Приложение МААМ

Опыт использования средств информационно-коммуникативных технологий в детском саду

Светлана Антонова
Опыт использования средств информационно-коммуникативных технологий в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы

В своей статье я хочу поделиться опытом использования информационно – коммуникативных технологий в работе нашего дошкольного образовательного учреждения.

Очень часто в освоении новых технических средств дети обгоняют взрослых.

Действительно, технический прогресс за последнее десятилетие совершил огромный скачок в сфере информационных технологий. И, конечно же, образование должно отвечать требованиям современной жизни.

Публикация «Опыт использования средств информационно-коммуникативных технологий в детском саду» размещена в разделах

Министерством образования РФ было подготовлено рекомендательное письмо от 25 мая 2001 года об информатизации системы дошкольного образования. Оно служит отправной точкой для создания условий по формированию информационно-коммуникационной компетентности педагогов и воспитанников ДОУ.

Но процесс модернизации образования, и особенно дошкольного, происходит очень медленно. В связи с этим Правительством РФ и Министерством образования и науки был принят ряд нормативных актов.

В федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" определены средства обучения и воспитания. К ним относятся приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные, учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности. [1] Работа с данными средствами требует от педагогов специальной подготовки. Это закреплено в стандарте "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)", который начал работать с 1 января 2015 года. «Воспитатель должен владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста».[2]

Для того чтобы улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний и ускорить процесс усвоения знаний, согласно новым требованиям ФГОС, необходимо внедрение инновационных технологий. Одним из инновационных направлений является использование информационно – коммуникативных технологий.

Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов, а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей. [3]

Применение информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа в наиболее доступной и привлекательной форме развить логическое мышление детей, усилить творческую составляющую учебного процесса.

В нашем детском саду использование информационно-коммуникационных технологий началось в 2010 году. Сначала это было использование компьютера для индивидуальных занятий логопеда с детьми. Затем в музыкальном зале была установленная интерактивная доска. В настоящее время каждая группа ДОУ, кроме группы раннего возраста, оснащена интерактивным оборудованием. В своей работе воспитатели могут так же использовать документ – камеру, интерактивные столы.

Основным требованием при внедрении любой инновационной технологии в дошкольном учреждении является сохранение здоровья воспитанников. Поэтому воспитатель, прежде всего, должен руководствоваться Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и режиму работы дошкольных учреждений (СанПин 2.4.1.2660-10).

Приоритетным направлением использования ИКТ в нашем детском саду является применение интерактивной доски в различных формах работы.

Данное оборудование воспитатели используют :

• в работе с детьми;

• в работе с родителями;

• во взаимодействии с другими педагогами;

• в методической работе.

Работа с детьми включает в себя организацию режимных моментов, непосредственную образовательную деятельность (НОД, самостоятельную деятельность детей и индивидуальную работу. Во всех перечисленных формах работы педагоги нашего ДОУ применяют средства ИКТ.

Одним из важных режимных моментов является утренняя гимнастика. Мы проводим ее с детьми в музыкальном зале. Ребятам очень нравится двигаться под веселую музыку с героями мультфильмов и другими анимационными персонажами. С введение интерактивных разминок у воспитанников усилилось желание посещать утреннюю гимнастику. Не менее важным является для детей дошкольного возраста дневной сон. Для лучшего засыпания перед сном воспитатели иногда включают аудиосказки.

Большое значение имеет использование интерактивной доски в непосредственной образовательной деятельности. Так как у детей дошкольного возраста преобладает наглядно – образное мышление, важная роль отводиться наглядному материалу. И тут на помощь педагогу приходят красочные мультимедийные презентации, обучающие видиофильмы и развивающие мультфильмы для малышей. Так же во время проведения НОД воспитатели предлагают детям разнообразные интерактивные игры, готовые или разработанные самими педагогами. Применение таких игр повышает у воспитанников мотивацию к познавательной деятельности.

В самостоятельной деятельности дети в группе могут использовать интерактивный стол, в программном обеспечении которого имеются развивающие игры. Это возможно в те дни, когда нет образовательной деятельности с применением интерактивного оборудования. В то же время воспитатель строго контролирует время такой игры.

При проведении индивидуальной работы воспитатели используют ноутбук или интерактивный стол.

Широкое применение средства ИКТ получили в работе с родителями. Использование возможностей интерактивной доски позволило улучшить качество проведения родительских собраний, семинаров и мастер – классов для родителей. Когда мамы и папы видят своих детей на экране и слышат их мнения по разным вопросам, они начинают более активно участвовать в жизни группы и детского сада. Создание сайта ДОУ обеспечило открытость воспитательного и образовательного процессов. Создание групп в контакте позволило осуществлять обратную связь в работе с родителями, учитывать их пожелания, делиться радостью по поводу достижений их детей.

Использование информационных технологий позволяет по-новому организовывать и проводить формы взаимодействия с педагогами. В настоящее время к каждому выступлению на педсовете воспитатели стараются подготовить интересные и содержательные презентации. Для помощи сотрудникам в успешном освоении средств ИКТ в нашем детском саду создана творческая группа из педагогов, хорошо владеющих компьютерными технологиями.

Каждая группа имеет свою медиатеку, в которой содержаться конспекты занятий, презентации по темам, документация по проектной деятельности, фото и видеоматериалы о мероприятиях, проводимых в группах, и др. Все эти медиатеки объединяются в общую медиатеку ДОУ.

Активно используя в своей работе информационно-коммуникационные технологии, мы выявили ряд преимуществ данных средств перед традиционными методами работы:

средства ИКТ позволяют накапливать и использовать большое количество иллюстративного материала, хранение которого занимает мало места;

• они позволяют во время НОД осуществлять интерактивную взаимосвязь ребенок – педагог;

использование красочных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста;

• одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация;[4]

• при использовании анимации и вставки видеофрагментов возможен показ динамических процессов (рост цветка; рождение бабочки и т. п.);

• с помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать во время образовательной деятельности либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных; работу транспорта и т. д.);

использование новых приёмов объяснения и закрепления, особенно в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное;

непосредственно образовательная деятельность с использованием информационно-коммуникационных технологий побуждает детей к поисковой и познавательной деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;

• высокая динамика непосредственно образовательной деятельности способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;[4]

средства ИКТ помогают в подборе иллюстративного материала для оформления стендов, альбомов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет; принтер, презентация);

• они способствуют более широкому обмену опытом, знакомству с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья;

• упрощают оформление групповой документации, отчетов: компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

Но как уже упоминалось в начале статьи, прогресс не стоит на месте. В будущем мы планируем использовать средства ИКТ для дистанционного обучения детей, для проведения консультаций и мастер – классов в он – лайн режиме, для разработки собственных интернет – ресурсов (блоги воспитателей).

Все это соответствует «Концепции развития образования РФ до 2020 г.», подписанной председателем правительства в декабре 2014года. Одной из приоритетных задач является «модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития.

Источники:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

2. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ №544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" от 18 октября 2013 года.

3. https://festival.1september.ru/articles/649942/

4. https://dohcolonoc.ru/cons/3710-ispolzovanie-informatsionno-kommunikatsionnykh-tekhnologij-v-obrazovatelnom-protsesse.html

5. СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» 0

6. https://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%ED%F2%E5%F0%E0%EA%F2%E8%E2%ED%E0%FF_%E4%EE%F1%EA%E0

7. https://nsportal.ru/ Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ

8. «Концепция долгосрочного социально – экономического развития РФ на период до 2020 года», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 года

Публикации по теме:

Активизация двигательной и познавательной деятельности дошкольников на основе использования средств детского туризмаАктивизация двигательной и познавательной деятельности дошкольников на основе использования средств детского туризма Проблема сохранения и укрепления здоровья детей, приобщения их к здоровому образу жизни, к активному отдыху, остро стоит в современном обществе.

Использование информационно-коммуникативных технологий в НОД Использование информационно – коммуникативных технологий в НОД. Возможности использования глобальной сети Интернет. Возможности, предоставляемые.

Использование информационно-коммуникативных технологий в проектной деятельности со старшими дошкольниками Современное образование трудно представить себе без ресурсов Интернета. Сеть Интернет несёт громадный потенциал образовательных услуг. Электронная.

Использование современных средств наглядности в ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения Использование современных средств наглядности в ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения. «Дети должны жить в мире красоты,.

Конспект НОД по формированию коммуникативной деятельности в подготовительной группе МБДОУ IV вида Тема занятия: «В гостях у снежной королевы» Возраст детей: 5-6 лет Цель: формирование умения определять значение эмоции «удивление» и воспроизводить.

Организация экологического воспитания детей в ДОУ комбинированного вида .

НОД по развитию словаря, грамматического строя и связной речи в старшей группе комбинированного вида «Зима. Новый год»НОД по развитию словаря, грамматического строя и связной речи в старшей группе комбинированного вида «Зима. Новый год» Филиал 9 МДОУ д/с № 8, ул. Кирова, 34-а Тема: Зима. Новый год. Выполнила: Учитель-логопед: Саютина Елена Васильевна Копейск 2015 НОД.

Особенности работы учителя-логопеда в ДОО комбинированного вида. По данным разных исследователей, количество дошкольников с нарушениями речи растет и, тем значительнее и актуальнее становится роль логопеда.

Ознакомления дошкольников с родным краем, озером Байкал посредством использования информационных коммуникативных технологий И. М. Ивлева «Ты вспомнишь не страну большую, Которую изъездил и узнал. Ты вспомнишь Родину такую, Какой ее ты в детстве увидал» К. Симонов.

Создание инклюзивного образовательного пространства в ДОО комбинированного вида В последние годы в российской системе образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт использования средств информационно-коммуникативных технологий в детском саду
Опубликовано: 20 октября 2015 в 11:26
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт использования средств информационно-коммуникативных технологий в детском саду» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Антонова (УИ 334810) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД