Ирина Петровна Панкова
Опыт методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов по речевому развитию воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
Представляю опыт методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов по речевому развитию воспитанников.
Условиями формирования личного вклада в развитие образования являются:
Социально – экономические, нормативно – правовые условия, научно – исследовательские, методические о организационно – педагогические условия, представленные на экране.
Публикация «Опыт методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов по речевому развитию воспитанников» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
Актуальность личного вклада педагога в развитие образования.
На современном этапе развития общества, в условиях ФГОС дошкольного образования, профессионального стандарта особую значимость приобретает профессиональная компетентность педагогов.
Во ФГОС ДО (п. 3.4.2.) звучит так: педагогические работники, реализуемые Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условий развития детей.
Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание.
Особенности педагогов, показанные на экране, доказывают важность темы
Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образование.
Вопросы развития профессиональной компетентности педагогов в различных формах повышения квалификации представлены в работах Б. С. Гершунского, О. Е. Докучаевой, Л. И. Звавич, Т. Г. Калугиной, В. А. Караковского, А. Е. Капто, А. В. Лоренсова, А. Н. Лоншаковой, Д. Ш. Матроса, Л. И. Маркушевой, А. М. Моисеева, И. В. Павловой, М. М. Поташника, И. Б. Сенновского, П. И. Третьякова и др.
На экране вашему вниманию представлены основные определения.
Компетентность - мера соответствия знаний, умений и опыта лиц определённого социально - профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем. В отличии от термина «квалификация», включает помимо сугубо профессиональных знаний и умений, характеризующих квалификацию, такие качества как инициатива, сотрудничество, способность работать в группе, коммуникативные способности. Умение учиться, логически мыслить, отбирать и использовать информацию». (Е. С. Рапацевич «Педагогика. Большая современная энциклопедия»)
Компетентность - степень выраженности присущего человеку профессионального опыта в рамках круга вопросов (полномочий, соответствующих конкретной должности, обладание знаниями, позволяющими судить о чем- либо, высказывать веское авторитетное мнение, качество личности профессионала». (Н. А. Виноградов, Н. В. Микляева «Дошкольное образование. Словарь терминов»)
Компетентность - интегративное свойство личности педагога, характеризующее его осведомлённость в психолого- педагогической области знаний, профессиональные умения и навыки, личностный опыт».
Создание системы работы по повышению профессиональной компетенции педагогов ДОУ по речевому развитию детей.
Задачи работы :
1. Изучить теоретические и методические основы проблемы развития профессиональной компетентности педагогов, литературу по интерактивным формам и технологиям работы с кадрами по речевому развитию детей.
2. Провести диагностику уровня профессиональной компетентности каждого педагога в соответствии с критериями, основанными на требованиях нормативных документов.
3. Определить цели личностно-профессионального становления каждого педагога по речевому развитию детей.
4. Создать модель методического сопровождения работы с педагогическими кадрами на основе результатов диагностики.
5. Апробировать систему работы с кадрами в практике, проверить ее эффективность.
Ведущая идея: Система непрерывного методического сопровождения педагогов ДОУ, созданная на основе расхождения реального и требуемого уровней профессиональной компетентности будет способствовать повышению профессиональной компетентности педагогов и повышению качества образовательного процесса по речевому развитию.
1- Подготовительный: август -сентябрь 2017
Результаты:
1. Диагностика профессиональной компетентности педагогов.
2. Составление плана работы с педагогическим коллективом.
3. Составление индивидуальных программ (планов) саморазвития педагогов.
4. Определение индивидуальной работы с педагогами по повышению их профессионального уровня.
2- Исполнительский: октябрь 2017– июнь 2018
Результаты:
1. Проведение работы по планам общей и индивидуально-дифференцированной
работы с педагогами; осуществление мониторинга их профессионального развития.
2. Обогащение методического кабинета материалами передового педагогического опыта.
3- Контрольно-оценочный: сентябрь 2019
Результаты:
Проведение сравнительной оценки профессиональной компетентности педагогов
На подготовительном этапе работы в течение учебного года проводился мониторинг профессиональной деятельности педагогов.
Использовались следующие методы :
*Наблюдение работы с детьми,
*Анализ планов,
*Мониторинг результативности работы с детьми,
*Анкетирование родителей,
*Самооценка проф. комп.,
*Тестирование.
На экране представлены диаграммы анализа педагогов по стажу, образованию, категории, а также результаты самооценки и мониторинга деятельности.
Вывод: Мониторинг образовательной деятельности показал профессионализм и систему работы воспитателей по развитию воспитанников детских видах деятельности. Ниже балл в речевом развитии детей, что подтверждает необходимость продолжения работы по повышению проф компетентности по речевому развитию детей.
Ф. 11. Педагоги в результате реализации подготовительного этапа деятельности разделились на группы (начинающие, исполнители и профессионалы)
1 группа воспитателей 2 группа воспитателей 3 группа воспитателей
Начинающие молодые воспитатели, знакомящиеся с профессией и адаптирующиеся в ней,
имеющие начальный уровень профессиональной компетентности по вопросам развития речи дошкольников Педагоги, имеющие опыт работы, осознающие свои слабые и сильные стороны, совершенствующие свои умения, имеющие достаточный уровень методической и профессиональной подготовленности и критический уровень научной подготовленности по вопросам развития речи дошкольников Педагоги с достаточным опытом работы, владеющие профессией, у которых выработан стиль профессиональной деятельности, имеющие оптимальный уровень методической и профессиональной подготовленности и достаточный уровень научной подготовленности по вопросам развития речи дошкольников
Основные задачи:
- предупредить в процессе адаптации разочарования и конфликты;
- поддержать педагога эмоционально, укрепить веру в себя. Основные задачи:
- помочь педагогу в осмыслении своих ресурсов и ограничений;
- определить методы совершенствования профессионального мастерства. Основные задачи:
- формировать способность к восприятию нового;
- развивать творческий потенциал;
- мягчить «синдром сгорания».
Методы психологического сопровождения:
- видеотренинги профессионально- педагогического общения;
- посещение занятий психологом с последующим обсуждением Методы психологического сопровождения:
- тренинг личностного роста;
- индивидуально- консультативная помощь. Методы психологического сопровождения:
- коммуникативные и рефлексивные тренинги;
- озвучивание уникальных моментов педагогической биографии воспитателей на общих собраниях.
Также подобраны методы работы с пед. кадрами каждой подгруппы.
Система работы методической службы включает в себя ряд последовательно осуществляемых шагов, определяющих постепенность реализации намеченных целей.
АНАЛИЗ. Его целью является изучение особенностей речевого развития детей, компетентности воспитателей и родителей в речевом развитии детей и в состав входит:
* Обследование особенностей речевого развития детей
* Проведение анкетирования воспитателей и родителей.
* Организация мониторинга деятельности педагогов по речевому развитию детей.
* Мониторинг речи родителей общения и организации совместной деятельности.
В результате анализа выявляются проблемы педагогической деятельности и ставятся задачи работы
ПЛАНИРОВАНИЕ. Его целью является: Спланировать процесс решения задач в работе с педагогами и родителями и в состав входит:
* Планирование инновационной работы.
* Перспективное планирование (Годовой план, образовательная программа, программа развития, перспективные планы специалистов)
* Выбор направлений самообразования педагогов.
ОРГАНИЗАЦИЯ. Её целью является: Реализация спланированного процесса методической работы с педагогами и родителями и в состав входит:
1. Информационный этап: Консультации, лекции, беседы, выставки литературы.
2. Практический этап: Семинары, тренинги, открытые и коллективные просмотры, работа творческой и инновационной групп, обобщение опыта педагогов по речевому развитию детей.
Работа с родителями :
• Индивидуальные консультации и беседы по задачам годового плана, по запросу родителей;
• папки – передвижки;
• изготовление тематических альбомов;
• анализ и обсуждение результатов развития ребёнка;
• совместные досуговые мероприятия;
• открытые просмотры;
• анкетирование;
• групповые собрания;
• Семейный клуб «Раз словечко, два словечко»
РЕГУЛИРОВАНИЕ. Цель его: Скорректировать методическую работу и образовательный процесс с воспитанниками. Осуществляется этот процесс в виде тематических проверок и мониторинга.
КОНТРОЛЬ, последний шаг. Его цель: Выявить динамику в развитии речи воспитанников, в организации развивающей предметно – пространственной образовательной среды, в компетентности педагогов. На данном этапе принимаются управленческие решения по данному вопросу на заседаниях педагогического совета или общего собрания.
Рассмотрим пример практической деятельности методической службы по реализации задач повышения компетентности педагогов в вопросах речевого развития детей. Остановимся более подробно на этапе организации, к который входит информационный блок и практический и проведения работы с педагогами, поскольку именно данный этап отражает специфику работы методиста в данном направлении и характеризует наиболее эффективные формы работы с педагогами.
Информационный этап:
1. Консультации-беседы
* «Педагогические условия развития воспитанников в образовательной области «Речевое развитие»;
*«Методические принципы и направления развития речи детей дошкольного возраста»
*«Методы и приемы стимуляции речевой активности»
2. Индивидуальные консультации по запросам педагогов.
3. Обзор выставки методической литературы по развитию речи детей с аннотациями.
Практический этап:
1. Семинар - практикум
2. Тренинг.
3. Просмотр коллективных занятий по речевому развитию детей младшего и старшего дошкольного возраста.
4. Совместная с педагогами разработка и апробация содержания инновационной работы с детьми по развитию речи и речевой активности.
5. Работа творческой и группе.
6. В рамках тематической проверки деятельности педагогов по развитию речевой активности детей выявлялись:
-особенности развития речи детей и проявление их речевой активности;
-реализация комплексного подхода;
-реализация индивидуального подхода;
- применение методов инновационных технологий (ТРИЗ, моделирование, многоуровневая технология развития осознанной речевой активности детей Л. В. Красильниковой);
- содержание дидактических игр, развивающего оборудования и пособий по развитию речи детей;
- эффективность взаимодействия с семьей.
На экране представлена одна на мой взгляд из дифференцированных и эффективных форм работы с педагогами по речевому развитию детей это семинары – практикумы.
На этапе контроля принимались управленческие решения:
1. Совещания при заведующем с педагогическими кадрами.
2. Педсовет по теме: «Речевое развитие дошкольников с использование инновационных и информационных образовательных технологий»
Таким образом, задача речевого развития решалась через различные формы методической работы с педагогическими кадрами : от информативных и обучающих до практических, на которых педагоги упражнялись в применении полученных знаний к разнообразным ситуациям взаимодействия с детьми.
Мониторинг образовательной деятельности, обучающие семинары, обсуждение результатов работы на совещаниях при заведующей позволяют утверждать, что на заключительном этапе обучения педагоги свободно ориентируются в методах работы с детьми, овладели способами взаимодействия с детьми, коллегами, специалистами и родителями по вопросам речевого развития детей.
Результативность профессиональной педагогической деятельности.
• Повысилась уровень готовности к профессиональному росту, появилась устойчивая профессиональная мотивация с 50% до 95%;
• уровень развития профессионально-значимых личностных качеств с 49% до 92 %
Систематизированы знания педагогов :
• о нормативных документах с 42% до 95%;
• об использовании современных методик и технологий с 40% до 80%;
Развита система способностей:
• умения проектировать РППС группы в соответствии с ФГОС ДО;
• осуществление педагогического мониторинга с 40% до 96%;
• владение ИКТ-компетентностями 56% до 95 %;
• составление и качественная реализация планов воспитательно -образовательной работы 48% до 90%;
• реализация принципа индивидуализации в работе с воспитанниками и родителями с 49% до 92%;
Рефлексивные способности:
• осознание важности непрерывного личностного и профессионального саморазвития с 40% до 91%;
• осознанное понимание собственного уровня компетентности и перспектив своего профессионального роста с 42% до 93%;
Возросла уверенность воспитателей в своих силах, самооценка уровня собственной компетентности стала адекватной, появилось осознание своих слабых и сильных сторон, о чем свидетельствуют результаты итогового анкетирования воспитателей и специалистов по речевому развитию детей
Также повысился уровень профессиональной компетентности педагогов по квал. категории
Ярким примером, иллюстрирующим эффективность системы методической работы по повышению профессиональной готовности педагогов к решению проблем речевого развития детей, является опыт некоторых воспитателей, связанным с речевым развитием детей. Творческие находки многих педагогов ДОУ опубликованы в печати (сборники районного, городского, регионального и российского уровня).
Методическая работа, направленная на решение задач речевого развития детей и повышения компетентности педагогов, реализовывалась через разнообразные интерактивные формы. Основная часть педагогов имеют высокий профессиональный уровень, который позволяет эффективно решать намеченные цели воспитания и развития детей.
Литература
1. ФГОС ДО
2. Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ. М. : ТЦ. Сфера,2010 год. – 96 с.
3. Богословец Л. Г., Маер А. А. управление качеством дошкольного образования: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2009 г. – 128 стр.
4. Лукина Л. И. Организационные аспекты работы с педагогическими кадрами ДОУ : Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера,2010 год. - 128 стр.