Приложение МААМ

Описание педагогического опыта работы «Развитие познавательно-исследовательской активности детей младшего возраста»

Светлана Анатольевна Переславцева
Описание педагогического опыта работы «Развитие познавательно-исследовательской активности детей младшего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Ребенок – это добродушный, пытливый, любознательный человечек. Он каждую минуту открывает для себя что-то новое, его интересует все и везде. Мы должны создать условия для раскрытия всех творческих способностей, внутреннего потенциала, научить любить окружающий мир.

Познавательная деятельность – это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь.

Составляющие познавательной деятельности это всем нам известные: Память, восприятие, мышление.

Цель:

Публикация «Описание педагогического опыта работы „Развитие познавательно-исследовательской активности детей младшего возраста“» размещена в разделах

познавательно-исследовательской деятельности в детском саду.

Формирование у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления

Задачи познавательно-исследовательской деятельности :

Младший дошкольный возраст :

способствовать вхождению воспитанников в проблемную игровую ситуацию

(ведущая роль педагога);

активизировать желание искать пути разрешения проблемной ситуации

(вместе с педагогом);

развивать способность пристальному и целенаправленному обследованию объекта;

формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности

(практические опыты).

Содержание исследовательской деятельности состоит из пяти направлений педагогического процесса.

1. Непосредственно-организованная деятельность с детьми

2. Создание предметно – развивающей среды. Приобретение методической литературы по познавательно - исследовательской деятельности

Создание уголков по познавательно – исследовательской деятельности.

Центры воды и песка. Наборы для экспериментирования с водой. Наборы для экспериментирования с песком.

3. Совместная деятельность с детьми (наблюдения, опыты, труд, художественное творчество)

4. Самостоятельная деятельность детей

(работа в мини-лабораториях)

5. Совместная работа с родителями

(участие в различных исследовательских проектах).

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу

нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного

взаимопонимания между родителями и педагогом.

Совместная познавательно - исследовательская деятельность взрослых и детей и самостоятельная детская деятельность организуется в разных формах:

сюжетно-ролевая игра;

рассматривание;

наблюдение;

беседа;

экскурсии;

конструирование;

экспериментирование;

исследовательская деятельность;

коллекционирование;

развлечения, викторины, конкурсы.

Каждая из этих форм имеет определенную логику построения и развития, различную временную продолжительность и содержательную составляющую, постоянное усложнение и вариативность организации. Все это в первую очередь связано с возрастом воспитанников и их индивидуальным темпом познавательного развития.

В сюжетно-ролевой игре отражаются впечатления детей о непосредственно воспринимаемой окружающей действительности, осуществляется актуализация происходящих явлений и событий. Иными словами, в процессе игры ребенок систематизирует информацию, упорядочивает, расширяет и закрепляет ее. Содержание творческих игр отражает направленность детского познания.

Рассматривание представляет собой целенаправленное и мотивированное восприятие ребенком наглядных средств: картин, иллюстраций, рисунков, слайдов и т. д. ; позволяет формировать у детей наглядные образы знакомых и незнакомых предметов, тех, которые дети не могут непосредственно воспринимать в жизненных ситуациях.

Наблюдение представляет собой целенаправленное восприятие предметов или явлений окружающего, обогащает представление ребёнка, направляет мыслительную деятельность, способствует совершенствованию познавательных психических процессов (восприятия, воображения, памяти, мышления, речи).

Беседа – форма организации познавательной деятельности, в которой через диалогическое общение расширяются, уточняются и систематизируются представления ребенка о предметах и явлениях окружающего, актуализируется личный опыт. Экскурсия как форма организации познавательной деятельности предоставляет возможность знакомить детей в естественной обстановке с многообразием окружающего мира, видеть взаимосвязи его объектов и явлений, наблюдать причинно-следственные зависимости, развивает любознательность и расширяет познавательные интересы.

Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, в результате которой ребенок получает определенный продукт. При этом в конструировании заложено познавательное начало : ребенок познает форму, величину, цвет, пространственные отношения, особенности различных материалов

Коллекционирование – форма познавательной активности дошкольника, в основе которой лежит целенаправленное собирание чего-либо, имеющего определенную ценность для ребенка. Коллекционирование поддерживает индивидуальные познавательные предпочтения детей. Экспериментирование – форма поисковой познавательно-исследовательской деятельности, направленной на преобразование вещей или ускорение процессов, происходящих с ними. У детей развиваются наблюдательность, элементарные аналитические умения, стремление сравнивать, сопоставлять, делать выводы.

Исследовательская деятельность как особая форма познавательно-исследовательской деятельности направлена на освоение ребенком способов реализации познавательных инициатив. Исследовательская деятельность расширяет представления ребенка об окружающем, связывая их в целостную картину мира.

Развлечения, викторины, конкурсы я рассматриваю как своеобразные формы познавательной деятельности с использование информационно-развлекательного содержания, в которых предполагается посильное участие детей. Возможность проявить находчивость, сообразительность и смекалку, признание собственных успехов придают ценность тому, чем дети овладели в других формах познавательной деятельности. Использование перечисленных форм работы с детьми позволяет гибко строить целостный воспитательно-образовательный процесс в группе.

Составление тематического плана – это одно из условий эффективной работы с детьми. При разработке и составлении тематического плана учитываются возрастные особенности детей, программные требования и самое главное интересы детей.

