Мария Кузьминова
Оптимальные условия для коррекционно-воспитательной работы
▼ Скачать + Заказать документы
Создание оптимальных условий для коррекционно-воспитательной работы в специальных дошкольных учреждениях – важнейшее средство психолого-педагогической коррекции детей с нарушением зрения и успешной подготовки их к школе.
Следует строго соблюдать определенные условия проведения занятий. Освещенность рабочего места подбирается индивидуально в соответствии с особенностями реактивности зрительной системы (снижение чувствительности к свету и надпороговым диапазоне или ее повышение – светобоязнь). Поза ребенка во время занятий не должна оказывать негативного влияния на его осанку. Оптимальное расстояние от глаз до наглядного материала 20-30 см. Для нарушенного зрения характерна низкая функциональная устойчивость различения объектов, поэтому педагог не должен допускать зрительного утомления. Продолжительность непрерывной зрительной работы не должна превышать 15 минут. В перерывах для отдыха необходима визуальная фиксация удаленных объектов (она способствует уменьшению напряжения аккомодации) или же адаптация к белому фону средней яркости.
Публикация «Оптимальные условия для коррекционно-воспитательной работы» размещена в разделах
Определенные требования предъявляются к наглядному материалу. Изображения на рисунках должны иметь оптимальные пространственные и временные характеристики (яркость, контраст, цвет, структура, соотношения элементов, время экспозиции). Важно ограничивать информационную емкость изображений и сюжетных ситуаций с целью исключения избыточности, затрудняющей опознание. Имеют значение количество п плотность изображений, степень их расчлененности. Каждое изображение должно иметь четкий контур, высокий контраст (до 60-100%); его угловые размеры подбираются индивидуально в зависимости от остроты зрения и состояния поля зрения. Педагоги общеобразовательных школ, в которые интегрированы дети с низким зрением, должны следовать изложенным выше рекомендациям при организации зрительной работы (без перегрузки, в подборе графического и иллюстративного материала для восприятия, а также темпа зрительной работы при выполнении обучающих заданий.
Следует иметь в виду, что не все дети с нарушениями зрения могут быть интегрированы в массовые учреждения. Если ребенку требуются постоянное поддерживающее лечение органа зрения, медицинская коррекция и наблюдение, психологическая и тифлопедагогическая помощь (при наличии вторичных отклонений в психическом развитии, то он должен воспитываться и обучаться в специальных учреждениях. Для этих детей в специальных учреждениях должны быть созданы кабинеты визуальной реабилитации и обеспечена высококвалифицированная помощь специалистов. В процессе воспитания детей с нарушением зрения общие задачи воспитания сочетаются со специальными, связанными с преодолением, коррекцией и компенсацией первичных и вторичных отклонении в развитии.
Воспитание ребенка с нарушением зрения чаще всего выражается в чрезмерной опеке и создании щадящего режима, ограничивающего его в игровой, учебной и трудовой деятельности, что глубоко неверно. Дети с нарушением зрения должны быть, насколько это возможно, приобщены к различным видим деятельности. Следует воспитывать у них самостоятельность, навыки самообслуживания и культурного поведения, приучать их жить и работать в коллективе. При этом необходимо учитывать индивидуальные и возрастные особенности развития ребенка.
Повседневная деятельность сложна и многогранна, она сопряжена с ориентировкой в Пространстве, восприятием окружающей действительности, самоконтролем и регуляцией поведения. Это требует напряженного внимания, оперативного мышления, соответствующей памяти, быстроты и точности, ряда других качеств. Иногда эти требования оказываются на грани психологических и физиологических возможностей детей с нарушением зрения. Несоответствие ряда психологических и физиологических свойств организма требованиям, предъявляемым к игровой, учебной и трудовой деятельности, может привести к нервным срывам и прогрессированию заболевания. Все это необходимо учитывать при организации коррекционно-воспитательной работы.