Анна Емельянова
Описание собственного педагогического опыта работы в рамках конкурса «Лучший воспитатель 2016»
▼ Скачать + Заказать документы
Описание собственного опыта работы
воспитателя дошкольного отделения ОГКОУ «Школа-интернат № 92»
Емельяновой Анны Дмитриевны
Плохой учитель преподносит истину,
хороший учит ее находить.
А. Дистервег
Профессию воспитателя я выбрала не задумываясь, потому что очень люблю детей. Сама с удовольствием ходила в детский сад и школу. Очень нравилось быть в коллективе сверстников: общаться, дружить, познавать и изменять окружающий мир. Было всегда интересно и весело, потому что рядом были чуткие и добрые педагоги. Я и сейчас их помню: Татьяна Георгиевна, Валентина Алексеевна и другие… Всегда хотелось быть похожей на них: быть такой же умной, доброй, справедливой. И я всегда старалась брать пример с них. Ещё в школе представляла себя учителем, расставляя перед собой все игрушки, доску и учебники. Я мечтала, чтобы все мои ученики были знающими и воспитанными. Поэтому ещё до окончания Ульяновского социально - педагогического колледжа № 1 приступила к педагогической деятельности в дошкольном отделении школы-интерната для слабослышащих детей.
Публикация «Описание собственного педагогического опыта работы в рамках конкурса „Лучший воспитатель 2016“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Но, придя на место работы, я даже и не подозревала, какой «подарок» преподнесет мне судьба… Именно здесь я столкнулась с первыми трудностями: мне было сложно постичь внутренний мир моих подопечных, преодолеть барьер в повседневном общении как с детьми, так и с их родителями. Дело в том, что слуховой звукоусиливающий аппарат, к сожалению, не может в полной мере помочь моим воспитанникам воспринять и осознать свойства, качества и отношения между явлениями предметного и социального мира. Дети, поступающие в детский сад, не имеют навыков элементарного вербального общения, им сложно ориентироваться в окружающей среде. Дошкольники часто имеют сложную структуру дефекта, что также осложняет их дальнейшее развитие. Отсутствие своевременной и грамотной помощи приводит к серьёзным нарушениям в их развитии. Как педагог, я хочу, чтобы мои воспитанники гармонично развивались и ничем не отличались от своих слышащих сверстников. Вот почему я занялась поиском определяющей идеи своей деятельности, которая помогла бы мне реализовать мои планы. Кто же подсказал мне эту идею? Сами дети.
Дети по природе своей исследователи. И мне было отрадно видеть, что мои слабослышащие воспитанники ничуть не уступают в стремлении познать окружающий мир своим слышащим ровесникам, проявляют любознательность, неутолимую жажду новых впечатлений. Желая поддержать их живой познавательный интерес к природе, я предложила им поучаствовать в незамысловатом опыте: мы принесли с прогулки два цветка, один поставили в стакан с водой, а другой положили рядом, на подоконник. На следующий день ребята сравнили цветы и были поражены этой разницей! У них возникло много вопросов, посыпались догадки, завязались жаркие споры. Такой речевой активности и ярких эмоций я не видела у них никогда! Впоследствии я не раз убеждалась, что именно опытно - экспериментальная деятельность вызывает не просто огромный интерес у детей, но и побуждает их к активным действиям. Ведь проведенные опыты предоставляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?», побуждают детей думать, пробовать, экспериментировать, а, самое главное, выражать свои желания и потребности. Не случайно выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение именно природе как средству воспитания детей: так, Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли, а К. Д. Ушинский выступал за то, чтобы «вести детей в природу», дающую им всё доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Актуальной данную идею считали ведущие педагоги и методисты (З. Д. Сизенко, С. А. Веретенникова, А. М. Низова, Л. И. Пушнина, М. В. Лучич, А. Ф. Мазурина и др., в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим миром, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе.
Таким образом, я сформулировала для себя идею, которая направляла весь ход моей дальнейшей работы: опыт – необходимое условие для гармоничного развития детей с нарушениями слуха, именно он открывает двери для них в огромный неизведанный мир.
Опытно-экспериментальный подход к развитию и воспитанию дошкольников я реализую в рамках экопроекта «Тропинка знаний», открывающего возможности познания мира во всём его многообразии, позволяющего увидеть красоту растений и цветов, осознать пользу трав. Проект базируется на принципах технологий проектно-исследовательской деятельности и проблемного обучения дошкольников и включает в себя несколько направлений работы.
Важнейшая составляющая проекта – это работа по созданию «Паспорта экологической тропинки». В паспорте дается описание остановок тропы – природных объектов - по заданным схемам - алгоритмам. Биологическую характеристику данного объекта мы делаем через наблюдение, сравнение и несложные эксперименты. Например, сравниваем хвойные и лиственные деревья в разные времена года, зарисовываем результаты наблюдений, делаем простые выводы, заносим данные в паспорт. Этот вид деятельности не только расширяет кругозор ребят, но и развивает внимание, способность к сопоставлению объектов и формулировке выводов, требующих речевого оформления.
Следующий немаловажный вектор в реализации моей идеи – это работа в лаборатории. Я создала её для того, чтобы ребята учились опытно – экспериментальным путём, используя лабораторное оборудование, устанавливать природные закономерности и формулировать их по ходу проведения опыта. Толчком для создания уголка - лаборатории в группе послужила статья Н. Рыжовой "Как воспитать Эйнштейна" в журнале "Обруч", №5, 2004г. Наши неизменные помощники в лаборатории – это микроскоп, лупы, безмен, компасы, магниты. Неотъемлемой частью лаборатории является накопленный мной дидактический материал: картотека опытов по ознакомлению с явлениями неживой природы, а также альбомы исследований для зарисовки результатов опытов.
Другим не менее эффективным направлением своей деятельности считаю совместную работу с родителями по ходу реализации экопроекта. Разработанная М. Ю. Сторожевой технология познавательного общения взрослого с ребёнком помогает мне выстраивать работу в данном направлении наиболее результативно. Считаю, что участие родителей в различных исследовательских проектах оказывает огромное положительное влияние на познавательную и речевую активность их детей. Это становится возможным через привлечение родителей к совместной с детьми деятельности по изготовлению кормушек, кормлению птиц, к наблюдению за природными явлениями, к изготовлению макетов, посадке растений и их сбору. Так, в рамках кампании «Мой зелёный друг» каждая семья выращивает лекарственное растение, ведя наблюдения за его ростом и отражая их в дневнике наблюдений. Итогом работы станет круглый стол «От всех недуг лес да луг», где ребята покажут свои растения и расскажут о них. Результативность нашей деятельности по всем её направлениям оценивается самими детьми в процессе дидактической игры «Тропинка успеха», благодаря которой я, как воспитатель, отслеживаю имеющиеся достижения каждого воспитанника и провожу работу над ошибками. Возможность трансляции моей идеи я получаю благодаря использованию интернет – ресурса www.maam.ru/users/487995, выступлениям на заседаниях методических объединений, педагогических советов, публикациям авторских разработок на всероссийском сайте http://www.art-talant.org/. Своим опытом я охотно делюсь с коллегами, проводя мастер – классы, открытые занятия, а для родителей организую обучающие семинары по формированию экологической грамотности, практикумы по обогащению словаря и расширению кругозора детей.
Использование опытно-экспериментального подхода к процессу воспитания и развития слабослышащих дошкольников, на мой взгляд, - жизнеспособная идея, отвечающая как потребностям самого ребёнка, так и запросам современного общества. Ведь данный подход не преподносит детям истину в готовом виде, а помогает им самим познать её через собственные действия и наблюдения, что и соответствует требованиям ФГОС дошкольного образования. Не случайно, китайские мудрецы утверждали: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». За этим будущее всей педагогики.
Сейчас я нахожусь только в начале своего пути, и путь этот таит в себе огромный потенциал для дальнейшей интересной работы. В ближайшее время планирую расширить сферу своей деятельности, включив в неё практику выращивания овощных культур и их изучения опытно – экспериментальным способом, а также реализацию развивающей программы «Волшебница вода».
Небезынтересен мне также опыт использования игры в процессе проведения исследований, поскольку считаю, что многие положения игровой технологии помогли бы мне реализовать мою идею, у которой, безусловно, есть большие возможности для развития.
Мир меняется, и моя цель - идти в ногу со временем, постоянно учиться чему-то новому, повышать свой профессиональный уровень, внедрять новые технологии, методы, программы. Выпуская дошкольника из стен детского сада, я знаю, что ему будет нелегко, и поэтому я, как воспитатель, должна заложить в него задатки таких личностных качеств, как инициативность, любознательность, целеустремленность, ответственность, коммуникабельность - тех, что позволят ему занять достойное место в обществе. Также хотелось бы, чтобы воспоминания малышей о детстве, о времени, проведенном в детском саду, навсегда остались светлыми и радостными. Кому-то это может показаться банальностью, я же понимаю, как это непросто и важно. Первый воспитатель, как и родитель, дает малышу дорогу в жизнь, сопровождает его, указывает путь и верное направление. И мне с детьми всегда «по пути».