Планирование и организация работы идет по трем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:

1. Живая природа (характерные особенности сезонных и разных природно-климатических зонах, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и другое.)

2. Неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, свет, цвет и другое.)

3. Человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и другое.) Все темы усложняются по содержанию, задачам, способам их реализации.

Обучение в рамках исследовательского подхода:

• с опорой на непосредственный опыт ребенка;

• расширение опыта в ходе поисковой, исследовательской деятельности;

активного освоения мира;

• детям не сообщают готовые знания, не предлагают способы деятельности;

• создается проблемная ситуация, решить которую ребенок сможет, если привлечет свой опыт, установит в нем иные связи, овладевая при этом новыми знаниями и умениями.

• Роль педагога в повышении активности ребенка в познавательно-исследовательской деятельности :

1. Стимулирует интерес

2. Обсуждает варианты поиска, прогнозирования и результата

3. Обсуждает варианты поиска, прогнозирования и результата

4. Стимулирует исследовательское поведение ребенка.

У воспитанников дошкольного возраста через специальные упражнения в разных видах деятельности необходимо развивать умения :

1. Видеть проблемы — интегративное свойство мышления, которое развивается в течение длительного времени в разных видах деятельности.

2. Выдвигать гипотезы, строить предположения.

3. Задавать вопросы.

4. Оперировать понятиями «явление», «причина», «следствие», «событие», «обусловленность», «зависимость», «различие», «сходство», «общность», «совместимость», «несовместимость», «возможность», «невозможность» и др.

5. Классифицировать.

6. Наблюдать.

7. Делать выводы и умозаключения

Особенности организации работы в младших группах.

1 мл. гр.

Развитие наглядно- действенного мышления.

Дети самостоятельно экспериментируют с предметами, их частями, названиями. Пристально рассматривают объекты.

Кратковременные наблюдения, отвечают на простейшие вопросы.

Выполняют простейшие поручения.

Произносят фразу: «Я хочу сделать ….»

2 мл. гр.

Способны улавливать простейшие причинно – следственные связи.

Возникает вопрос «Почему?», пытаются отвечать сами.

Реагируют на предупреждения взрослых, но сами следить за выполнениями правил безопасности не могут.

Работа с воспитанниками данной возрастной группы направлена на создание условий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира. В процессе формирования у воспитанников элементарных обследовательских действий педагогам рекомендуется решать следующие задачи:

1) сочетать показ предмета с активным действием ребё нка по его обследованию: ощупывание, восприятие на слух, вкус, запах (может быть использована дидактическая игра типа «Чудесный мешочек»);

2) сравнивать схожие по внешнему виду предметы: шуба - пальто, чай - кофе, туфли - босоножки (дидактическая игра типа «Не ошибись»);

3) учить воспитанников сопоставлять факты и выводы из рассуждений (Почему стоит автобус);

4) активно использовать опыт практической деятельности, игровой опыт (Почему песок не рассыпается);

В процессе познавательно – исследовательской деятельности словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее).

Главные достоинства познавательно исследовательской деятельности в детском саду:

- воспитанники получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;

- происходит обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, т. к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции;

-активно развивается речь ребенка;

-происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;

-формируется самостоятельность, навыки целеполагания, способность

преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;

- развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности;

- формируются трудовые навыки;

- укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Публикации по теме:

Синтез поэтического слова и движения в воспитании и развитии детей раннего возраста (описание педагогического опыта) «Любите детство: будьте внимательны к его играм и забавам, к его милому инстинкту». Ж. Ж. Руссо К. Д. Ушинский писал: «Искусство воспитания.

Формирование у детей дошкольного возраста познавательной активности посредством познавательно-исследовательской деятельности Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в.

Использование квест-игр для развития познавательно-исследовательской активности детей старшего дошкольного возрастаИспользование квест-игр для развития познавательно-исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста С целью развития познавательной активности воспитанников педагоги используют различные виды игр. Одной из игр, которая позволяет дошкольникам.

Описание опыта работы «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей младшего и среднего дошкольного возраста» Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими.

Описание опыта работы «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Описание опыта работы по теме: «Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста». Проект «Светлая Пасха» с детьми средней.

Описание опыта работы «Проектная деятельность как способ развития познавательной активности дошкольника» Я хочу предложить Вашему вниманию опыт своей работы, на тему «Проектная деятельность как способ развития познавательной активности дошкольника».

Описание педагогического опыта «Ознакомление детей раннего возраста со свойствами природных объектов» ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА по теме: «Ознакомление детей раннего возраста со свойствами природных объектов (форма, величина, пространственное.

Опыт работы на тему: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста». С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской.

Опыт работы «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности»Опыт работы «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности» ети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование,.

Отчёт «Развитие познавательной активности ребенка через организацию познавательно-исследовательской деятельности»Отчёт «Развитие познавательной активности ребенка через организацию познавательно-исследовательской деятельности» Отчёт по инновационной и опытно-исследовательской деятельности на тему: «Развитие познавательной активности ребенка через организацию познавательно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Описание педагогического опыта работы «Развитие познавательно-исследовательской активности детей младшего возраста»
Опубликовано: 11 ноября 2016 в 12:20
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Описание педагогического опыта работы «Развитие познавательно-исследовательской активности детей младшего возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Анатольевна Переславцева (УИ 887393) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД