Светлана Анатольевна Переславцева
Описание педагогического опыта работы «Развитие познавательно-исследовательской активности детей младшего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок – это добродушный, пытливый, любознательный человечек. Он каждую минуту открывает для себя что-то новое, его интересует все и везде. Мы должны создать условия для раскрытия всех творческих способностей, внутреннего потенциала, научить любить окружающий мир.
Познавательная деятельность – это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь.
Составляющие познавательной деятельности это всем нам известные: Память, восприятие, мышление.
Цель:
Публикация «Описание педагогического опыта работы „Развитие познавательно-исследовательской активности детей младшего возраста“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
познавательно-исследовательской деятельности в детском саду.
Формирование у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления
Задачи познавательно-исследовательской деятельности :
Младший дошкольный возраст :
способствовать вхождению воспитанников в проблемную игровую ситуацию
(ведущая роль педагога);
активизировать желание искать пути разрешения проблемной ситуации
(вместе с педагогом);
развивать способность пристальному и целенаправленному обследованию объекта;
формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности
(практические опыты).
Содержание исследовательской деятельности состоит из пяти направлений педагогического процесса.
1. Непосредственно-организованная деятельность с детьми
2. Создание предметно – развивающей среды. Приобретение методической литературы по познавательно - исследовательской деятельности
Создание уголков по познавательно – исследовательской деятельности.
Центры воды и песка. Наборы для экспериментирования с водой. Наборы для экспериментирования с песком.
3. Совместная деятельность с детьми (наблюдения, опыты, труд, художественное творчество)
4. Самостоятельная деятельность детей
(работа в мини-лабораториях)
5. Совместная работа с родителями
(участие в различных исследовательских проектах).
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу
нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного
взаимопонимания между родителями и педагогом.
Совместная познавательно - исследовательская деятельность взрослых и детей и самостоятельная детская деятельность организуется в разных формах:
сюжетно-ролевая игра;
рассматривание;
наблюдение;
беседа;
экскурсии;
конструирование;
экспериментирование;
исследовательская деятельность;
коллекционирование;
развлечения, викторины, конкурсы.
Каждая из этих форм имеет определенную логику построения и развития, различную временную продолжительность и содержательную составляющую, постоянное усложнение и вариативность организации. Все это в первую очередь связано с возрастом воспитанников и их индивидуальным темпом познавательного развития.
В сюжетно-ролевой игре отражаются впечатления детей о непосредственно воспринимаемой окружающей действительности, осуществляется актуализация происходящих явлений и событий. Иными словами, в процессе игры ребенок систематизирует информацию, упорядочивает, расширяет и закрепляет ее. Содержание творческих игр отражает направленность детского познания.
Рассматривание представляет собой целенаправленное и мотивированное восприятие ребенком наглядных средств: картин, иллюстраций, рисунков, слайдов и т. д. ; позволяет формировать у детей наглядные образы знакомых и незнакомых предметов, тех, которые дети не могут непосредственно воспринимать в жизненных ситуациях.
Наблюдение представляет собой целенаправленное восприятие предметов или явлений окружающего, обогащает представление ребёнка, направляет мыслительную деятельность, способствует совершенствованию познавательных психических процессов (восприятия, воображения, памяти, мышления, речи).
Беседа – форма организации познавательной деятельности, в которой через диалогическое общение расширяются, уточняются и систематизируются представления ребенка о предметах и явлениях окружающего, актуализируется личный опыт. Экскурсия как форма организации познавательной деятельности предоставляет возможность знакомить детей в естественной обстановке с многообразием окружающего мира, видеть взаимосвязи его объектов и явлений, наблюдать причинно-следственные зависимости, развивает любознательность и расширяет познавательные интересы.
Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, в результате которой ребенок получает определенный продукт. При этом в конструировании заложено познавательное начало : ребенок познает форму, величину, цвет, пространственные отношения, особенности различных материалов
Коллекционирование – форма познавательной активности дошкольника, в основе которой лежит целенаправленное собирание чего-либо, имеющего определенную ценность для ребенка. Коллекционирование поддерживает индивидуальные познавательные предпочтения детей. Экспериментирование – форма поисковой познавательно-исследовательской деятельности, направленной на преобразование вещей или ускорение процессов, происходящих с ними. У детей развиваются наблюдательность, элементарные аналитические умения, стремление сравнивать, сопоставлять, делать выводы.
Исследовательская деятельность как особая форма познавательно-исследовательской деятельности направлена на освоение ребенком способов реализации познавательных инициатив. Исследовательская деятельность расширяет представления ребенка об окружающем, связывая их в целостную картину мира.
Развлечения, викторины, конкурсы я рассматриваю как своеобразные формы познавательной деятельности с использование информационно-развлекательного содержания, в которых предполагается посильное участие детей. Возможность проявить находчивость, сообразительность и смекалку, признание собственных успехов придают ценность тому, чем дети овладели в других формах познавательной деятельности. Использование перечисленных форм работы с детьми позволяет гибко строить целостный воспитательно-образовательный процесс в группе.
Составление тематического плана – это одно из условий эффективной работы с детьми. При разработке и составлении тематического плана учитываются возрастные особенности детей, программные требования и самое главное интересы детей.
Планирование и организация работы идет по трем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:
1. Живая природа (характерные особенности сезонных и разных природно-климатических зонах, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и другое.)
2. Неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, свет, цвет и другое.)
3. Человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и другое.) Все темы усложняются по содержанию, задачам, способам их реализации.
Обучение в рамках исследовательского подхода:
• с опорой на непосредственный опыт ребенка;
• расширение опыта в ходе поисковой, исследовательской деятельности;
• активного освоения мира;
• детям не сообщают готовые знания, не предлагают способы деятельности;
• создается проблемная ситуация, решить которую ребенок сможет, если привлечет свой опыт, установит в нем иные связи, овладевая при этом новыми знаниями и умениями.
• Роль педагога в повышении активности ребенка в познавательно-исследовательской деятельности :
1. Стимулирует интерес
2. Обсуждает варианты поиска, прогнозирования и результата
3. Обсуждает варианты поиска, прогнозирования и результата
4. Стимулирует исследовательское поведение ребенка.
У воспитанников дошкольного возраста через специальные упражнения в разных видах деятельности необходимо развивать умения :
1. Видеть проблемы — интегративное свойство мышления, которое развивается в течение длительного времени в разных видах деятельности.
2. Выдвигать гипотезы, строить предположения.
3. Задавать вопросы.
4. Оперировать понятиями «явление», «причина», «следствие», «событие», «обусловленность», «зависимость», «различие», «сходство», «общность», «совместимость», «несовместимость», «возможность», «невозможность» и др.
5. Классифицировать.
6. Наблюдать.
7. Делать выводы и умозаключения
Особенности организации работы в младших группах.
1 мл. гр.
Развитие наглядно- действенного мышления.
Дети самостоятельно экспериментируют с предметами, их частями, названиями. Пристально рассматривают объекты.
Кратковременные наблюдения, отвечают на простейшие вопросы.
Выполняют простейшие поручения.
Произносят фразу: «Я хочу сделать ….»
2 мл. гр.
Способны улавливать простейшие причинно – следственные связи.
Возникает вопрос «Почему?», пытаются отвечать сами.
Реагируют на предупреждения взрослых, но сами следить за выполнениями правил безопасности не могут.
Работа с воспитанниками данной возрастной группы направлена на создание условий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира. В процессе формирования у воспитанников элементарных обследовательских действий педагогам рекомендуется решать следующие задачи:
1) сочетать показ предмета с активным действием ребё нка по его обследованию: ощупывание, восприятие на слух, вкус, запах (может быть использована дидактическая игра типа «Чудесный мешочек»);
2) сравнивать схожие по внешнему виду предметы: шуба - пальто, чай - кофе, туфли - босоножки (дидактическая игра типа «Не ошибись»);
3) учить воспитанников сопоставлять факты и выводы из рассуждений (Почему стоит автобус);
4) активно использовать опыт практической деятельности, игровой опыт (Почему песок не рассыпается);
В процессе познавательно – исследовательской деятельности словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее).
Главные достоинства познавательно исследовательской деятельности в детском саду:
- воспитанники получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
- происходит обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, т. к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции;
-активно развивается речь ребенка;
-происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;
-формируется самостоятельность, навыки целеполагания, способность
преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;
- развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности;
- формируются трудовые навыки;
- укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.