Татьяна Арчибасова
Опыт работы «Адаптация ребёнка в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Первый раз в детский сад
Ну вот кажется всё ужен позади – детский сад выбран, документы собраны, все врачи пройдены, анализы собраны, ребёнок устроен. Родителям после пережитого напряжения кажется, что все трудности позади. Но, увы это не так. Наступает новая пора разочарования: детские слёзы, капризы, отказы идти в детский сад, бесконечные болезни ребёнка.
Публикация «Опыт работы „Адаптация ребёнка в детском саду“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
Как помочь им справиться с этим! Цель моей работы в решении данного вопроса – помочь построить взаимоотношения между детьми, родителями и педагогическим коллективом группы для детей с ЗПР. Я стараюсь построить такие отношения, которые создадут ощущения комфорта, уверенности, взаимоуважения, взаимопомощи, способности решать проблемы по мере их возникновения.
Осуществляю я это через:
- помощь каждому из детей в установлении контакта со сверстниками, с учётом возрастных и индивидуальных возможностей и особенностей детей;
- установление доверительных отношений педагогов с родителями и детьми;
- помощь родителям в установлении отношений со своими детьми в новых жизненных обстоятельствах, с другими родителями и детьми, посещающими нашу группу
Построить такие взаимоотношения мне помогли следующие задачи:
1) Сбор данных о эмоциональном состоянии ребёнка в течении дня;
2) Определение схемы введения ребёнка в группу детского сада;
3) консультирование родителей по текущим вопросам.
Динамика адаптации
Когда ребёнок отделяется от семьи и идёт в наш детский сад, жизнь его и всей семьи значительно меняется. Требуется некоторое время для того чтобы и ребёнок и его семья приспособились к новым жизненным условиям. Время приспособления можно условно разделить на 3 периода – острый, подострый и компенсационный. Очень сложно обеим сторонам в острый период.
Это первые столкновения с неизвестным новым. Это, новая, часто неожиданная эмоциональная реакция ребёнка и его родителей. В этот период родителей очень тревожит то, что малыш часто капризничает, плохо ест и спит, безутешно плачет, бывает агрессивным или наоборот подавленным. Случается, что ребёнок забывает то, что умел и знал до прихода в детский сад. Но сильно тревожит родителей – нескончаемые простуды. Некоторые родители сами впадают в панику, а то ещё сильнее усугубляет ситуацию и отрицательно влияет на поведение ребёнка. Такие родители сами нуждаются в помощи, так как не знают как правильно поступить в этой ситуации. И они сами того не замечая, постепенно становятся втянутыми в экспериментирование, они пробуют по разному влиять на ребёнка. А для того требуется время, чтобы найти нужное решение. Семье приходится менять привычный образ жизни и подстраиваться под режим работы нашего детского сада. Но для всех семей острый период адаптации индивидуален. Он имеет разную длительность.
Существует 4 варианта адаптации :
Лёгкая адаптация – около месяца ребёнку и его семьи потребуется, чтобы приспособиться к новым условиям.
Средняя адаптация – семья и ребёнок приспосабливаются за 2 месяца.
Тяжёлая адаптация - требуется 3 месяца.
Очень тяжёлая адаптация – около 6 месяцев и более. Может встать вопрос о том, стоит ли ребёнку посещать детский сад, возможно, что он, - «несадиковский» ребёнок.
После преодоления трудностей, поведения ребёнка нормализуется – это подострый период. Далее наступает период компенсации – это приятное время для ребёнка, его родителей, и нас педагогов. Его темп развития ускоряется, ребёнок радует нас своими достижениями: он более самостоятелен, коммуникабелен, чаще слышна его речь, ему нравиться ходить в наш детский сад. Чтобы как-то снизить напряжение острого периода адаптации я применяю такое правило:
– индивидуальный подход к каждому ребёнку и его родителям.
В результате наблюдений, бесед, данных обследования, консультаций, педагогического опыта работы с детьми я разработала :
- форму диагностики уровня возможной адаптации ребёнка в нашей группе;
- варианты введения ребёнка в нашу группу;
- пакет рекомендаций для всех родителей.
Мои рекомендации родителям
1. Расскажите ребёнку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему Вы хотите, чтобы малыш пошёл в детский сад.
2. Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ребёнку, как ему повезло – скоро он сможет ходить сюда. Говорите ему, что гордитесь своим ребёнком, ведь его приняли в детский сад.
