в ДОУ; постоянный мониторинг результативности оздоровительной работы, наличие квалифицированного медицинского персонала.

Основными направлениями инновационной деятельности были определены следующие:

1. Повышение профессиональных компетенций педагогов (научно-методической, информационно- аналитической,организационной, исследовательско- опытнической)

2. Обновление,совершенствование содержания образования.

3. Создание нового методического продукта.

4. Обновление диагностического инструментария в ходе экспериментальной, опытнической деятельности.

5. Распространение идей и конкретных способов преобразований, передача опыта через различные формы.

Определены основные принципы деятельности творческой группы педагогов, которые легли в основу работы: научность, компетентность, объективность, системность, плановость, вариативность, открытость, комплексирование, отчетность, соподчиненность, дифференцирование

4 этап (2016-2020гг.)

Поиск, апробация авторских подходов в проектировании образовательных ситуаций в физическом,художественно-эстетическом развитии» на основе деятельностного метода. Апробация вариативных форм совместной деятельности в реализации принципа индивидуализации на основе учета различных конституциональных особенностей дошкольников.

Прежде всего, были выделены приоритетные задачи для педагогов, участников творческих групп на различных этапах инновационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении, такие, как:

-внедрять, апробировать новые подходы в совершенствовании двигательного режима детей разных типологических групп. (вариативные формы взаимодействия в организованной образовательной деятельности, совместной деятельности в режимных процессах, внегрупповой физкультурно-оздоровительной работе, самостоятельной детской деятельности);

-проектировать систему комплексного подхода в развитии физической сферы ребенка-дошкольника (двигательных возможностей) на основе опережающего развития координационных способностей: циклы специальных двигательных игр и упражнений на развитие аэробной работоспособности; проектировать и внедрять мониторинг развития координационных способностей;

-разработать алгоритм и содержание вариативных форм:«двигательные переменки» для детей с различным типом телосложения, «двигательные встречи» для детей с различными темповыми характеристиками; апробировать данные формы на практике, ввести в модель здоровьесбережения;

-разрабатывать основы комплексного взаимодействия педагогов и специалистов службы психолого-педагогического сопровождения в реализации модели индивидуализации развития и двигательной подготовленности ребенка;

-конструировать, адаптировать, внедрять модель здоровьесбережения в ДОУ; моделировать способы интеграции физкультурно-оздоровительной деятельности в совместной образовательной деятельности по основным образовательным областям с детьми различных типологических групп, как в ООД, так и в режимных процессах в соответствии с ФГОС ДО;

-продолжать работу по формированию культуры здоровья у педагогов и воспитанников на различных уровнях в соответствии с выявленными межгрупповыми различиями; совершенствовать профессиональную компетентность педагогов в вопросах воспитания основ культуры здоровья;

-продолжать активное развитие аэробных и координационных способностей детей дошкольного возраста путем широкой интеграции данных задач в различные образовательные области в свете требований ФГОС дошкольного образования;

-апробировать на практике вариативные формы физкультурно-оздоровительной работы с использованием элементов здоровьесберегающих технологий; разработать подходы, принципы организации межгруппового разновозрастного взаимодействия воспитанников с различными конституциональными особенностями.

На каждом этапе становления, развития и работы творческих групп педагогов в режиме инновационного процесса определялись основные виды их деятельности.

Так, на начальных этапах проходил отбор, анализ, конкретизация, разработка, апробация методического содержания,методик оценки к авторской программе «Оздоровление; совершенствование диагностического блока программы, отбор диагностического инструментария, выявление психофизических особенностей детей типологических групп. В дальнейшем проходил поиск новых подходов в здоровьесбережении, теоретическое обоснование, исследование и апробация многоуровневой системы реализации типологического подхода в двигательной деятельности с воспитанниками, продолжение проектирования вариативных форм двигательной активности. 2013-2016 годы ознаменовались апробацией и внедрением вариативных форм двигательной активности в модель здоровьесбережения в реализации ООП «Мир открытий», активным внедрением типоспецифического подхода при взаимодействии с воспитанниками различных типологических групп в различных формах двигательной активности. В период с 2016-2020 годы продолжен процесс поиска, апробации, встраивания рекреационных межгрупповых форм взаимодействия в двигательной активности детей с различными конституциональными особенностями при проектировании образовательных ситуаций в физическом развитии дошкольников на основе деятельностного метода.

Благодаря развитию инновационного процесса значительно расширился арсенал форм методической работы с педагогами творческих групп на различных этапах деятельности.

I. Под руководством научного руководителя проводились различные виды научных педагогических консилиумов, содержание которых было дифференцировано относительно участников: общий; теоретический; с администрацией ДОУ; с творческой группой педагогов; с начинающими педагогами.

II. Под руководством заведующего и куратора инновационной деятельности- старшего воспитателя активизировались различные формы взаимодействия с педагогами : педагогический мини-консилиум; педагогический Совет; «творческая дискуссия»; дискуссионный клуб (Анализ дневниковых записей); деловая игра (деятельностный подход); «мозговой штурм»; тренинг;«круглый стол»; открытые просмотры деятельности, взаимопосещения.

Получили также широкое распространение различные виды взаимодействия педагогов внутри творческих групп. Так, например, на первом этапе деятельности присутствовал широкий спектр видов взаимодействия в форме собеседований, различных научных лекций, консультирования. На втором и третьем этапах чаще имело место дифференцированно групповое взаимодействие в рамках научных семинаров. На последующих этапах инновационной деятельности активнее использовались парное творческое, практико-ориентированное взаимодействие, работа в микрогруппах, форма диспутов.

В инновационной практике дошкольного образовательного учреждения выделялись и актуализировались на разных этапах различные виды творческих групп педагогов, а именно: I этап - микрогруппы педагогов (площадка специалистов, поисково-аналитическая группа, творческая микрогруппа); II этап- творческая группа видоизменилась, в нее вошли педагоги других микрогрупп : экспертной микрогруппы по разарботке карт индивидуального образовательного маршрута, группы по разработке методических рекомендаций к авторской программе, стажерской мини- группе. ; III, IV этапы -творческая группа по переработке содержания авторской программы, планирования в соответствие с федеральными государственными стандартами; мини-группа исследования двигательной системы детей группы риска; на V этапе работала общая группа участников региональной площадки по теме проекта; которая пополнилась мини-группой по разработке универсальных образовательных ситуаций по физическому развитию на основе деятельностного метода. В ходе расширения и углубления инновационной работы менялись также формы изучения, передачи опыта педагогов, участников творческих групп с простейшего распространения и трансляции через теоретические и традиционные практические формы до диффузии и диссеминации в интерактивных формах на разных уровнях. Результативность деятельности творческих групп педагогов в инновационном режиме, несомненно, проявляется:

- в повышении уровня профессионализма педагогов, участников творческих групп. (издательская деятельность, участие в научно-практических конференциях различных уровней, достижения педагогической, научно-методической практики, увеличение численности педагогов, аттестованных на соответствие требованиям первой и высшей квалификационных категорий, разработка методических продуктов);

- в стабильности численности участников творческой группы;

- в наличии статусного уровня дошкольного учреждения на протяжении 20 лет и значимых достижениях педагогического коллектива на городском, региональном и Всероссийском уровнях;

- в появлении новых форм методической деятельности и активизации взаимодействия с педагогами;

- в эффективном освоении педагогами современных образовательных технологий и активном применении их в практике работы и повышении качества реализации ООП ДОУ;

- во внедрении новых рекреационных форм физкультурно-оздоровительной деятельности с воспитанниками ДОУ;

- в разнообразии видов и форм популяризации опыта инновационной деятельности;

- в снижении уровня заболеваемости воспитанников в дошкольном учреждении.

[

Публикации по теме:

Опыт работы «Вернисаж инновационных методов привлечения к чтению» 1С декабря 2014 года наш детский сад реализует региональный проект «PROчтение». И вот уже почти три года мы работаем по составленному плану,.

Анализ системы экологического образования дошкольников как средства реализации приоритетного направления деятельности ДОУАнализ системы экологического образования дошкольников как средства реализации приоритетного направления деятельности ДОУ Приоритетным направлением деятельности нашего ДОУ является познавательное развитие дошкольников. Система работы по экологическому образованию.

Использование инновационных форм организации взаимодействия с семьей для повышения педагогической компетенции и вовлечениеИспользование инновационных форм организации взаимодействия с семьей для повышения педагогической компетенции и вовлечение Дошкольная образовательная организация (ДОО) – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную.

Консультация для педагогов «Использование метода проектов для ознакомления дошкольников с историей своей семьи» "Использование метода проектов для ознакомления дошкольников с историей своей семьи". Метод проектов как педагогическая технология - это.

Консультация для педагогов «Основные ошибки при организации проектной деятельности» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Основные ошибки при организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста автор воспитатель высшей.

Мастер-класс для педагогов и психологов «Стратегии эффективной коммуникации в конфликтах»Мастер-класс для педагогов и психологов «Стратегии эффективной коммуникации в конфликтах» 8 февраля в нашей школе был проведен семинар «Роль психолого-педагогического сопровождения в развитии коммуникативной сферы обучающихся.

Мастер-класс для педагогов по организации и оформлению мини-огорода на подоконникеМастер-класс для педагогов по организации и оформлению мини-огорода на подоконнике Уважаемые педагоги сегодня мне хотелось бы поделиться с вами вариантами оформления "Мини-огорода на подоконнике". Для этого вам нужно всего.

Мастер-класс для педагогов «Сторителлинг — одна из инновационных технологий развития речи детей»Мастер-класс для педагогов «Сторителлинг — одна из инновационных технологий развития речи детей» Мастер-класс для педагогов «Сторителлинг- одна из инновационных технологий развития речи детей».Лариса Гацко. Блог. Цель мастер-класса:.

Мастер-класс лэпбука «Поиск инновационных форм для оформления отчетов о реализации проекта»Мастер-класс лэпбука «Поиск инновационных форм для оформления отчетов о реализации проекта» Ошо:Творчество означает: внести в существование нечто новое, дать дорогу неизвестному, чтобы оно могло проникнуть в известное, предоставить.

Рекомендации для педагогов по организации и проведению дидактических игр с малышамиРекомендации для педагогов по организации и проведению дидактических игр с малышами Рекомендации для педагогов по организации и проведению дидактических игр с малышами Детство – это период, когда в ребенке закладываются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт организации творческих групп педагогов в ДОУ как средства эффективной реализации инновационных проектов
Опубликовано: 20 января 2020 в 20:58
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт организации творческих групп педагогов в ДОУ как средства эффективной реализации инновационных проектов» (включая файлы) размещена пользователем Мартиросян Татьяна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД