Шебанина Юлия Александровна
Опыт использования в детском саду программы Фирилевой и Сайкиной по танцевально-игровой гимнастике «Са-фи-Дансе»
▼ Скачать + Заказать документы
К здоровью через радость!
«Самое действенное лекарство для физического здоровья есть бодрое, веселое настроение духа»
Кристофер Бострем.
В современном обществе проблемы здоровья становятся все острее и острее, несмотря на стремительное развитие науки и медицины. Причин этому множество. Главное не столько знать о них, сколько попытаться устранить или минимизировать их влияние.
Условия жизни, в которые поставлены люди, требуют постоянного напряжения, способствуют возникновению психологических проблем, а следом и проблем с физическим здоровьем, ведь недаром существует выражение, что все болезни от нервов.
Публикация «Опыт использования в детском саду программы Фирилевой и Сайкиной по танцевально-игровой гимнастике „Са-фи-Дансе“» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
А причем же здесь дети - эти активные, веселые, беззаботные создания? Оказывается, что актуальными проблемами и детского здоровья в современном обществе, помимо гиподинамии, о которой речь идет уже не одно десятилетие, являются детские стрессы и детская тревожность. Они могут возникать из-за негативной атмосферы в семье, детском саду, усталости от постоянного нахождения в большом коллективе, т. к. родители вынуждены находиться на работе с утра до позднего вечера. Тревожность развивается от недостаточной эмоциональной поддержки, от настроя родителей и педагогов на обязательную успешность детей в любом деле, от неумения выразить свои чувства, свой внутренний мир.
Дети более чувствительны к стрессам, но и восстанавливаются быстрее. Главное создать условия, способствующие этому.
А что важно для ребенка? Важно, чтобы он чувствовал себя комфортно, защищено, без напряжения, получал положительные эмоции от всего, чем занимается.
Коллектив нашего учреждения старается создать именно такую атмосферу, атмосферу раскрепощения, спокойствия, особенно это касается детей в период адаптации к детскому саду.
В своей педагогической деятельности мы используем замечательную программу Фирилевой и Сайкиной по танцевально-игровой гимнастике «Са-Фи-Дансе», которая, на наш взгляд, аккумулировала все то, что доставляет детям радость, помогает справляться со стрессовыми ситуациями: и игру, и творчество, и общение, и возможность выразить свой внутренний мир. И все это объединено музыкой, которая поднимает настроение, раскрепощает, успокаивает, окрыляет детей и взрослых. В своей основе эта программа направлена на сохранение и укрепление физического здоровья, поэтому она как губка впитала и множество здоровьесберегающих технологий.
Таким образом, программа «Са-Фи-Дансе» - помогает сохранять и укреплять и психическое и физическое здоровье! Но самое главное- это источник чистой радости и для детей и для взрослых!
Основную цель программы авторы видят в том, чтобы способствовать всестороннему развитию личности средствами танцевально-игровой гимнастики. Это соответствует современной концепции образования, когда акцент со знаний, умений и навыков переносится на развитие гармоничной, всесторонне развитой личности ребенка.
Исходя из цели, авторы выделяют основные задачи.
• Укрепление здоровья (формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия, совершенствование функций органов и систем организма);
• Совершенствование психомоторных способностей дошкольника: гибкости, выносливости, координационных способностей, чувства ритма, музыкального слуха, внимания, памяти;
• Развитие творческих и созидательных способностей занимающихся (развитие воображение, находчивости, познавательной активности, формирование навыков самостоятельного выражения движений под музыку, воспитание умения эмоционального выражения, раскрепощения и творчества в движениях, формирование лидерских качеств, инициативности).
Добиться решения данных задач помогает сочетание средств физического, музыкального воспитания, элементов психологии и игрового метода проведения.
Решение последнего блока задач является для нас наиболее важным, т. к. решая именно эти задачи, мы способствуем формированию позитивного психологического настроя, что так важно для психического здоровья, а, следовательно, и для здоровья в целом.
В чем секрет этой программы, почему она «прижилась» в нашем учреждении?
Для нас определяющим стал фактор возможности самостоятельного изучения этой программы.
Фитнестехнологии, которые сегодня приходят в детский сад, требуют знания тонкостей методик, т. к. практически граничат с лечебной физкультурой и, на наш взгляд, требуют обязательного обучения. А эта программа основана на материале типовой программы для дошкольников, и педагог, имеющий дошкольное образование и творчески подходящий к своей работе, может овладеть этой программой самостоятельно. Что очень важно!
Второй важный фактор – поурочная (урок-термин авторов) разработка, учитывая возрастные особенности. Многие методики дают приблизительные комплексы, на основе которых можно составлять свои, что неудобно, можно допустить грубые ошибки. Работа по разработанным планам сводит грубые ошибки к минимуму.
И еще один фактор. Программа, как губка, впитала много здоровьесберегающих технологий: самомассаж, дыхательную гимнастику, пальчиковую гимнастику, ритмическую гимнастику, подвижные игры, упражнения на развитие гибкости (стрейчинг, релаксацию и д. р. И, по словам авторов, она очень вариативна, в нее можно добавлять что-то по своему усмотрению, но в рамках концепции.
Как систему мы используем эту программу в младшем возрасте. Для нас важно именно систематическое использование, т. к. достижение результата, на который указывают авторы, возможно лишь при соблюдении принципа систематичности.
Помимо этого определяющими являются следующие факторы:
• дети в периоде адаптации. Эта программа, на наш взгляд, направлена на более легкое прохождение адаптационного периода;
• в первый год обучения закладывается базовая часть программы. Даже если дети начинают заниматься со 2-3 года обучения, то рекомендуется пройти первый год в сжатом варианте;
• есть возможность вставить в режим дня, т. к. совместная организованная деятельность длится всего 15- 20 минут и при наличии одной НОД с утра, это реально сделать.
В других возрастных группах на НОД по физическому воспитанию берутся элементы: вводная часть, ору под музыку, креативная гимнастика, п. /и с музыкальным сопровождением и др.
Большие возможности открывает прикладное использование «Са-Фи-Дансе».
Это и зарядка в форме танцевально-ритмической гимнастики, ритмических танцев, и использование креативной гимнастики в динамических паузах между организованной деятельностью, и подготовка показательных номеров для досугов и праздников, как самими детьми, так и совместно с родителями.
Границ фантазии не существует, можно придумать еще массу вариантов использования.
Составила: Шебанина Ю. А. Инструктор по физической культуре 1 квалификационной категории. ГБОУ «Школа № 687»
Конспект совместной деятельности педагога и детей по программе «СА-ФИ-Дансе»
«Сказка о зайчике и медвежонке» младший возраст.
Составила:
Инструктор по физической культуре 1 квалификационной категории
Шебанина Юлия Александровна. ГБОУ «Школа № 687»
Цель: Продолжать способствовать всестороннему развитию личности ребенка средствами танцевально-игровой гимнастики.
1 часть:
Вход в зал
1. Строевые упражнения: построение в шеренгу. Мотивация детей. 1 мин.
Воспитатель:
-Ребята, вы любит слушать сказки? Сегодня я вам хочу рассказать сказку о том, как зайчик разбудил своего друга медвежонка. А вы будете моими помощниками в этом. И еще нам будет помогать музыка. Итак…
В одном лесу жил - был зайчик. (Показ игрушки зайчика)
Зимой ему было очень тяжело: голодно, холодно. Спасали его только теплая шубка и веселые игры.
Давайте и мы поиграем с зайчиком в веселую игру. А музыка нам поможет.
Возьмитесь за руки и заведите круг.
2. Музыкально-подвижная игра: «Постройся вокруг зайчика». 2 мин /Музыка «Льдинки и Дед Мороз» из сборника Т. Суворовой «Танцуй малыш»/
Задачи: Активизировать внимание детей, упражнять в ходьбе и беге по предварительному заданию воспитателя. Формировать умение отличать марш от польки, двигаться в соответствии с музыкальным темпом, использовать соответствующие виды движений.
Воспитатель:
-Когда музыка будет звучать громко, бодро – вы будете шагать, руки на поясе (ходьба с высоким подниманием колен). Когда музыка будет звучать легко, весело, быстро – вы будете скакать, как на лошадке (прямой галоп, а когда услышите плавное, нежное звучание музыки - кружиться на носочках. По окончании – надо собраться в круг.
1,2,3 –в круг беги!
А теперь попробуем ходить вперевалочку (на внешней стороне ступни, прыгать на 2 ногах (прыжки) и кружиться в соответствии с музыкой.
1,2,3,4,5 –вокруг зайчика в круг опять!
2 часть:
Дети остаются стоять в кругу.
Воспитатель:
-У зайчика было много друзей. И все они были разные: кто-то любил прыгать, кто-то вилять хвостиком, кто-то грызть морковку. Предлагаю вам превратиться в этих зайчат.
3. Креативная гимнастика. 1 мин /Музыка «Зайчики» из сборника Т. Суворовой «Танцуй малыш»/
Задачи: формировать умение самостоятельно создавать образ и выражать его посредством движения под музыку.
Воспитатель:
-А еще у зайчонка был друг медвежонок. Всю зиму он спал в берлоге, да только на дворе уже весна! Пора бы ему просыпаться! Подошел зайчик к берлоге и решил похлопать в ладошки, чтобы разбудить медвежонка.
Хотите ему помочь? Музыка нам будет помогать тоже.
Если будет звучать музыка медленно, – мы будем хлопать медленно, если быстро – хлопать быстро.
4. Игроритмика : хлопки в такт. 1 мин /Музыка «Игра с куклой - калинка» из сборника Т. Суворовой «Танцуй малыш»/
Задачи: способствовать развитию чувства ритма.
Воспитатель:
-Не проснулся медвежонок. Крепким сном спит. Но на стук прискакала белочка с корзиной орешков.
«Не расстраивайся, - сказала белочка. Давай я с тобой поиграю. У меня есть замечательные орешки».
Раздать мячи, дети становятся в «домики».
5. Игрогимнастика : ОРУ под музыку 2 мин /Музыка «Белка с орешками» из сборника Т. Суворовой «Танцуй малыш»/
Задачи: Закрепить комплекс ОРУ с мячом. Развивать динамическую координацию крупной моторики, способствовать устранению трудностей переключения, умение контролировать темп выполнения заданий.
«Спасибо, тебе. До свиданья, белочка» - сказал зайчонок.
Собрать мячи в корзинку.
Воспитатель:
-Задумался зайчонок, почему же медвежонок еще спит? Ведь на дворе уже давно весна! Может из-за долгой зимы медвежонок забыл о весне, о том, как весело можно резвиться на полянке. Надо напомнить медвежонку об этом – решил зайчик. Станцевать задорный танец под веселую музыку. Поможете зайчику?
6. Игротанец: Ритмический танец 2 мин (ритмический танец по программе)
Цель: Формировать танцевальные движения, доставить эстетическую радость.
Воспитатель:
-Услышало и Солнышко эту песенку. Стало припекать, а погреться на солнышко вылезли
«червячки» (прогиб в пояснице из положения «лежа на животе» с упором на руки… «уж» (разведение ног в стороны, «ежик» (группировка)
7. Игропластика: на развитие гибкости: червячок, уж, ежик. 3 мин.
Задачи: способствовать развитию гибкости.
Воспитатель:
-Заглянуло солнышко в берлогу и разбудило медвежонка. Вышел медвежонок радостный и захотел поиграть с зайчонком. Поиграем и мы с ними.
8. Музыкально-подвижная игра: «Зайчики и медведь» 2 мин. Музыка «Бежит зайка» из сборника Т. Суворовой «Танцуй малыш»/
Задачи: Формировать двигательные умения, ориентировку в пространстве, развивать ловкость, быстроту, слуховое и зрительное внимание.
Так зайчишка разбудил своего друга, и в лес окончательно пришла весна.
3 часть:
А чтобы зайчонок и медвежонок не болели, научим их делать волшебный массаж.
9. Самомассаж. 1 мин
Задачи: Продолжать обучать приемам самомассажа, формировать основы здорового образа жизни.
Воспитатель:
-Вот и сказочке конец, а кто слушал и помогал рассказывать - молодец!
А теперь пора прощаться! До свидания. Уход детей.