3. Подробно расскажите ребёнку о режиме детского сада : что, как и в какой последовательности он будет делать.
4. Поговорите с ребёнком о возможных трудностях, к кому он может обратиться за помощью.
5. Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки, предлагать свои услуги и свои игрушки другим детям.
6. Помните, что на привыкание ребёнка к детскому саду может потребоваться до полугода. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы.
7. Убедитесь в собственной уверенности, что вашей семье детский сад необходим именно сейчас.
8. Ребёнок привыкнет быстрее, если с большим количеством детей и взрослых сможет построить отношения. Помогите ребёнку в этом. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Чем лучше будут ваши отношения с воспитателями и сотрудниками MДОУ, другими родителями, тем проще будет привыкнуть вашему ребёнку.
9. Совершенных людей нет. Будьте снисходительны и терпимы к другим. Тем не менее прояснять ситуацию тревожащую Вас, необходимо. Делайте это в мягкой форме или через педагогов MДОУ.
10. В присутствии ребёнка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребёнка детским садом.
11. В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь Вы проводите с ним меньше времени. Больше общайтесь, чаще обнимайте.
12. Если Вам нужна помощь, сотрудники детского сада ждут Вас!
Мои варианты введения ребёнка в группу MДОУ
Наша группа работает с 7-30 часов до 17-30 мин. С двумя воспитателями, учителем-логопедом, учителем-дефектологом, учителем-психологом, музыкальным работником, инструктором по физическому воспитанию и младшим воспитателем. Семьи новых воспитанников имеют возможность побывать в группе, познакомиться с педагогами группы. Я показываю ребёнку его шкафчик, кроватку, полотенце, даю возможность поиграть в группе вместе с родителями. Дети, которые легко адаптируются, могут остаться на целый день в группе. Но если ребёнок отказывается оставаться в группе, то я предлагаю маме (бабушке, папе) побывать с ним некоторое время в группе, поиграть на участке. Ребёнку очень важно знать, что взрослые понимают его эмоциональное состояние в этот день.
Моя задача – помочь ребёнку установить отношения с взрослыми и другими детьми. Родителям, дети которых относятся к группе адаптации средней тяжести, я предлагаю приводить своего ребёнка в группу первое время на 2 часа. За это время ребёнок постепенно знакомится с педагогами и другими детьми группы. Если он чувствует себя хорошо с детьми и мне удалось установить с ним доверительные отношения и контакт, то я предлагаю родителям оставить ребёнка до 12 часов дня. И наконец ребёнок стал комфортно чувствовать себя в группе во время обеда и в послеобеденное время, то тогда я предлагаю родителям оставить малыша на целый день. А есть дети, которые в течение двух недель, не смогли привыкнуть к группе, боятся отпустить маму, не выступают в контакт со сверстниками и взрослыми. Эти дети относятся к тяжёлой группе адаптации. И здесь я ставлю перед собой главную задачу – установить в первую очередь доверительные отношения с родителями этих детей. Ребёнок наблюдает за такими отношениями, начинает с большим доверием относиться ко мне. Родителям этих детей, я предлагаю свободное посещение нашей группы до тех пор, пока ребёнок не будет чувствовать себя комфортно. Мама, в это время, может тоже находиться рядом с ребёнком.
Каждый год я сталкиваюсь с разными детьми. График, предложенный мной, демонстрирует результат адаптации детей к детскому саду : в группу приходят не более 1 – 2 ребёнка в день, не более 1 ребёнка с тяжёлой формой адаптации, в неделю. Я старалась не назначать приём нового ребёнка в понедельник, особенно ребёнка с тяжёлой адаптацией. На второй неделе я не принимала новых детей. На третьей неделе, количество детей увеличиваю на 2, а на четвёртой – на 3. Введение в группу практически всех детей в течение месяца получалось за счёт большой предварительной работы с родителями.
Из опыта моей многолетней работы в детском саду в качестве воспитателя, можно сделать вывод: большое количество проблем, связанных с адаптацией ребёнка, снижается установлением с родителями отношений сотрудничества. Такие отношения предполагают равные партнёрские позиции, с проявлением желаний и возможностей каждой из сторон, с признанием собственного несовершенства и терпимым отношением к несовершенству другого. Если ребёнок готовится к приходу в детский сад, если семья и воспитатели настроены на сотрудничество, то количество сложностей адаптации детей в MДОУ будет сведено к минимуму.