Людмила Хабарова
«Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста». Описание педагогического опыта работы музыкального руководителя
▼ Скачать + Заказать документы
Описание педагогического опыта работы
музыкального руководителя высшей категории
Хабаровой Людмилы Валентиновны
«Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста»
Публикация «„Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста“, Описание педагогического опыта работы музыкального руководителя» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Одним из принципов, положенных в основу ФГОС дошкольного образования является «создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями».
Работа с детьми по обучению музыкально-ритмическим навыкам показала, что в каждом ребенке заложен огромный эмоциональный, творческий, физический потенциал. Задача музыкального руководителя - создать условия для его раскрытия и развития. Значение чувства ритма в воспитании ребенка рассматривается во многих педагогических системах. Большинство педагогов расценивают ритмическую деятельность, как серьезную и нужную для ребенка деятельность. Первые семь лет жизни ребенка характеризуются интенсивным развитием всех органов и систем. Ребенок рождается с определенными унаследованными биологическими свойствами, в том числе и типологическими особенностями основных нервных процессов, таких как сила, уравновешенность, подвижность. Но это составляет лишь основу для дальнейшего физического и психического развития, а определяющими факторами с первых недель жизни является окружающая среда и воспитание ребенка. Поэтому очень важно создать такие условия и так организовать воспитание, чтобы было обеспеченно бодрое, положительно-эмоциональное состояние ребенка, полноценное физическое и психическое развитие. Укрепление организма, развитие и совершенствование движений является главной задачей музыкально-ритмического воспитания.
Ритмические упражнения, для развития чувство ритма у детей дошкольного возраста, выполняемые под музыку, являются основными базовыми при овладении двигательной культуры, так как они способствуют формированию правильной осанки, красивой походки, координации движений; развитие слуха способствует развитию ритмичности и музыкальности (Приложение №1).
Использование музыкального этюда, дает возможность детям выразить свои чувства в танце, что способствует эмоциональному, духовному, физическому развитию дошкольника. Сочетание духовного и физического необходимо для развития личности ребенка (Приложение №2).
Актуальность проблемы обусловлена важностью эстетического развития дошкольного возраста. Для решения проблемы я изучила научно - методическую литературу по данному вопросу и особенности развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста. Была поставлена цель - развивать чувство ритма у старших дошкольников, путем систематического использования музыкально - ритмических упражнений во всех формах музыкальной деятельности, была разработана авторская образовательная программа дошкольного образования по хореографии «Путешествие в мир танца», отвечающая Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) к структуре образовательных программ дошкольного образования и условиям ее реализации (Приложение №3).
Для реализации этой программы необходимо было решить ряд задач:
* выявить сформированность чувства ритма у детей;
* использовать музыкально - ритмические упражнения на занятиях, в повседневной жизни ребенка, в самостоятельной деятельности;
* определить особенности развития чувства ритма у детей через диагностику;
* подобрать комплекс музыкально - ритмических движений по развитию чувства ритма у детей.
Особенностью развития чувства ритма у старших дошкольников - является особенность воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и искусстве, стремление самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, через приобщение к музыкальной деятельности и развития музыкальных и творческих способностей.
Хореографические занятия это, прежде всего успешное развитие у детей эстетических чувств, творчества, развитие чувства ритма. При подготовке к занятию, прежде всего, учитываю, в какой степени задание отвечает интересам детей, их физическим данным. Отсутствие музыкальных впечатлений в дошкольном детстве, впоследствии трудно восполним.
Одним из средств развития чувства ритма у детей дошкольного возраста является использование музыки на занятиях. Возраст 4-7 лет по функциональным возможностям детей является благоприятным для становления многих двигательных проявлений, в том числе и координационных. Движение для дошкольников становится средством восприятия музыки, пониманием ее характера.
Главное средство выразительности - мелодия, которая содержит в себе ритм, темп, гармонию. Музыкально - ритмическая деятельность имеет большое значение для эстетического, физического воспитания и развития чувства ритма. Незаменимым средством в работе с дошкольниками по формированию двигательных навыков являются «игры со словом», использование которых знакомит детей с основными видами движений (пружинным, переменным шагом, поскоками, галопом, элементами танца, исполнение (пение, пантомима, игра на ДМИ, ритмические движения, танец, музыкально - творческая деятельность (музыкальное, поэтическое творчество, импровизация, танцевально - игровое творчество).
В основе моих занятий лежит коллективное творчество, ритмизованная речь, ритмические хлопки, выстукивание ногами, импровизационное движение под музыку, озвучивание стихов в ритме, пантомима, этюды пластические и этюды перевоплощения. Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать. Для этого использую разнообразные методы и приемы в своей работе. Игры, участие в самодеятельности, творческая деятельность на занятиях хореографии (придумывание, подражание животным и растениям, импровизация и фантазия детей в свободной пляске) - это позволяет детям доброжелательнее относиться друг к другу.
В ходе занятий хореографической пластики особое внимание уделяю технике: прямая спина, ходьба с правильным положением корпуса, легкость в беге, гибкость корпуса, что позволяет исправить природные недостатки (сутулость, развернутость стоп и т. д.). Ритмические упражнения развивают у детей координацию движений, быстроту реакции, ориентировку в пространстве. Так же на занятиях хореографической пластики у детей формируются навыки музыкального ритма, творческие способности. В процессе активного слушания музыки и исполнения пластических движений у детей формируются музыкальные впечатления и музыкальные образы.
Слитность характера движения и музыки, выразительное качественное выполнение движений детьми, точность передачи музыкального произведения – результат моей работы.
Музыкальные упражнения и музыкальный материал, направленный на развитие чувства ритма у детей, отбираю по следующим принципам:
- художественность музыкальных произведений, яркость, динамичность их образов;
- моторный характер музыкального сочинения, побуждающий к движениям;
- разнообразие тематики, жанров, характера музыкальных произведений на примерах народной, классической и современной музыки;
- соответствие движений образам музыки;
- разнообразие движений (танцевальные, сюжетно - образные, физические упражнения).
При этом использую различные методы и приемы (наглядные, словесные, практические).
На занятиях хореографической пластики стараюсь прививать любовь к музыке; развивать музыкальный слух и чувство ритма; расширять музыкальный кругозор детей; развивать творческое воображение и мышление. Формирование музыкального вкуса реализуется через совместную работу музыкального руководителя с педагогами и родителями на занятиях, построенных в игровой форме, на музыкально-развлекательных мероприятиях (танцевальные концерты, театральные постановки и др.).
Разработанная диагностика позволяет выявить уровень музыкально-двигательных способностей детей по разработанным критериям оценки : музыкальный ритм, пластика рук, гибкость корпуса, исполнительское мастерство, импровизация, умение вести себя во время концерта (Приложение №4).
Таким образом, обучаясь по моей программе, дети научатся чувствовать ритм, слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения. Одновременно смогут развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия танцем помогут сформировать правильную осанку, научат основам этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дадут представления об актерском мастерстве.